Свой первый радиоприёмник я собирал на фанерке, только вот вся имеющаяся фанера у нас уходила на посылки с яблоками, которые мы отправляли из Южного Казахстана, где мы недавно поселились, нашим добрым соседям, оставшимся в Сибири. Было непривычно и удивительно, что фрукты, которых в нашем шахтерском поселке было просто не купить, здесь вёдрами сыпались с деревьев. В то время пересылка посылок стоила копейки, поэтому было не слишком накладно их отправлять. И родители старались никого не обидеть. А я, в результате, оставался без самого ходового материала для самоделок, поэтому, чтобы сделать плату для радиоприёмника, мне пришлось распроститься со своей "кинокамерой". Чтобы понять, что это была за камера, и почему я взял это слово в кавычки, немного отвлечемся от основного повествования.
Ранее было упомянуто, что в 70-м году мы поселились в поселке Сас-Тюбе Чимкентской области на улице Заводской. Так она называлась потому, что была ближайшей к цементному заводу.
Хотя, это не совсем так. Завод находился за железной дорогой и улица, которая шла параллельно железнодорожным путям, была к заводу ещё ближе, но она, по понятной причине, называлась Привокзальной.
А по соседству, на нашей Заводской улице, жила семья, в которой было четверо детей, естественно и другие соседские дети подтягивались в их двор поиграть. А поиграть там было где: сад, подвал, чердак и несколько подсобных строений, где можно было спрятаться или просто посидеть. А еще у дома было высокое крыльцо с перилами, на которых висели половики. В углу крыльца были сваленные в кучу старые игрушки. Я сразу смекнул, что это готовый комплект для кукольного театра и тут же приступил к реализации этой идеи, используя перила в качестве ширмы, а игрушки стали персонажами моих импровизированных представлений.
Все, кто были во дворе, тут же, расставили скамейки и стульчики и расселись на них. И двор превратился в зрительный зал. Теперь уже не вспомню, сколько я потом дал таких спектаклей, но всем было весело.
Я так увлёкся разными ролями, что решил себя попробовать и в роли кинооператора.
Кинокамеры у меня не было. Как её сделать узнать было негде. Это потом я узнал, что в приложении к "Юному технику" неоднократно печатались описания и технология изготовления этих аппаратов.
Но, когда у меня появилась возможность ознакомиться с этими материалами, я уже был не липовым, а настоящим кинолюбителем, и у меня уже была кинокамера, и не одна.
А в то время, ввиду отсутствия информации, я пошел другим путем, сделал макет, имитирующий работу камеры. Для этого мне понадобилась кнопка с контактами, две круглых батарейки и микромоторчик. Это в моем хозяйстве было. Поместив все это в коробочку из фанеры и разместив на передней стенке линзу от какого-то фотоаппарата, я получил забавную игрушку. При нажатии кнопки питание подавалось на прикрепленный к стенке моторчик. А моторчики в то время были довольно шумными. Так что моя "кинокамера" трещала, как настоящая.
Ещё на передней стенке аппарата размешалось окно видоискателя, который, между прочим, был не просто рамочным, как у простейших фото- и киноаппаратов, а состоял из двух линз, что давало несколько уменьшенное изображение "снимаемого" объекта. От этого у тех, кому я позволял посмотреть в визир, создавалось полное впечатление настоящести кинокамеры. Смущало только одно обстоятельство, что же я предоставлю зрителям, когда они попросят посмотреть, что я "наснимал". Но они так и не спросили, потому, что мои новые затеи, затмили воспоминания о моей "киносъёмке". Одну из них я описал в рассказе "Наш летний кинотеатр".
Так вот одной из фанерных стенок этой самоделки пришлось пожертвовать для того, чтобы сделать плату для моего первого радиоприёмника. Детали его я смонтировал на лепестках, как рекомендовалось в книге "Транзисторы. Шаг за шагом".
Надо отметить, что в поселке был очень хороший книжный магазин. Он располагался в жилом доме со входом с торца здания. Поднимаешься по трем ступенькам, входишь в двери под вывеской "Кiтаптар - книги" и попадаешь в мир литературы и искусства, пахнущий свежей типографской краской. Книги, открытки, репродукции с картин великих мастеров и, конечно же, прозрачный барабан с билетиками книжной лотереи. Стоил билетик 25 копеек и чаще всего ничего не выигрывал, такова суть лотереи - выигрывают единицы. Мне повезло, так что я за 25 копеек стал обладателем книги ценой 83 копейки.
Книгу то я приобрел, но читать её, не имея радиодеталей для практических работ было как-то не интересно. Тем более, что в ней много текста совсем не про электронику. Конечно это было сделано автором с целью придать повествованию большую занимательность. Но мне хотелось быстрее что-нибудь собрать, поэтому пока я воспользовался только одной рекомендацией из этой книги, а именно способом монтажа на лепестках.
Отвлечения про скульпторов, футбольные команды, психологический барьер и другие занимательные вещи меня быстро утомляли и поэтому было сложно добраться до коренного отличия между плоскостным и точечным диодом. И даже из этого рисунка невозможно понять, какой диод подходит для детекторного приёмника. А еще одним минусом этой книги было то, что описание к рисункам и схемам зачастую были отнесены на несколько страниц от этих рисунков
Поэтому в первом приёмнике у меня стоял диод Д7Ж. Тем более, что у него на корпусе было начертано условное обозначение диода, такое же, как в схеме.
Разумеется, этот вариант радиоприёмника совсем не работал. Это потом я разобрался почему. И собрал, наконец рабочую схему, когда у меня появился точечный диод.
А потом мне дали почитать несколько журналов "Юный техник". В нем схемы были простые и с подробными описаниями. А уж когда у меня появился первый транзистор П401, дела пошли гораздо веселее. Но, об этом уже в следующий раз.
"Как я стал радиолюбителем":
Часть 1 https://dzen.ru/a/aAzvYyBxCH3l5aL6
Часть 2 https://dzen.ru/a/aA9tzMz0HUyQS3Cl