Найти в Дзене
Юность.Ru

Как я стал начинающим радиолюбителем

У каждого радиолюбителя имеется своя история о том, как он стал радиолюбителем. Меня лично «втянул» в это дело человек, далекий от радиотехники. Звали его дядя Миша, и был он добродушным балагуром. Наверное, трудно не быть добродушным, если фамилия у тебя – Счастливенко. Рассказы его явно изобиловали небылицами, но были забавны, а местами и очень смешны, и мы их слушали и смеялись. Однако достоверность одной истории про то, как его племянник по ночам слушает радиоприемник, подключив его не к электросети, не к батарейкам, а к обыкновенной железной кровати, вызвал у меня большие сомнения. Но дядя Миша продолжал стоять на своем, и предложил убедиться самому, отдав мне весь свой запас радиодеталей. Ещё в этом наборе был наушник, вынутый из телефонной трубки. Но ни я, ни дядя Миша на тот момент не представляли, возможно ли из этого набора сделать "прикроватный" радиоприемник. Некоторые детали оказались старше меня, но и я и они в то время выглядели как новенькие. А еще дядя Миша дал мне во

У каждого радиолюбителя имеется своя история о том, как он стал радиолюбителем.

Меня лично «втянул» в это дело человек, далекий от радиотехники. Звали его дядя Миша, и был он добродушным балагуром. Наверное, трудно не быть добродушным, если фамилия у тебя – Счастливенко.

-2

Рассказы его явно изобиловали небылицами, но были забавны, а местами и очень смешны, и мы их слушали и смеялись. Однако достоверность одной истории про то, как его племянник по ночам слушает радиоприемник, подключив его не к электросети, не к батарейкам, а к обыкновенной железной кровати, вызвал у меня большие сомнения. Но дядя Миша продолжал стоять на своем, и предложил убедиться самому, отдав мне весь свой запас радиодеталей.

-3

Ещё в этом наборе был наушник, вынутый из телефонной трубки. Но ни я, ни дядя Миша на тот момент не представляли, возможно ли из этого набора сделать "прикроватный" радиоприемник. Некоторые детали оказались старше меня, но и я и они в то время выглядели как новенькие.

1957-58 год. Совсем не старые детали для начала 70-х
1957-58 год. Совсем не старые детали для начала 70-х

А еще дядя Миша дал мне во временное пользование омметр. В то время каждый чинил бытовую технику и мотоциклы своими силами и омметр в доме был отнюдь не лишним. Поэтому я и не получил его "насовсем"

-5

Оказалось, что мой старший брат знал о таком радиоприёмнике, в школе они уже проходили теорию радиоприёма на уроках физики. Он даже показал мне схему в своём учебнике.

Учебник физики не давал представления из каких деталей состоит радиоприёмник
Учебник физики не давал представления из каких деталей состоит радиоприёмник

Естественно, в «Физике» никаких номиналов деталей обозначено не было. Больше никакой литературы на эту тему в доме не нашлось, и опыт пришлось отложить, ввиду отсутствия катушки и конденсатора переменной емкости. В том, что диоды Д7Ж для этой конструкции не подходят, я убедился позже. А пока, предстояло устранить две проблемы: дефицит радиодеталей и отсутствие информации.

По первому пункту пришлось обойти друзей и одноклассников, благо на лето из поселка никто не уезжал. Это позволило разжиться кое-какими обломками старых радиоприемников "Москвич" и "Рига". В результате мой нехитрый радио-скарб, стал значительно более хитрым. Но конденсатора переменной емкости так и не было.

Постепенно по крупице накапливая знания я узнал, что колебательный контур можно настраивать не только КПЕ, но и подстроечным сердечником. Для этого нужен был хотя бы кусочек ферритового стержня. Как выглядит ферритовый стержень я в то время еще не знал, поэтому принял за ферритовые карбонильные сердечники: подстроечные и горшкообразные от фильтров промежуточной частоты ламповых радиоприёмников. В школьной библиотеке я отыскал приложение к "Юному технику" "Самодельные радиодетали"

-7

И приступил к изготовлению "ферритового стержня". В брошюре рекомендовалось измельчить детали, а потом, полученный порошок смешать с клеем БФ-2 и наполнить этой массой бумажную гильзу.

Применив ступку и толкач, которые использовались для приготовления панировочных сухарей, я кое как измельчил детали из карбонильного железа, но отнюдь не до мучного состояния. В результате, после высыхания клея у меня получился не стержень, а нечто напоминающее кошачий помет.

Я полагаю, что в условиях такого дефицита деталей и информации только те, у кого реально душа лежит к радиотехнике, остаются радиолюбителями, другие бросают это дело. Я остался радиолюбителем.

Продолжение следует...