Начало здесь. В 4-й ЭскПЛ меня назначили на первичную должность командира торпедной группы дизельной ПЛ Б-839 пр. 641, командовал которой капитан 2 ранга Евгений Сулай. За крутой нрав и чрезмерную и неоправданную жёсткость на эскадре о нём говорили: «Кто не знает СулаЯ тот не видел… ничего». Экипаж после годовой БС в Средиземном море сдал ПЛ в средний ремонт в Кронштадте. И экипаж по железной дороге вернулся в г. Полярный отгуливать заслуженный отпуск. Пятнадцать матросов, в дороге оказались уличены в употреблении спиртных напитков и лишались отдыха на Жук озере, попали под моё начало для исправления на хозяйственных и прочих работах.
Вот тут начались «мои университеты». Помимо твердого руководства этой «республикой ШКИД», а жили мы на ПКЗ, что усложняло ситуацию, матросики выполняли разнообразные работы от разгрузки брёвен в городе до мяса на далёком складе в губе Кислой. А мне нужно учиться, сдавать многочисленные зачёты, а для этого — выходить в море на ПЛ, где мне обещали помогать и терпеть. Благо, такое место я нашёл на Б-57, где служил мой однокашник. Старпом нашего экипажа благополучно организовывал мою подмену на ПКЗ, а я с большим удовольствием выходил прикомандированным в море на Б-57, которая много плавала, выполняя разные задачи курса БП (боевой подготовки): торпедные стрельбы, обеспечение надводных кораблей, подводных лодок и авиации.
Старшим помощником командира был Геннадий Александрович Сучков, позже командовавший Тихоокеанским, затем Северным флотом. Он был таким же «славным противолодочником» по образованию, как и мы, только на пять лет старше. Требовательный начальник, но вместе с тем доброжелательный человек, он очень многому нас научил, что крайне важно именно в начале службы, когда правильно заданный «вектор развития» часто значительно определяет судьбу человека, а особенно молодого офицера. Впоследствии мы встречались с Геннадием Александровичем в разных штабах при инструктажах или назначениях на должность, он всегда относился ко мне с теплотой.
Иногда на Б-57 для приёма задач в море и торпедных стрельб выходил комбриг Анатолий Алексеевич Кузьмин, опытнейший подводник, мастер торпедного удара, ставший позже начальником Боевой подготовки ВМФ.
Анатолий Алексеевич Кузьмин родился 12 марта 1933 г. в Ленинграде, пережил блокаду.
1951 – 1955 гг. – курсант Высшего военно-морского училища им. Фрунзе;
1955 г. начал служить командиром рулевой группы, затем командир подводной лодки, командир бригады подводных лодок, начальник штаба 4-й эскадры подводных лодок Северного флота, командир 6-й эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота (1981-1984 гг.), командир 17-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота с базированием в порту Камрань Социалистической Республики Вьетнам (1984-1987 гг.), заместитель Главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке – начальника боевой подготовки ВМФ.
В 1968-1969 гг. дизельная подводная лодка 4-й эскадры Северного флота Б-95 под командованием капитана 2 ранга Кузьмина А. А. принимала участие в экспедиции «Прилив» (продолжительностью 22 месяца) с целью изучения возможности стоянки советских кораблей на островных пунктах базирования в районе банки «Фортюн» вблизи Сейшельских островов.
В 1977 – 1978 гг. – 69-я бригада 4-й эскадры подводных лодок Северного флота под командованием контр-адмирала А.А. Кузьмина выполнила задачи боевой службы в Средиземном море продолжительностью 14 месяцев.
Средиземном море продолжительностью 14 месяцев.
Житель Красносельского района Москвы.
Государственные награды:
орден Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" II и III ст., медали.
Иностранные государственные награды:
«Дружбы народов» Вьетнам
Сочинения: «Море моё».
Сам командир капитан 2 ранга Мелихов Герман Александрович тоже великолепно знал свое дело. Весь экипаж хорошо отработан, так что на этом корабле было у кого и чему научиться. А желание учиться было большое.
Подводные лодки 4-й эскадры в то время выполняли много торпедных стрельб, а времени на составление отчётов по ним часто не хватало из-за постоянных выходов для обеспечения выполнения задач БП другими силами флота. По этой причине флагманский минер бригады часто привлекал к этой работе и меня. Хорошо, что в нашем училище штурманскому делу учили основательно всех, невзирая на основную специализацию – минно-торпедную. Со временем я так отработался в прокладке «обратным ходом», что мог любой торпедной стрельбе обеспечить отличную оценку, лишь бы торпеда не утонула. Позже это очень пригодилось, когда меня стали привлекать к временному исполнению обязанностей флагманского минёра 41 -й дивизии.
По окончании отпуска экипажа командир капитан 2 ранга Евгений Сулай спросил старшего помощника, проводившего отпуск дома, в Полярном, и бывшего в курсе наших экипажных дел: «Как успехи у Ришарда?». Старпом отозвался обо мне положительно. Тогда командир, которому тогда было 39 лет, сказал мне, 23-летнему: «Староват ты для подводного флота». Оценив шутку командира, мне показалось, что ему очень хотелось добавить: «Будь ты помоложе, то лет этак через 25 из тебя мог бы получиться неплохой моряк, а так — и рассчитывать не на что».
Тем не менее, результатом моей интенсивной учебы и служебного рвения в двух хороших коллективах, где грамотные старшие товарищи из меня, впервые «влезшего в рубочный люк», «ковали» настоящего подводного «минного офицера», стало предложение о назначении командором БЧ-З. Оно поступило неожиданно и было очень заманчивым. Однако одолевали обоснованные сомнения. Пугала ответственность за все минно-торпедное и стрелковое оружие, 10 торпедных аппаратов и 2 отсека живучести. К тому же «до винта», как это требовалось на дизельном флоте. После раздумий и советов со старшими товарищами, а были они старшими лейтенантами, хотя опыт в Полярном набирался очень быстро, я согласился. Разумеется, назначен был во многом авансом, но на 4-й эскадре не боялись доверять серьёзную должность молодым, поэтому все мы, как это называлось на местном наречии «рыли вовсю», активно накапливали необходимые знания и приобретали ценный и очень разносторонний опыт. Дизельный флот в то время был постоянно плавающим. Он дал мне твёрдые основы хорошей морской практики и научил правильно работать с личным составом.
Служба на дизельной ПЛ пр. 641 мне очень нравилась, поэтому известие о том, что к осени 1975 г. наша лодка должна идти в средний ремонт в Кронштадт на 2 года 6 месяцев, повергло меня в глубокое уныние. Служба на дизельном флоте очень динамична, поэтому на 4-й эскадре считалось, что в каждой должности до старпома офицеру задерживаться более двух лет очень нежелательно. В ремонте же все оставались на своих должностях до его окончания, а быть командиром БЧ-З в лучшем случае еще З года, теряя при этом морские навыки и служебную перспективу мне не хотелось. Поскольку свободных мест командира БЧ-З на плавающих лодках эскадры не было, кадровые начальники сказали: «Будем не против, если Вы проявите инициативу в поиске места дальнейшей службы».
Продолжение здесь.
Капитан 1 ранга Ришард Виктор Николаевич
--------------------------------------
Всегда Ваш, Борис Седых)))
Подписывайтесь на канал! Становитесь друзьями нашей творческой команды!
Вступайте в ВК в сообщество Записки подводника