Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Что происходило на авианосце "Мидуэй" во время бегства американцев из Вьетнама

Midway покинул порт Йокосука, Япония, 31 марта 1975 года для плановых учений, хотя кэптен Чемберс и его команда были хорошо осведомлены о наступлении северовьетнамских войск, которые только что захватили Дананг и угрожали Сайгону.

В тот день Midway столкнулся с советским фрегатом, который шел впереди, а затем остановился на пути авианосца как раз в тот момент, когда Чемберс и его команда пытались посадить F-4 Phantom II с аварийной ситуацией в полете. Чемберс приказал своему рулевому сохранять курс прямо на остановившийся фрегат. В последнюю минуту советский военный корабль поспешно дал полный ход, чтобы избежать разрезания пополам. В этот момент пришло сообщение Тихоокеанского флота с приказом Midway подготовиться к операции Frequent Wind (Порывистый ветер).

Авианосец проследовал в залив Субик на десятидневный ремонт в доках и выгрузил 20 самолетов и 500 человек личного состава, чтобы освободить место для беженцев.

Прибыв в район ​​в 100 милях от Южного Вьетнама в среду, 23 апреля, Чемберс и его офицеры начали неделю интенсивной подготовки к приему и обработке нескольких тысяч эвакуированных. Некоторые шаги были простыми: морские пехотинцы установили два пулемета М-60 на островной конструкции, способные обстреливать всю полётную палубу, и наметили несколько постов охраны, где вооруженные морские пехотинцы должны были сдерживать недисциплинированное поведение или насилие. Всех беженцев предполагалось обыскивать на предмет наличия оружия, подлежавшее конфискации.

В ходе планирования команда «Мидуэя » также разработала ряд «нестандартных» решений для некоторых внезапно возникших проблем.

Поскольку вертолеты UH-1 при приземлении опирались на полозья

и убрать их с пути было бы практически невозможно, механики брали куски швеллерного железа, сваривали рамы и прикрепляли под ними колеса. После того, как рамы помещались под полозья, вертолёты можно было отбуксировать.

Обеспокоенные тем, что поток нескольких тысяч эвакуируемых может переполнить фановую (канализационную) систему, команда по устранению повреждений установила желоб-туалет на краю самолётоподъемника №2 с ограждениями для обеспечения конфиденциальности. Пожарный шланг, установленный на одном конце, непрерывно смывал отходы за борт.

К рассвету во вторник 29 апреля ситуация как внутри, так и снаружи американского посольства в Сайгоне была полнейшим хаосом. Вместо предполагаемых послом Мартином 200 эвакуированных, внутри комплекса уже находилось около 2000 вьетнамцев, уже готовых к эвакуации. Еще 5000 отчаявшихся беженцев заполонили бульвар Тхонг Нхут и толпились у запертых ворот, пытаясь попасть внутрь.

Мартин дал указание начать эвакуацию в 10:25, девять «Веселых зеленых гигантов» Мидуэя не вылетели в Сайгон до 14:52.

Sikorsky HH-3E Jolly Green Giant:

-2

Меж тем утром CH-46 с вьетнамским экипажем

-3

и UH-1 Huey приблизились и приземлились с горсткой пассажиров.

Третий вертолет, также Huey, приземлился в 14:17. Для кэптена Чемберса, смотревшего вниз с мостика, его прибытие стало неопровержимым доказательством того, что режим Сайгона исчез. «С глубокой скорбью я узнал [бывшего] вице-президента Южного Вьетнама генерала Нгуена Као Ки, когда он сошел на мою полетную палубу. В тот момент я понял, что все кончено».

Однако, как и любой другой эвакуированный, Ки был обыскан на предмет наличия оружия; его три пистолета были конфискованы и выброшены за борт. Только после этого ему и полудюжине старших офицеров с ним разрешили пересечь полетную палубу. Это был момент глубокой иронии: девятью днями ранее, выступая на переполненном митинге возле Президентского дворца, Ки громогласно заявил: «Любой, кто бежит из нашей любимой страны, пока враг наступает на нас, — трус!» Теперь он был всего лишь одним из бесчисленных беженцев, спасающихся из Вьетнама.

Меж тем, помимо вертолётов, прибывали и небольшие самолёты. Многие снижались близко к кораблю, дверь открывалась, и мужчины, женщины и дети прыгали в воду, когда пилот приводнялся. Десятки утонули.

Наконец, 9 Jolly Green Giant отправились к берегу и вернулись через 2 часа. Они останавливались на палубе, вращая свои гигантские роторы, только чтобы высадить эвакуируемых, сменить экипажи и дозаправиться. Эвакуация посольства продолжалась без остановки, пока часы не остановились в полночь в среду, 30 апреля. Вертолеты морской пехоты CH-46 приземлялись на вертолетной площадке на крыше каждые десять минут, чтобы забрать партию эвакуируемых. Более крупные вертолеты CH-53

-4

делали то же самое на посадочной площадке. Каждый тип перевозил от 100 до 250 пассажиров.

-5

В этот момент, обеспокоенный тем, что уставшие пилоты вертолетов могут представлять угрозу безопасности для себя и своих пассажиров, Белый дом приказал приостановить воздушные перевозки до рассвета. Но после коротких, но ожесточенных дебатов по всей цепочке командования полеты возобновились.

Конец наконец наступил, когда президент Форд лично приказал прекратить воздушный мост в 03:45 по сайгонскому времени. Он также приказал послу Мартину улететь предпоследним рейсом. Упрямый до конца, Мартин отказался. Когда озадаченный пилот Sea Knight вернулся и доложил об этом, разгневанный бригадный генерал отправил его обратно. На этот раз Мартин сел на CH-46 без протестов, совершив 45-минутный полет до Мидуэя .

Вечер выдался суматошным: не менее 30 вертолетов прибыли на борт Midway с эвакуированными и снова взлетели за новыми. До сих пор экипажу авианосца и летчикам удалось высадить и обработать 1977 эвакуированных, включая 164 американцев, 20 репортеров, 1174 вьетнамца и двух сотрудников посольства Нидерландов.

Затишье внезапно закончилось в 02:00, когда крушение вертолета на борту находящегося неподалеку Hancock сделало его полетную палубу временно непригодной для использования. Восемь вертолетов морской пехоты, приписанных к авианосцу, находились в воздухе, и все они сообщили, что у них критически низкий уровень топлива.

Чемберс приказал экипажу полетной палубы очистить два посадочных места на носу и организовал аккуратный процесс дозаправки. Он позволил каждому из них приземлиться и получить ровно столько топлива, чтобы продолжить полет в течение короткого периода, пока обслуживались следующие. Это продолжалось до тех пор, пока экипаж летной палубы не смог «запустить» все восемь вертолетов с полными топливными баками, чтобы они могли вращаться по орбите Hancock , пока его летная палуба не будет очищена.

Воздушный мост из посольства закончился так же, как и начался — в хаосе и насилии.

-6

После внезапного приказа президента прекратить полеты в 03:45 майору Кину и старшему сержанту Вальдесу сообщили, что вылетят только 60 американцев, оставшихся там, оставив более 400 вьетнамцев в затруднительном положении. Кин приказал охранникам, образовавшим кордон, очистить зону посадки во дворе посольства, медленно отступить и войти в канцелярию. Увидев это, разъяренные вьетнамцы бросились в атаку, и охранникам пришлось подняться на шесть этажей на крышу, заперев каждую дверь и пустив слезоточивый газ.

В 07:35 Кин и его люди сели в CH-46. Мастер-сержант Хуан Вальдес был последним, кто поднялся на борт... и был последним американским военнослужащим, покинувшим Вьетнам.

Несмотря на то, что воздушный мост Frequent Wind завершился в 03:45, миссия Midway была далека от завершения. Наблюдатели, осматривавшие дождливое небо после восхода солнца в среду, 30 апреля, могли видеть десятки вертолетов южновьетнамских ВВС над головой, ищущих безопасное место для посадки.

Чемберс позже вспоминал, что в течение двухдневной эвакуации на борту авианосца приземлилось в общей сложности 55 Huey и пять двухроторных CH-47. В дополнение к 2297 эвакуированным, доставленным на борт во вторник, по крайней мере еще 1200 беженцев смогли достичь авианосца во второй и последний день, что в общей сложности превысило 3500 человек.

Самое впечатляющее прибытие произошло в 11:00. Наблюдатели Мидуэя заметили небольшой самолет-разведчик Cessna O-1 «Bird Dog», приближающийся к кораблю. «В то время летная палуба была чрезвычайно переполнена людьми и вертолетами», — вспоминал Чемберс. Большинство их вьетнамских экипажей уже улетели вместе с другими эвакуированными.

Пилот засунул записку в кожаную кобуру пистолета, и сбросил на палубу. В ней было написано: «Можете ли вы переместить вертолет на другую сторону, я могу приземлиться на вашей взлетно-посадочной полосе. Я могу лететь еще час, у вас достаточно времени, чтобы очистить полосу. Пожалуйста, спасите меня! Майор Банг Ли, жена и 5 детей».

Опасаясь, что в отчаянии пилот попытается совершить аварийную посадку на вертолеты на полётной палубе, Чемберс призвал как можно больше добровольцев, чтобы очистить зону приземления, столкнув вьетнамские вертолеты за борт. К его удивлению, около 1000 моряков, летчиков и морских пехотинцев хлынули из нижних палуб.

-7

Однако лётчику снова пришлось подождать. Увидев недавно очищенную территорию, восемь зависших «Хьюи» южновьетнамских ВВС немедленно приземлились, снова засорив полетную палубу. Они тоже вылетели за борт

-8

Пока все мужчины и женщины на борту « Мидуэя» затаили дыхание, майор Ли выкатился на последний этап захода на посадку, снизился и пересек летную палубу, приземлившись на центральной линии. «Сессна» остановилась на траверзе острова и была встречена бурно ликующей толпой, которая окружила самолет, Ли, его жену и пятерых маленьких детей.

-9

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4