Главный конструктор самолета МС-21 Виталий Юрьевич Нарышкин в интервью пресс-службы ОАК поделился, что уже импортозамещено на первом опытном самолете, как российские системы показали себя в первом полете, а также сколько и каких предприятий задействовано в этой программе.
Стоит отметить, что 29 апреля 2025 года первый опытный самолет МС-21(борт 005) в импортозамещенной версии совершил первый полет над Иркутском. В состав экипажа вошли летчик-испытатель Александр Гуськов и летчик-испытатель, Герой России Роман Таскаев. Самолёт находился в воздухе 1 час 15 минут, достигнув скорости 580 км/ч и высоты 3000 м. После полета экипаж самолета отметил, что отечественные системы работают надежно, все прошло согласно заданию.
На вопрос, по поводу оценки первого полета первого опытного МС-21, Главный конструктор самолета МС-21 Виталий Юрьевич Нарышкин подтвердил, что самолет действительно показал себя в полете замечательно. Все его системы в полете отработали штатно, оправдались все ожидания и не было никаких отказов.
«Это результат труда большого коллектива специалистов, как нашего КБ, так и Иркутского завода, а также всех наших смежников. Нам удалось это сделать. В первом же полете самолет показал себя просто прекрасно», — заявил Главный конструктор МС-21.
Что касаемо того, какие системы этого борта были замещены и позиционируется ли он уже как импортозамещенный, Виталий Юрьевич поделился, что в первую очередь хочется отметить, что на этом первом опытном самолете уже стоят наши отечественные двигатели ПД-14, несмотря на то, что они с ними летали уже фактически от «рождения».
Он подчеркнул, что в первую очередь в самолете удалось заместить одну из самых очень важных и сложнейших систем – это цифровая система электроснабжения, от которой зависит работа всех остальных систем самолета.
«Наша система электроснабжения отличается от всех других отечественных самолетов и многих западных, кроме самых последних, тем, что она у нас интеллектуальная. Она сама может реконфигурироваться при каких-то отказах.
Она также позволяет делать стопроцентную самодиагностику. То есть все это позволяет, с одной стороны, быть уверенным в надежности этой системы и безопасности эксплуатации самолета.
С другой стороны, в случае каких-то выявленных дефектов, она позволяет оперативно, быстро, без долгих поисков устранить недостаток на земле. Это электросистема нового поколения, у до этого у нас в стране такую систему еще никто не делал, и ни на каких самолетах подобная система не применялась», — поделился Главнй конструктор.
От также подчеркнул, за счет того, что эта интеллектуальная система контролируется компьютерами, то по сравнению с традиционной релейной системой, он примерно где-то в два раза меньше по габаритам и раза в полтора меньше весит. Данная электросистема нового поколения является многоканальной, она может переконфигурируется, в связи с чем ее надежность и отказ безопасности на высочайшем уровне.
Система кондиционирования воздуха самолета также вся отечественная. Помимо этого, на самолёте заменено практически всё бортовое радиоэлектронное оборудование.
«Радиосвязь, навигация, системы посадки — всё это уже стоит отечественное. Всё это себя в полёте показало самой лучшей стороны, не вызывало никаких замечаний. Кроме того, на борту уже отечественная гидросистема с российскими агрегатами. Ну, а многие другие агрегаты у нас изначально были отечественные. Также у нас было своё шасси, у нас были свои мониторы. Так что мы постепенно делаем самолёт полностью российским», — рассказал Главный конструктор МС-21.
На вопрос касаемо смежных предприятий и поставщиков, участвующих в программе импортозамещения МС-21, то, по его словам, планер для опытного образца клепал Иркутский авиационный завод (ИАЗ), композиционное крыло делал «Аэрокомпозит» Ульяновск, двигатели – «ОДК-Пермские моторы» и пермский ОДК «Авиадвигатель», основную часть комплекса бортового радиоэлектронного оборудования поставляла Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ), радиосвязное оборудование - Научно-производственное предприятие «НПП Прима» Нижний Новгород, система управления самолетным оборудованием - Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП).
Ключевая система, которая в первую очередь влияет на летучесть самолета, на его управляемость и безопасность, это система управления. Система управления МС-21 изначально была отечественная, разработки МИА, с нашими алгоритмами и алгоритмами ЦАГи. Тем не менее привода на первом опытном пока французские.
Однако на следующей машине они уже будут отечественные - Павловского завода. Так что п слова "главного", второй опытный МС-21 уже будет полностью отечественный, где будут закрыты те институционные работы, которые не удастся закрыть на первой опытной машине.
«На сегодняшний день только в постройке этого опытного самолета для сертификационных испытаний было задействовано больше 20 тыс. человек и более 200 предприятий. То есть у нас фактически вся страна задействована в кооперации, все работали на этот самолет», — подчеркнул Виталий Юрьевич Нарышкин.
Также Главный конструктор поделился, что после программы заводских доводочных работ самолет переступит к сертификации. Более того, сейчас на завершающем этапе переоснащения находится следующая опытная машина - борт 013.
На вопрос есть ли в чем-то разница работать с иностранными поставщиками или работать с российскими, Главный конструктор МС-21 подчеркнул, что со своими работать всегда приятнее, однако справедливости надо сказать у западных партнеров очень многому пришлось научиться.
«У нас разные подходы были изначально. Однако много полезного можно было у них взять. Это тоже поспособствовало росту нашего интеллектуального потенциала, в том числе и наших КБ», — заявил Виталий Нарышкин.
Ранее сообщалось, что в рамках программы русификации МС-21, на импортозамещенной версии будет заменено порядка 80 иностранных авиационных систем и агрегатов, что собственно и позволит российским авиастроителям не зависеть от импортных поставок при их серийном производстве российских самолетов.
«Я считаю, что-то, что у нас была возможность и нам дали задание сделать отечественный самолёт. Это очень хорошо и это очень полезно. Это также способствует росту кадров, причем как у нас, так и у наших смежников. Как раз это и даёт толчок ко всем технологиям - и производственным, и исследовательским. Поэтому наш самолёт — это вершина большой-большой работы по импортозамещению во всей российской авиационной и приборной промышленности, как это было в советское время.
Мы сейчас выходим, на тот же уровень и будем делать свои самолёты и системы ничуть не хуже Запада. С точки зрения комфорта мы их уже далеко обогнали, то есть у нас самый просторный фюзеляж. Мы стараемся, чтобы в эксплуатации для авиакомпании этот самолет ничуть не уступал Боингам и Аэрбасам», — заявил Виталий Юрьевич Нарышкин.