Найти в Дзене
Old school dude

Какую музыку люди хотели бы взять с собой на необитаемый остров, «Desert Island Discs»

Оглавление

Тема эта настолько умозрительная, что трудно относится к ней серьёзно. В самом деле, человек цивилизации, окажись вдруг после кораблекрушения на необитаемом острове, получает столько проблем, решение которых для него жизненно важно, что вопрос с выбором репертуара для прослушивания в часы досуга отходит на одно из последних мест в списке. Да и будет ли он ещё – этот самый досуг…

Но допустим, со временем всё сложилось, как у героя Даниеля Дефо: отличный климат, благоустроенное жилье, поля, сады и огороды плодоносят по пять урожаев в год, от манго, бананов, плодов хлебного дерева и кокосов глаза разбегаются, прирученные козы щедро дают молоко, а лагуны – морепродукты. Самое время подумать о том, что же теперь вас будет поддерживать, вдохновлять, да и развлекать, в конце-то концов. Каким-то необъяснимым образом здесь оказался проигрыватель, но в комплект к нему можно материализовать лишь восемь аудиозаписей (первоначально грампластинок).

Именно такая идея пришла в ноябре 1941 года в голову 27-летнему англичанину Рою Пломли – актёру, которого взяли после прослушивания диктором на радио. Шла война, его страну бомбили немцы, а на «Би-Би-Си» рассматривали новые перспективные программы, которые могли бы отвлечь британцев от суровой действительности. Как вспоминал Пломли: «Однажды ночью, когда я ложился спать, у меня появился такой замысел. И было хорошо звучащее название – «Desert Island Discs». Огонь иссяк, я был в своей пижаме, и было холодно, но я сел там, а затем написал об этом на «Би-Би-Си». Я предложил шесть аудиозаписей. Когда они взяли восемь, я был просто счастлив. Проект передачи был представлен руководителю отдела развлечений радиокомпании, и его ответ был таким: «Почему мы не подумали об этом раньше? Это такая очевидная и превосходная идея»».

Формат радиопрограммы заключался в том, что известный человек проходит интервью о его (или её) жизни и взглядах, и его просят выбрать восемь записей, какие бы он взял на воображаемый необитаемый остров. Звучат отрывки из выбранных ими композиций или, в случае коротких пьес, всё произведение целиком. В конце программы визитёра просят выбрать то, что ему нравится больше всего. Обсуждение выбора позволяет слушателям взглянуть на личность гостя передачи под иным углом зрения. В 1951 году к списку из 8 песен добавились книга и предмет роскоши, и чаще всего в качестве последнего выбирали пианино.

Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников

Изначально Пломли хотел, чтобы каждая программа начиналась и заканчивалась звуками «прибоя, разбивающегося о берег, и криками морских птиц». Однако Лесли Праун, руководитель популярных музыкальных программ на «Би-би-си», настоял на том, чтобы также использовалась и музыка. Пломли и продюсер Фредерик Пиффард выбрали композицию «By the Sleepy Lagoon», написанную Эриком Коутсом. Эта мелодия использовалась с момента первой передачи в 1942 году. Музыку сопровождали крики чаек, за исключением периода времени в 1964 году, когда добавляли звуки тропических птиц. С тех пор эта программа «BBC Radio 4» стала одним из самых популярных шоу в мире.

Если «Диски необитаемого острова» что-то и доказывают, так это то, что о чьём-то музыкальном вкусе можно многое судить. В конце концов, музыка – это не просто фоновый шум, это образ жизни, один из самых популярных и доступных видов искусства в мире. Обычно приглашали известных публичных людей, а первым был популярный комический актёр – Вик Оливер. Не всегда, к неудовольствию Роя Пломли, «потерпевшие кораблекрушение» обладали отменным вкусом. Так, одна голливудская актриса, которую он обожал с детских лет, с его слов «оказалась абсолютной коровой».

Другой персонаж «пришёл вместе с явно неискренним списком записей людей из конюшни его собственного менеджера». Ряд музыкантов продвигали в основном себя. Так, Луи Армстронг в августе 1968 года выбрал наряду с другими и собственные записи: «Blueberry Hill», «Mack the Knife», «What a Wonderful World».

Под руководством Роя Пломли проект выходил до мая 1985-го. Затем «Desert Island Disks» вёл Майкл Паркинсон, после него Сью Лоули, а с 2006-го этот пост занимала Кирсти Янг. Её сменила в 2018-м Лорен Лаверн. Одной из самых знаменательных передач стала вышедшая в 1958 году с подборкой из семи собственных записей оперной дивы Элизабет Шварцкопф. Впоследствии этот рекорд был побит британской пианисткой Маурой Лимпани во время её второго выступления в программе 28 июля 1979 года, когда все восемь композиций были её собственного исполнения.

За восемь с половиной десятилетий существования проекта было выпущено более 3000 серий, прозвучало более 25 000 композиций, поэтому некоторые диски, выбранные гостями, вполне предсказуемо совпадали друг с другом. Данные, собранные Эндрю Густаром еще в 2020 году, показали, что классическая музыка как жанр занимает лидирующие позиции в рейтинге, и такие исполнители, как Моцарт, Штраус и Бах, – на самых высоких позициях в рейтинге. А самым популярным произведением за всё время оказалась «Ода Радости» – последняя часть Девятой симфонии Бетховена.

В далекие 40-е годы, когда интервьюируемые, как правило, были более чопорными, в моде была классическая музыка. Как и следовало ожидать, с годами выбор гостей всё больше и больше ориентировался на популярную музыку. В наши дни, когда в центре внимания находятся менее претенциозные гости, музыка становится более захватывающей и доступной – джаз, рок, поп.

Каждый предлагает собственные композиции на необитаемый остров, даже если его об этом не просили, а знаменитости практически выстраиваются в очередь, чтобы принять участие в этом шоу. И это не только возможность ознакомиться с уникальными музыкальными историями, но и повод для уважаемых гостей поведать о взлётах и падениях своей карьеры, рассказывая откровенные истории о каждой выбранной песне.

Выбор, который делали медийные персоны, порой удивлял. Так, Дэвид Бэкхем в 2017-м предпочёл The Stone Roses, Эллу Фитцджеральд, Элтона Джона, The Rolling Stones, Майкла Джексона и Пола Маккартни, но абсолютно ничего из Spice Girls или хотя бы сольных проектов своей жены – Виктории Бекхэм. А Том Хэнкс в 2016-м выбрал Дина Мартина, Дасти Спрингфилд, Talking Heads, Derek and the Dominos и The Beatles. «Роллинг» Кит Ричардс в 2015-м поразил всех, поведав, что его самая любимая вещь, без которой сложно прожить, – регги «Extra Classic» ямайца Грегори Айзекса.

Зато Йоко Оно образца 2007 года готова нескончаемо слушать Эдит Пиаф, Грейси Филдс, Боба Марли, исландский музыкальный коллектив Amiina, а также, ожидаемо, «Beautiful Boy» Джона Леннона и «Magic» их отпрыска – Шона. При этом, она призналась, что они с Джоном сначала не были уверены в том, оставить ли их маленького сына или отдать его на усыновление: «Я не хотела обременять его тем, чего он не хотел».

В свою очередь, другой сын Джона, Джулиан Леннон, готов бесконечно слушать битловский «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», любой альбом Дэвида Боуи, объясняя это тем, что музыкант сильно повлиял на него. А выше всех он ставит «Pretzel Logic» группы Steely Dan.

Приведу ещё ряд списков, составленных известными рок-музыкантами и не только:

Остров-2. Фото из открытых источников
Остров-2. Фото из открытых источников

Стивен Хокинг

Гениальный британский учёный страдал при жизни боковым амиотрофическим склерозом, благодаря чему последовательно впал в полный паралич. Учитывая эти обстоятельства, его выбор 1992 года не может ни привлечь внимание:

Франсис Пуленк «Gloria»; Иоганнес Брамс «Концерт для скрипки в ре-мажор»;

Людвиг ван Бетховен «Струнный квартет №15 в ля-минор, опус №132»;

Ричард Вагнер «Полет Валькирий», Акт 1-й»; The Beatles «Please Please Me»;

Вольфган Амадей Моцарт «Реквием в ре-минор»;

Джакомо Пуччини «O, Principi, che a lunghe carovane» ария из оперы «Турандот» (Акт II, сцена 2).

А первым номером у него идёт Эдит Пиаф «Non, Je Ne Regrette Rien»

Пол Маккартни

Сэр Пол Маккартни в 1982-м готов был взять с собой на необитаемый остров следующее:

Элвис Пресли «Heartbreak Hotel»; Чак Берри «Sweet Little Sixteen»;

Бенджамин Бриттен и Джулиан Брим «Courtly Dances»; Как неожиданно среди рок-н-ролльных стандартов вдруг обнаружить академическое произведение!

Джин Винсент «Be-Bop-A-Lula»; Джон Леннон «Beautiful Boy»;

The Coasters «Searchin’» (именно кавер-версию этой песни пел сам Маккартни в «Битлз»);

«Литтл Ричард «Tutti Frutti»;

А возглавил список «Walking In The Park With Eloise» в исполнении его группы Wings. Чтобы вы не подумали о Поле как о нарциссе, эту композицию написал не он, а Джим Маккартни – его отец.

Элтон Джон

Другой Сэр, Элтон Джон, представил в 1986-м и классические произведения, и джаз, и поп с роком:

Pink Floyd «Shine On You Crazy Diamond»; Нина Симон «I Put A Spell On You»;

Эдуард Элгар «Variations On An Original Theme OP. 36: Variation XI «Nimrod»»;

The Rolling Stones «Let It Rock»; Уильям Генри Монк «Abide With Me»;

Телониус Монк «Misterioso»; Джон Леннон «Stand By Me»;

Wham! «Wake Me Up Before You Go-Go»

Если выбор песни в исполнении Леннона легко объяснить его дружбой с Элтоном Джоном, то по поводу Pink Floyd Элтон рассказал очень трогательную историю. К нему и его партнеру по написанию песен, Берни Топину, однажды обратилась безутешно горюющая мать, чтобы спросить, может ли её сын, страдающий от рака, встретиться с ними. Конечно, они согласились и провели с ребенком несколько вечеров. В это время тинэйджер слушал альбом Pink Floyd «Wish You Were Here», и однажды вечером, когда солнце садилось, двоица решила помолиться за здоровье мальчика под песню «Shine On You Crazy Diamond».

У этой истории был счастливый конец. «Три года спустя, – вспоминает Джон, «в мой отель постучали, и этот парень сказал: «Привет, это Стив», а я сказал: «Да, могу я вам помочь?». Оказывается, это был тот же самый мальчик, только мускулистый, как Сильвестр Сталлоне, совершенно здоровый». Вот что Pink Floyd животворящий делает!

Эрик Клэптон

Эрик появился в программе «Desert Island Disc» в 1989-м. В рамках шоу на «Би-би-си» «Медленная рука» выбрал восемь музыкальных произведений, без которых он просто не мог жить. Это был сборник композиций, который не только рассказывает многое о любви Клэптона к музыке, но и о жизни, которой он жил вместе с этими мелодиями.

Примечательно, что Эрик старается не следовать стереотипам гитаристов при выборе своих первых музыкальных произведений: сначала он выбрал два классических произведения. Здесь также три его любимых блюзмена и пара канонических соул-исполнителей:

Джакомо Пуччини «Senza mamma (из оперы «Сестра Анджелика)»; Жорж Бизе «Au fond du temple saint (из оперы « Ловцы жемчуга»); Роберт Джонсон «Cross Road Blues»;

Мадди Уотерс «Feel Like Going Home»; Фредди Кинг « Have You Ever Loved A Woman»;

Рэй Чарльз «Hard Times»; Стив Уандер «I Was Made To Love Her»;

Принс «Purple Rain».

Его самой любимой песней был хит Принса «Purple Rain», который тот называл «палочкой-выручалочкой». С тех пор эта песня стала одним из самых любимых треков в карьере Принса, и Клэптону она, безусловно, пришлась по душе: «В то время, когда я думал, что рок-н-ролл уже мертв, появился он. Это человек, который является реинкарнацией Литтл Ричарда, Джими Хендрикса и Джеймса Брауна в одном лице. Я подумал, что это именно то, что нужно миру».

Ноэль Галлахер

Он – один из тех, кто прирождён для того, чтобы вставлять реплики в перерывах между песнями. Ноэль также не боится использовать крепкое словцо в интервью – звезда, имеет право. В 2015-м он привёл следующий выбор песен, с какими готов остаться до конца дней на необитаемом острове:

Sex Pistols «Pretty Vacant»; Дэвид Боуи «Let’s Dance»;

Pink Floyd «Nobody Home»; The Smiths «Hand In Glove»;

A Guy Called Gerald «Voodoo Ray»; U2 «With Or Without You»;

The Ronettes «Be My Baby»; The Beatles «Ticket To Ride».

Для человека, который следил за неоднократными высказываниями Галлахера о его музыкальных пристрастия, здесь нет ничего неожиданного: «Битлз», «Смиты» и бесстыдное признание в любви к U2. «Если ты этого не понимаешь, значит, ты этого не понимаешь, и тебе не стыдно», – говорит Галлахер, наигрывая «With Or Without You».

Вспоминая свои более зрелые годы, он советует слушателям «определенного возраста» ставить чайник во время «Voodoo Ray» и обещает однажды признаться в обожании Роджеру Уотерсу. У Галлахера нет времени на скромность, он рассказывает о музыкантах, с которыми встречался, и отметает мысль о том, что его лучшие работы находятся в ранних частях его каталога. И он отказывается чрезмерно усложнять жизнь.

Фли

Одним из самых ярких среди последних было приглашение басиста и основателя The Red Hot Chili Pepper – Фли. Он не только озвучил свой выбор: «Kind of Blue» Майлза Дэвиса, «GI» группы The Germs, «Unknown Pleasures» от Joy Division, записи квинтета Клиффорда Брауна и Макса Роуча и «Белый альбом» The Beatles («они были первой группой, которую я по-настоящему полюбил»), но и представил свой вариант суппергруппы всех времён: «У меня были бы Джими Хендрикс на гитаре и Билли Холлидей на вокале. Я бы играл на басу, а Тони Аллен был бы у меня на барабанах. Я бы также хотел немного поиграть на трубе, но я бы не выбрал Клиффорда Брауна, потому что он бы заполонил всю сцену».

Ещё музыкант рассказал о своём становлении и формировании концепции The Red Hot Chili Pepper: «Я познакомился с Хиллелом, когда мне было 17 лет. Он поставил мне несколько пластинок Джими Хендрикса и Led Zeppelin, и я начал по-настоящему увлекаться рок-музыкой. Я взял бас-гитару и присоединился к его группе».

Музыкальное влияние Фли продолжало развиваться, поскольку он объединил свою любовь к джазу с новообретённой оценкой классического рока: «Вначале я по-настоящему увлекся прог-роком. Я слушал единственную в своем роде «Weather Report» Билла Бруфорда, Аллана Холдсворта, The Mahavishnu Orchestra и The Tony Williams Lifetime. В детстве я увлекался джазом, и мне была по-настоящему близка виртуозность этой музыки».

Завершающий этап, предшествовавший появлению The Red Hot Chili Pepper, наступил с приходом панк-рока: «Панк-рок стал для меня огромным открытием. Это было почти как духовное пробуждение. Меня осенило, что если сыграть всего один аккорд, но с правильным намерением, то он может быть таким же эмоционально мощным, как величайшее соло Джона Колтрейна. Именно тогда родилась концепция The Red Hot Chili Pepper».

Самые популярные треки в плейлистах «Desert Island Discs»

Что предпочли бы слушать на необитаемом острове до конца своей жизни рок-звезды, политики, селебрити и разные известные личности – это, конечно, весьма занимательно, только вот обычных любителей музыки в мире на порядки больше. И у каждого из них свой взгляд на такие вещи. Я тут наткнулся на исследования, проведённые на основе данных «Spotify» – одного из ведущих мировых стриминговых сервисов, предлагающий доступ к миллионам музыкальных треков, подкастов и видео со всего мира.

На «Spotify» есть десятки тысяч плейлистов на тему «треков для необитаемого острова», составленных рядовыми пользователями. Исследования выяснили, какие их них появляются чаще всего. Ниже я представил восемь самых значимых и особенных песен, которые жители планеты Земля взяли бы с собой на свой «необитаемый остров». Я их разместил в обратном порядке по популярности. Готовы? Поехали.

8. Dire Straits « Romeo And Juliet»

Песня, написанная фронтменом группы Марком Нопфлером, впервые появилась на альбоме «Making Movies» 1980 года, через год была выпущена в качестве сингла. Отличительный вокальный стиль Марка добавляет грубую пылкую глубину лирике и обреченным отношениям, которые она описывает. Песня также демонстрирует исключительную гитарную работу Нопфлера, а в сочетании с сильным эмоциональным резонансом демонстрирует вневременное качество, которое сохраняет его актуальность в течение десятилетий после её выпуска.

7. Joy Division «Love Will Tear Us Apart»

Навязчивая и запоминающаяся нью-вейвовая мелодия Joy Division «Love Will Tear Us Apart» 1980 года делает её мгновенно узнаваемой песней, которая закрепилась как гимн любви, утраты и эмоционального смятения. Независимо от того, ассоциируют ли люди это с расставанием или просто с определённым эпизодом в своей жизни, трек часто появляется в плейлистах «Desert Island Discs» и собрал уже более 335 миллионов прослушиваний на потоковой платформе. В 2012 году британский музыкальный журнал «NME» назвал эту композицию величайшей песней всех времен.

6. Talking Heads «This Must Be the Place (Naïve Melody)»

Самая знаковая песня Talking Heads была выпущена в ноябре 1983 года вторым синглом с их пятого студийного альбома «Speaking in Tongues». Слова песни были написаны Дэвидом Бирном, музыка и аранжировки были придуманы Бирном и другими участниками группы: Крисом Францем, Тиной Уэймут и Джерри Харрисоном. Увлекательный музыкальный ритм «This Must Be the Place» очень запоминающийся, а синтезаторы и перкуссия хорошо работают вместе, чтобы создать воодушевляющий трек, который отлично подходит для танцев, а также для «расслабухи». Как объяснил Бирн:

«Это песня о любви, состоящая почти полностью из не логичных утверждений, фраз которые могут иметь сильную эмоциональную окраску, но не иметь хороших качеств, с точки зрения повествования».

5. Nina Simone «I Wish I Knew How It Would Feel to Be Free»

Бессмертный хит Нины Симон 1967 года был написан американским музыкантом Билли Тейлором и первоначально записан как инструментал, и лишь позже был выпущен песней на стихи Дика Далласао. Слушатели наслаждаются мелодией, вдохновленной госпелом, и аранжировкой на фортепиано, органе и перкуссии, идеально уравновешивающей страстный соул-вокал Симоны. Песня стала гимном в борьбе за свободу и равенство, находя отклик у людей на многих уровнях.

4. Pink Floyd «Wish You Were Here»

Одна из самых уважаемых композиций Pink Floyd с одноимённого концептуального альбома 1975 года, написанная Дэвидом Гилмором и Роджером Уотерсом. Лирика обрабатывает темы потери, изоляции и поиска смысла жизни. Уотерс сочинил этот текст, думая о Сиде Барретте... Это были наполненные чувствами размышления на тему отсутствия человека в мире. Чередование печальных образов, заложенных в такой теме, доводится до накала рефреном: «Как бы я хотел, как бы я хотел, чтобы ты был здесь...».

3. Fleetwood Mac «The Chain»

Единственная песня с альбома 1977 года «Rumours», авторами которой являются все пять участников: Стиви Никс, Линдси Бакингем, Кристин Макви, Джон Макви и Мик Флитвуд. В текстах «The Chain» на фоне сложной гитарной работы и энергичного ритма звучат темы любви, преданности и взаимосвязанности человеческих жизней. На протяжении многих лет «The Chain» появлялась в многочисленных фильмах, телешоу и рекламе, что помогло закрепить её как образ, который связывает людей с важным этапом их жизни.

2. Tracy Chapman «Fast Car»

Эта песня американской певицы Трейси Чэпмен вышла 6 апреля 1988 года в качестве ведущего сингла с её дебютного альбома. 80-е закончились, но она продолжала резонировать и с последующими поколениями благодаря универсальному посланию преодоления трудностей в поисках лучшей доли. Находят ли люди утешение в текстах песни, или она просто напоминает им о конкретном времени в их жизни, но «Fast Car» – одна из самых популярных композиций в мире (в одном только «Spotify» 672 миллионах скачиваний).

1. Fleetwood Mac «Landslide»

Один из выдающихся треков на одноимённом альбоме Fleetwood Mac 1975 года, «Landslide» – это песня, которая чаще всего появляется в плейлистах «Desert Island Discs». Стиви Никс написала её, сидя в чьей-то гостиной, «глядя на Скалистые горы, размышляя о лавине всего, что обрушилось на всех нас...». В тот момент её жизнь действительно казалась фиаско во многих отношениях. Нежная мелодия и красиво написанные и исполненные тексты предоставляют слушателям множество возможностей для эмоциональной связи. Апеллируя к поколению за поколением, это прекрасный пример «вечнозелёного трека».

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: