Найти в Дзене

Кто такая настоящая Тонька-пулеметчица и чем она отличается от героини сериала «Палач»?

Оглавление

Иногда жизнь пишет такие сценарии, которые ни один режиссер не решится воспроизвести в точности. Это слишком страшно и слишком реально.

История Тоньки-пулеметчицы как раз из таких. Имя этой женщины, казалось бы, должно было исчезнуть в пыли архивов, но оно снова всплыло благодаря телесериалу «Палач».

Только вот между героиней фильма Антониной Малышкиной и реальной женщиной Антониной Макаровой, по мужу Гинзбург, слишком много различий, чтобы их игнорировать.

Сериал привлекает зрителя интригой и драмой, но настоящая история Тоньки — не криминальный детектив, а тяжелая, трагическая правда, от которой холодеет душа.

И знать ее стоит хотя бы потому, что даже спустя десятилетия она напоминает: за преступления, совершенные в юности, все равно однажды приходится расплачиваться.

Кто такая Тонька-пулеметчица на самом деле?

Антонина Макарова родилась в 1920 году в простой деревенской семье. До войны она училась в медицинском училище, работала санитаркой. В 1941 году попала в окружение и оказалась на территории, оккупированной немцами.

Так она попала в печально известный Локотский округ — автономную зону, где фашисты позволяли местным коллаборационистам создавать собственную администрацию, полицию и даже армию.

Там и началась новая жизнь Антонины Макаровой. По свидетельствам, она сама изъявила желание работать на немцев. В 21 год она стала карательницей.

Ее главной «работой» были расстрелы — около полутора тысяч человек за несколько месяцев. Партизаны, их семьи, случайные жители.

Тонька — уже тогда прозванная пулеметчицей — не просто участвовала в расстрелах, она лично добивала выживших. Стреляла не в лицо и не «в глаза из револьвера» (как это делает в фильме героиня Виктории Толстогановой), стреляла, как говорила сама, «куда придется». Часто — уже пьяная. Перед расстрелами напивалась, и после тоже пила горькую.

Так ей было легче убивать.

Она не носила немецкой формы и не прятала лицо за маской (как это показано в фильме). Ее узнавали и боялись.

Тонька была не мученицей и не обманутой девочкой, а карателем, осознанно выбравшей сторону зла.

Актриса в сериале
Актриса в сериале

Кем ее сделали в сериале?

Телевизионная Тонька — это уже не женщина, а персонаж. В сериале «Палач» она появляется в маске зайчика, с трагической историей любви, с попытками оправдать свои действия. Ее наделили эмоциями, метаниями, глубиной.

Для сценария — это логично, ведь зрителю нужно сопереживать, нужно дойти до конца сюжета, гадая, кто же на самом деле убийца. И, наконец, получить развязку.

Но, как справедливо заметил ветеран госбезопасности Леонид Савоськин, который участвовал в настоящем расследовании, — реальность была другой. В ней не было интриги, не было мистики, не было маски — была жестокая женщина, которая за деньги и возможность выжить стала орудием смерти.

Почему она делала это?

Сколько бы ни искали в ней психологи и журналисты «объяснение» — бедное детство, травмы, страх перед смертью, любовь к жизни — одна деталь говорит громче всех: ей платили 30 рейхсмарок — большие по тем временам деньги. Она соглашалась на любую работу, не задумываясь, кого убивает.

Нет сведений о том, что она сопротивлялась, что ее заставили, когда она была в плену. Сотрудничество с врагом был ее добровольным выбором, и этот факт оказался зафиксированным в допросах, в документах, в памяти тех, кто уцелел.

Фотографии Антонины Гинсбург
Фотографии Антонины Гинсбург

Жизнь под чужим именем

Когда фронт подошел к Локотю, Макарова уехала в Кенигсберг. Там, представившись медсестрой, прошедшей оставшуюся войну, устроилась работать в госпиталь. Познакомилась с советским фронтовиком — Виктором Гинзбургом. Вышла замуж и родила дочерей. Устроилась на работу швеей в городе Лепель, что в Белоруссии. Стала уважаемой женщиной, ветераном, примерной матерью и женой. Вся ее прежняя жизнь исчезла, как будто ее не было.

И 30 лет — тридцать! — никто не знал, кто она на самом деле.

Как ее нашли?

Нашли ее настоящие сыщики — не московский майор из МУРа, как в сериале, а сотрудники КГБ из Брянска и Беларуси. Это была долгая и кропотливая работа: опознания, сверка архивов, поиск свидетелей.

И в 1976 году в белорусском городе Лепель нашли женщину по имени Антонина Гинзбург. Сходство с Тонькой-пулеметчицей оказалось полным. Вскоре ее арестовали, дело довели до суда.

57-летнюю мать, жену, труженицу осудили за измену Родине и приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Родные были в шоке. Соседи не верили. Но документы, допросы, показания были неопровержимы.

-5

Правда или миф?

Невольно возникает вопрос: можно ли сравнивать телевизионную историю и реальную трагедию? С одной стороны — художественный вымысел, где Тонька — сложный персонаж, жертва и преступник одновременно. С другой — настоящая женщина, выбравшая путь предательства и с оружием в руках убивавшая людей.

Конечно, кино не обязано быть документальным. Оно должно быть интересным, эмоциональным. Но важно помнить: реальная Тонька — не образ, не маска, не загадка, а человек, совершивший ужасающие преступления.

И они не стали менее страшными от того, что она потом работала контролером качества на швейной фабрике, вела «патриотическую работу с молодёжью и юношеством» и получала медали к юбилеям Победы.

-6

Вместо эпилога

Тонька-пулеметчица — не монстр из фильма ужасов. Но и не жертва обстоятельств. Ее биография — сложная, запутанная, но абсолютно реальная.

Пусть каждый, кто посмотрел сериал «Палач», найдет время понять, кем была настоящая Антонина Макарова. Чтобы отличать правду от вымысла. И чтобы никогда не дать истории повториться.

Спасибо, что дочитали. А это другая моя статья о Тоньке. Почему же она стала такой некрасивой в свои 58 лет?