Найти в Дзене

Роль психотерапевта и педагога в создании «рабочего альянса» с клиентом и учеником

Чем больше изучаю психологию, тем больше вижу параллелей между работой психолога-консультанта и учителя. В обеих профессиях очень важен сам человек. На данный момент существует огромное количество методов психотерапии. Если говорить о цифрах, то статистика указывает порядка 700 различных методов. Одни методы более эффективны в одних ситуациях, другие в других. С одним пациентом эффективнее один подход, с другим другой подход. Но как показали последние исследования, основой любой техники является человек (специалист), который использует эту технику. Так же и в педагогике. Одна и та же программа, одна и та же методика, а результат разный. Личность педагога, как и личность психотерапевта, играет решающую роль в эффективности процесса. Еще В.Леви в своей книги «Разговор в письмах» писал, что изучив биографию известных психотерапевтов, видим, что это совершенно разные люди, у каждого свой неповторимый потенциал. В.Леви назвал этот потенциал Фактор Икс. В зависимости от особенностей

Чем больше изучаю психологию, тем больше вижу параллелей между работой психолога-консультанта и учителя. В обеих профессиях очень важен сам человек. На данный момент существует огромное количество методов психотерапии. Если говорить о цифрах, то статистика указывает порядка 700 различных методов. Одни методы более эффективны в одних ситуациях, другие в других. С одним пациентом эффективнее один подход, с другим другой подход. Но как показали последние исследования, основой любой техники является человек (специалист), который использует эту технику. Так же и в педагогике. Одна и та же программа, одна и та же методика, а результат разный. Личность педагога, как и личность психотерапевта, играет решающую роль в эффективности процесса. Еще В.Леви в своей книги «Разговор в письмах» писал, что изучив биографию известных психотерапевтов, видим, что это совершенно разные люди, у каждого свой неповторимый потенциал. В.Леви назвал этот потенциал Фактор Икс. В зависимости от особенностей самого терапевта его работа более эффективна с одними пациентами и менее эффективна с другими.

Приведу несколько примеров, описанных в этой книге. Один терапевт, гений самоотдачи и сопереживания, способен буквально вытащить из пропасти даже самого депрессивного пациента, но будучи очень доверчивым человеком, не способен помочь пациенту, который уклоняется от живого контакта и прячется под разными масками. Другой, настоящий аналитик и мастер психотерапевтической беседы. Он видит малейшую фальшь и умеет так построить беседу, что даже самых закрытый клиент раскрывается спустя некоторое время, но при этом не может проявить достаточно эмпатии в отношении особо ранимых пациентов. Еще один пример, психотерапевт обладает диагностической интуицией и артистичностью, у него прекрасно получается работать с мнительными людьми и женщинами разного возраста, но возникают сложности со скептиками. Другой, наоборот очень медлительный и меланхоличный, говорит мало – лечит своим молчанием. Одно его присутствие действует на пациентов гипнотически. Прекрасно справляется даже супер сложными ситуациями, но иногда терпит неудачу в простейших случаях. Также и в педагогической деятельности.

В психологической деятельности и педагогике, если человек по-настоящему отдается своей работе, развивается внутренний потенциал. Любая профессия приводит к «профессиональной деформации». Но сейчас я хочу поговорить об этом не в отрицательном контексте, как привыкли об этом говорить, а в положительном. Что может влиять на профессионализм в этих сферах деятельности, и чем они схожи.

Психотерапевтический процесс, как и педагогический зависит в первую очередь от взаимоотношений, сложившихся в этих процессах. Еще З. Фрейд в 1912 г. ввел понятие рабочего альянса и переноса в психотерапии. В 1956 г. Э. Зетцель описала феномен «терапевтического альянса», позже (1965 г.) Р. Гринсон выделил два аспекта в этой концепции: рабочий альянс и межличностный. О важности терапевтического альянса писали Г.Л.Станкевич, А.Б. Холмогорова, Л.Люборски, Б.Д.Карвасарский, В.Н.Мясищев, К.Роджерс, Д. Френк. Основными факторами, влияющими на успех терапевтического процесса, являются: доверие и доверительные отношения, согласованность целей и задач, эмпатия терапевта, создание поддерживающих отношений, активная работа клиента в проработке своих эмоций и поведения. При этом активное участие клиента в процессе играет первостепенную роль. Терапевт не должен играть роль спасителя, а должен способствовать самостоятельной работе клиента со своей проблемой. Поддерживая вербальный и невербальный контакт, необходимо корректировать формирующиеся взаимоотношения и учитывать индивидуальные особенности каждого клиента в каждой индивидуальной ситуации. На альянс между терапевтом и клиентом может влиять различия в основных ценностях и принадлежность к разным социальным группам. Чтобы альянс был продуктивным, психотерапевт должен быть способен дистанцироваться от собственной культуры и принять своего пациента и его культуру. Этот принцип лежит в основе позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан). При этом оценка ситуации и проблемы пациентом и психотерапевтом может не совпадать. Несовпадение в оценке может помочь пациенту взглянуть на проблему с другой стороны. Согласованность целей и задач также не означает, что терапевт должен сразу принять цели и задачи, которые ставит пациент, их необходимо обсуждать.

В педагогическом процессе также важно, чтобы между преподавателем и учеником установился рабочий альянс. Доверительные отношения и взаимопонимание необходимы в этом процессе. Надо чувствовать эмоции, настроение и состояние ученика (и физическое и психическое) и быть готовым, что они будут меняться день изо дня. Необходимо подбирать темп и объем подачи информации, лексику и примеры с учетом индивидуальных особенностей учеников. Артистизм, харизма, эмпатия необходимые качества учителя. И в тоже время, педагогический процесс в большей степени зависит от вовлеченности и самостоятельности ученика. Обучение будет мало эффективным, если ученик не заинтересован в процессе и результате. Педагог должен уметь обозначать и сохранять собственные границы в общении и соблюдать границы своего ученика.

Как видите, роль и ответственность психотерапевта и педагога в создании рабочего альянса очень близки. Поэтому мне кажется, что в работе педагога важны не просто общие знания психологии, а требуются более глубинные познания в этой области. К тому же, как видно из статистики последних 10-20 лет, с каждым годом увеличивается количество детей, к которым нужен особый подход.

А что Вы думаете по этому поводу?