Найти в Дзене

Онколог отказал в лечении: что делать в таких случаях?

«Вам больше ничем нельзя помочь», – наверное, это самая страшная фраза, которую может услышать онкологический больной после слов врача «У вас рак». Ко мне регулярно обращаются за консультацией пациенты, которым отказали в лечении в другой клинике. Зачастую этим людям всё еще можно помочь. Сегодня я решил рассмотреть эту проблему: почему онколог может признать больного «безнадежным», и что в таких случаях делать. Большая часть «отказников» – это пациенты с поздними стадиями онкологических заболеваний. У них злокачественный процесс настолько распространился в организме, что его уже невозможно удалить хирургически. Бывает, что злокачественные клетки стали устойчивыми к препаратам. Нередко даже такая ситуация еще не совсем безвыходная. Причины отказа в лечении бывают разные: Что делать в таких случаях? Обращаться за вторым мнением к более экспертному врачу. Приехать в более крупную клинику, где доступны новейшие методики и препараты. Многим пациентам сильно помогают возможности современной
Оглавление

«Вам больше ничем нельзя помочь», – наверное, это самая страшная фраза, которую может услышать онкологический больной после слов врача «У вас рак». Ко мне регулярно обращаются за консультацией пациенты, которым отказали в лечении в другой клинике. Зачастую этим людям всё еще можно помочь. Сегодня я решил рассмотреть эту проблему: почему онколог может признать больного «безнадежным», и что в таких случаях делать.

Рак на поздней стадии

Большая часть «отказников» – это пациенты с поздними стадиями онкологических заболеваний. У них злокачественный процесс настолько распространился в организме, что его уже невозможно удалить хирургически. Бывает, что злокачественные клетки стали устойчивыми к препаратам.

Нередко даже такая ситуация еще не совсем безвыходная. Причины отказа в лечении бывают разные:

  • Врачу не хватает опыта, он не умеет работать с данной стадией данного типа рака.
  • В клинике нет современных противоопухолевых препаратов.
  • Нет современного оборудования, чтобы провести сложную операцию, курс лучевой терапии.
  • В клинике недоступны современные методы диагностики, которые помогли бы тщательно оценить ситуацию и подобрать правильное лечение.

Что делать в таких случаях? Обращаться за вторым мнением к более экспертному врачу. Приехать в более крупную клинику, где доступны новейшие методики и препараты.

Многим пациентам сильно помогают возможности современной телемедицины: можно найти ведущего врача, который занимается конкретным типом рака, отправить ему на email результаты обследования и получить консультацию онлайн.

Сопутствующие заболевания и старший возраст

Еще одна распространенная причина отказа в лечении – когда онколог, например, говорит, что у пациента «слишком слабое сердце» из-за сопутствующих заболеваний, или что он «слишком стар».

Во-первых, по поводу возраста. Сам по себе он никогда не является противопоказанием ни к противоопухолевой терапии, ни к лучевой терапии, ни к хирургическому вмешательству. Если онкопациенту 95 лет, но он чувствует себя нормально, и у него нет серьезных сопутствующих болезней – его можно лечить.

Тяжелые сопутствующие патологии, действительно, могут стать противопоказанием. Та же химиотерапия может привести к опасным побочным эффектам, если у пациента и без того больное сердце, печень, почки.

Что делать в таких случаях? Основной совет всё тот же – обратиться за вторым мнением. Зачастую проблему с противопоказаниями в лице сопутствующих заболеваний можно решить, если:

  • провести тщательное всестороннее обследование, оценить состояние пациента;
  • прежде чем бороться с онкопатологией, скорректировать сопутствующее заболевание;
  • подобрать такую схему лечения рака, чтобы минимизировать риски.

Нередко это сложная задача, она требует от врача вдумчивого подхода. Зачастую требуется участие других специалистов, например, кардиолога, гепатолога.

Современные возможности

Давайте коротко рассмотрим, что можно сделать, если раковые клетки стали устойчивыми к препаратам, и химиотерапия больше не помогает:

  • в протоколах лечения для разных типов и стадий онкопатологий прописаны разные варианты схем лечения: если не сработала одна, то можно заменить ее на другую;
  • если все возможности протоколов исчерпаны, все «стандартные» схемы перепробованы, и ни одна больше не работает, то современные технологии позволяют провести полногеномное секвенирование, «прочитать» ДНК раковых клеток, найти в них терапевтические мишени и подобрать для пациента экспериментальную персонализированную терапию;
  • пациент может стать участником клинического исследования новых препаратов – в России они сейчас активно ведутся.

Если рак в терминальной стадии

Я считаю, что онколог всегда должен быть честен с пациентом и его родственниками. Можно посетить одного врача, потом получить второе, третье мнение. Но бывают ситуации, когда объективно пора остановиться.

Если рак находится в терминальной стадии, и дальнейшее лечение, очевидно, на принесет результата, а пациенту по прогнозу осталось жить не более 6 месяцев, то хороший врач не станет обманывать и обнадеживать. Он объяснит реальную ситуацию и направит в хоспис.

Да, бывает, что состояние больного в хосписе улучшается настолько, что можно вернуть его в клинику и продолжить активное лечение. Но это исключение, а не правило.

Расскажите: были ли случаи, когда вам или вашему близкому человеку отказывали в лечении при тяжелом заболевании? Что вы делали?
Если для вас был полезен этот материал – подпишитесь на мой канал.
Также много полезных статей можно найти на моем сайте https://doctor-korotaev.ru
Если вам требуется консультация, напишите мне в WhatsApp или Telegram: +7 920 474-66-23.