Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Самый труднодоступный "скансен" России. Но я там побывал и вам показываю

Основанный в 2008 году, когда по случаю 100-летия Тунгусского феномена на эти места в принципе обратили внимание, в Ванаваре действует определённо самый большой и интересный музей Эвенкии.

Тут отличная этнографическая коллекция и в инфостендах целая книга об исследователях Эвенкии - но всё это я показывал в обзоре региона и не буду повторяться здесь.

-2

Ссылка на мою статью об эвенках, где больше фото из этого музея.

-3

С чумами соседствует блиндаж, изначально отсылавший к Великой Отечественной (фото есть здесь), но успевший наполниться предметами другой эпохи:

-4

Главная же "фишка" музея - небольшой скансен, единственный в Эвенкии и пожалуй самый труднодоступный в стране.

-5

Его открывает изба ангарского крестьянина - по набитым купцами-тунгусниками дорогам в изобильный край потянулись и простые переселенцы. Многое они переняли у эвенков, что-то адаптировали под более суровый климат, а в общем - ухитрялись близ Ванавары даже землю пахать: говорят, в посёлке ещё можно найти их старые, давно бесплодные яблони.

-6

Интерьер избы - с глухой северной стеной, у которой стояла печь, с низким потолком и дощатым полом.

-7

Внутри и снаружи - множество предметов старины, будь то прялки совсем как на большой земле или отороченные камусом лыжи совсем как эвенков. А вот например крахмальница, в которой перетирали картошку:

-8

Рядом под навесом - таёжные транспорт: лончоко (оленьи сёдла), нарты...

-9

...и дяв - эвенкийская лодка-берестянка. Русские такие делать не умели, только покупали у эвенков, а секретом их был водостойкий клей. Точнее первобытный способ его производства из смолы и пепла, которые пережёвывали в однородную массу дети:

-10

В снегу стоит несколько дю (чумов), крытых какой-то синтетикой - по словам сотрудников, даже брезент, не говоря уж про бересту или шкуры, слишком быстро приходит в негодность.

-11

В конце концов главное же всё равно жерди, комбинация которых отличала эвенкийский дю от чумов других народов. Хорошо видны туру (2 толстые жерди с развилками на концах, торчащие над чумом), икэптукан (главная напротив входа) и серан (тонкие жерди), а также чимка (средняя жердь-колонна) и икэптун (поперечина над очагом).

-12

Более редкая в музеях штука - голомо, зимний домик, от дю унаследовавший план, а вот конструкцию - скорее от якутского "балагана": наклонные стены лучше способствуют циркуляции очажного тепла и обеспечивают самозакрывание двери.

-13

Внутри небольшая сценка эвенкийского быта, экспозиция зимних вещей и берестяная колыбель:

-14

Лабаз - таёжный амбарчик, от всех желающих сунуть туда чрезмерно подвижный нос поставленный на ножки:

-15

Малые формы. Слева капкан на меховую дичь, который давит её, не повреждая шкурку. В центре - эвенкийская народная игра "поймай рыбку": кто-то один качал ветвь, а на ней действительно болталась рыба, которую остальные хватали.

Ну а справа - культовые вещи: плашки-ступени для обряда очищения на летнем празднике Икэнипкэ ("цветения багульника"), в ходе которого человек как бы шёл по ним к верховному богу Сэвэки, и торчащий из сугроба сэргэ. Явное заимствование то ли у якутов, то ли у енисейских киргизов, ставивших его как ритуальную коновязь для коней духов. Вот только эвенки не держали коней, а потому у них сэргэ стал символической моделью мира, но сохранил ту же функцию стелы-оберега:

-16

В самом укромном уголке двора, под оленьей шкурой, вывешенной как флаг, притаился таёжный храм - чум шамана:

-17

Сам шаман в нём не жил, да и сооружал в стороне от стойбища максимум для нескольких камланий. Но и разрушать использованное святилище не полагалось, а потому в них остался ценнейший материал для этнографов. Сам чум Дулу символизирует Средний мир, над ним парят сэвэны в виде птиц, а вход на святилище охраняют хомокны - духи-привратники в виде щук. Ко входу ведёт мимо них Дарпэ - западная галерея, символизирующая Верхний мир (причём - верхний по течению Мировой реки, а не вертикально), из которого приходят пока не рождённые души:

-18

А за чумом - дворик Онанг, олицетворяющий нижний мир Буни с его душами усопших и чудовищами (в первую очередь Харги с кровожадной головой вместо кисти правой руки), которых сдерживают мамонт Сэли и змей Дябдар, при сотворении Среднего мира создавшие его рельеф, а затем оставшиеся его стражами. Между этих миров, существ, душ и ходил шаман во время своих камланий.

-19