Найти в Дзене
Lectorient

«Это вам Иран»: мифы и легенды о великой стране. Природа в иранской мифологии

Природа играла ключевую роль в жизни древних иранцев, формируя их мифологию, религиозные представления и культуру. В доисторическом Иране поклонялись множеству богов, олицетворявших силы природы. Вера в эти божества стала основой для многих мифов и легенд, которые передавались из поколения в поколение. Зороастризм возник и развивался на территории современного Ирана и Центральной Азии и оказал значительное влияние на развитие иранской культуры и мифологии. Центральной фигурой зороастризма является Ахура Мазда - верховное божество, олицетворяющее свет, истину и мудрость. Однако наряду с ним существовали и другие божества, которые также играли важную роль в мифах и ритуалах. 1.⁠ ⁠Анахита Анахита — богиня воды, плодородия и любви, была одной из самых почитаемых фигур в иранской мифологии. Она ассоциировалась с реками, источниками и дождем. Анахита считалась покровительницей женщин и матерей, а также символом чистоты и благополучия. В её честь строили храмы и приносили жертвы, чтобы обеспе
Оглавление
Фото взято из фотостока Canva
Фото взято из фотостока Canva

Природа играла ключевую роль в жизни древних иранцев, формируя их мифологию, религиозные представления и культуру. В доисторическом Иране поклонялись множеству богов, олицетворявших силы природы. Вера в эти божества стала основой для многих мифов и легенд, которые передавались из поколения в поколение.

Природные боги в зороастризме

Зороастризм возник и развивался на территории современного Ирана и Центральной Азии и оказал значительное влияние на развитие иранской культуры и мифологии. Центральной фигурой зороастризма является Ахура Мазда - верховное божество, олицетворяющее свет, истину и мудрость. Однако наряду с ним существовали и другие божества, которые также играли важную роль в мифах и ритуалах.

1.⁠ ⁠Анахита

Анахита — богиня воды, плодородия и любви, была одной из самых почитаемых фигур в иранской мифологии. Она ассоциировалась с реками, источниками и дождем. Анахита считалась покровительницей женщин и матерей, а также символом чистоты и благополучия. В её честь строили храмы и приносили жертвы, чтобы обеспечить хороший урожай и достаток. Считалось, что она управляла колесницей, запряженной четырьмя белыми лошадьми: ветром, дождем, облаками и мокрым снегом.

2.⁠ ⁠Тиштриа

Тиштриа — божество звезд и дождя, олицетворяющее утреннюю звезду. Он был важным персонажем в мифах о борьбе между добром и злом. Считалось, что он приносит дожди и обеспечивает плодородие земли, и его призывали во время засухи и неурожая. Тиштриа создал воды при сотворении мира. Каждая капля дождя, которую он спускал, была размером с чашу. Эти капли покрывали землю водой на высоту человеческого роста и смывали с лица земли вредных существ. Четвертый месяц в году был посвящен Тиштрии; считалось, что в течение первых десяти дней этого месяца он принимает облик пятнадцатилетнего юноши — идеальный возраст в древнеиранском представлении. Во второй десятидневный период он становится быком, а в последние десять дней — лошадью.

3.⁠ ⁠Митра

Митра, изначально солнечное божество, позже стал символом света и правосудия. Его культ распространился за пределы Ирана и оказал влияние на римскую религию. Митра олицетворял дружбу, союз и защиту, и ему часто приносили жертвы. Он был первым богом, пересекшим Хару (мифологический горный хребет) на глазах у бессмертного солнца на быстром коне, первым достигнувшим окрашенных в золотой цвет горных вершин. Митре поклонялись воины, прося силы, здоровья для себя, бдительности в борьбе с противниками и способности наносить ответные удары врагам.

Природные мифы и легенды

Природные боги, олицетворяющие различные элементы окружающего мира, стали основой для множества мифов и легенд. Например, миф о создании мира включает элементы борьбы между светом и тьмой, где боги и духи природы сражаются за сохранение гармонии. Рассмотрим, как древние иранцы относились к природным стихиям и явлениям.

Вода

Вода считалась священной и играла важную роль в иранской мифологии. Этот элемент был связан с великими богами. Вода упоминается в Авесте с почтением к этой стихии. Боги-хранители воды известны под именами Абан и Аредви Сура Анахита, у них есть последователь Апам Напат (сын вод), который отвечает за распределение вод.

Дождь

Дождь, согласно иранским мифам, является божественным явлением. В надписи в Персеполе Дарий I просил Бога защитить Иран от засухи и лжи. В таких условиях возникли мифы, связанные с дождем. Согласно древним иранским повествованиям, в начале творения, когда Ахриман напал на небо и землю, земля была сухой и не имела моря. Тогда Тиштриа принес дождь, заставив облака появиться на западе во время заката. Этот дождь лился тридцать дней и ночей.

Горы

Согласно мифам, после создания земли Ахура Маздой Ахриман расколол её и вошел внутрь. Затем случилось землетрясение, в результате которого на поверхности земли выросли горы. Горы в Авесте упоминаются с прилагательными чистоты, мира и спокойствия и считаются священными в иранской мифологии. Святость горы и её положение как места святых отражены в «Шахнаме», где красивые истории связаны с горами, особенно с Эльбурсом. Геродот описывал персидские ритуальные практики во времена империи Ахеменидов, утверждая, что «поклонение совершалось не в большом молитвенном доме, а на открытом пространстве в горах». Персы поднимались на вершины гор и приносили жертвы Ахуре Мазде.

Земля

Земля тоже считалась священным элементом для древних иранцев. Иранские мифы говорят об изначальном создании земли, а потом уже о создании воды. В иранской мифологии у земли есть бог - Замьяд.

Растения и деревья

Для древних иранских племен деревья и растения имели глубокое символическое значение. В «Бундахишне» есть раздел о создании растений в контексте материального творения. Важной частью связи человеческой жизни с растениями является вера в ценность деревьев и цветов. Дерево с корнями в земле и ветвями, простирающимися к небу, символизировало связь между землей и небом, стремление к высшему и единение трех миров: нижнего (ада), среднего (земли) и возвышенного (рая).

Огонь

Ангела-хранителя огня иранцы называли Атар (Azar). Из-за важного положения этот ангел был назван сыном Ахура Мазды. Древние иранцы использовали пахучее дерево в храмах огня и очагах в своих домах, чтобы умилостивить ангела огня. Огонь пользовался большим уважением среди иранцев. Девятый месяц года и девятый день месяца называются Азар (что означает «огонь») в персидском календаре, и хранителем этого месяца считался бог Атар. В этот день отмечался праздник «Азарган».

Мифы и представления о божествах древнего Ирана отражают глубокое уважение иранцев к природе и ее силам. Эти мифы не только объясняли явления окружающего мира, но и формировали мировоззрение и культурные традиции иранского народа.

Литература:

IRAN iv. MYTHS AND LEGENDS

Role of Nature in Creation of Iranian MythsCanadian Center of Science and Educationhttps://www.ccsenet.org › ass › article › download

Больше статей об Иране: