"... Разговор подхватила баба Нюра:
- Мы вам, хлопчики, рассказы о войне, а Вы нам - помощь по хозяйству. Починить забор мне, например, не мешало бы. Да и Гале помощь нужна. В общем, приходите к нам, нечего вам в лесу делать...."
Читайте: Деревенская история
Прасковья Ивановна, распутав нитки, посмотрела по сторонам, словно искала себе новое занятие. Люба, знавшая характер бабушки, сразу же предложила:
- Я полы в коридоре "галлём" начищу. Сейчас из колодца воды принесу.
- Воды принести не мешало бы, а на веник прутья новые нужны. Этот весь стёрся. У самой у меня нет сил, чтобы новый связать, - ответила баба Паша и посмотрела на свои руки. - Силы нет совсем в руках, но оно и понятно. Старая я совсем стала. Даже и не заметила, что время пролетело как-то очень быстро и незаметно...
Люба не стала рассиживаться, быстро переоделась в своё старенькое ситцевое платье в цветочек, отметив, что оно на ней болтается. Усмехнулась, ведь боялась, что после родов станет полной, а вышло всё наоборот. Потом взяла два ведра и поспешила к колодцу, где всегда собирались люди. Колодец в деревне был один. Находился в самом начале деревни, недалеко от дома старой Анфисы.
Возле колодца стояла очередь, чему Люба не была удивлена. В такую пору вода была необходима всем: и людям, и животным, и растениям. У некоторых сельских жителей были самодельные тачки, на которых они возили воду из речки, чтобы поливать огород. Потом владельцы тачек делились с соседями, чтобы и те могли наносить воды для полива. Для себя и для скотины воду брали из колодца. Подземные воды были очень глубоко, и в жаркие дни приходилось по два раза опускать ведро, а затем долго крутить ручку, чтобы вытянуть ведро, которое не наполнялось доверху. Поэтому и собиралась очередь у колодца.
Люба издалека увидела Дарью, которая разговаривала с незнакомыми молодыми людьми. Стоял у колодца и Гена, муж Вари, Любашиной подруги. Но Люба сразу обратила внимание на то, что стоит у колодца Андрей. На его белобрысую голову нельзя было не обратить внимания. Когда Толик вместе с Любой в первый раз приехал в деревню, то сразу же "сошёлся" с Андреем. С тех пор они стали если не закадычными друзьями, то хорошими приятелями. Андрей частенько заходил к ним в гости, если приезжал в город. Любаша визиты Андрея не приветствовала, потому что знала: тот приедет не просто так, а привезёт самодельную "беленькую". Купит её у тех, кто изготавливает "зелье", а потом Любе с Ванечкой не будет места в доме. Конечно же, Андрей спросит, почему Любаша приехала одна. Ей придётся ответить, и кумушки разнесут новость по всей деревне. Самой Любе дела не было до сплетен, но она понимала, что бабушка будет очень переживать.
Неподалёку у забора пристроились две пожилые деревенские женщины - баба Галя и баба, подруги бабушки Паши. Когда Люба подошла и поздоровалась, одна из бабушек вежливо ответила на приветствие и махнула рукой, показывая на колодец:
- Ты, Любаша, на нас с Галей не гляди. Становись вперёд. Нам спешить некуда, так что успеем воды наносить. Пока посидим, посудачим о том и о сём.
- Давайте вёдра, я Вам и Вашей подруге сейчас воды вытяну, - раздался голос незнакомого парня. Он поправил свободной рукой очки, продолжая второй рукой крутить ручку. Был парень высокий и худощавый в отличие от своего приятеля. Тот наоборот, был широкоплечим и невысоким, но тоже носил очки.
- Вот спасибо, миленький хлопчик, что уважил старость. Это плюс тебе большой, - сразу же нашлась бабушка Галя и спросила: - Откуда это вы к нам пожаловали? Наверное, из института какого-нибудь? К нам в деревню студенты каждый год приезжают. Вот в прошлом году ходили по хатам, байки и легенды просили нас, старых, вспомнить и рассказать. Говорили, что это практика у них такая. Были и те, кто к нашим старикам за орденами да медалями наведывался. Облапошили наших стариков. Предложили несколько рублей, а Иван Васильевич наш и рад стараться. Орден свой, честно заработанный в боях, отдал, то есть, я хотела сказать, что продал за бесценок. Конечно, не просто так всё было. Сначала стол накрыли, потом напоили старика - и рады стараться... Когда он очухался, то поздно было. Ищи ветра в поле. Лишился наш Иван Васильевич одного ордена. Пытался в милицию обратиться, но всё бесполезно...
Баба Галя закончила свою эмоциональную речь и схватилась за сердце, добавив, что ей и сегодня тяжело об этом вспоминать. Не думала она, что такое поколение пойдёт, что не жалеет стариков...
- Надеюсь, что вы сюда с добром приехали? - вмешалась в разговор баба Нюра. - Не станете старых обманывать?
Парни переглянулись и улыбнулись. Потом тот, что был повыше ростом, ответил:
- Мы на историческом факультете учимся. Приехали к вам в деревню всего на несколько дней. Пока не знаем, сколько здесь пробудем, - пожал плечами высокий парень. - Дня три, может, четыре. Край у Вас партизанский, место памятное. Нам работу нужно будет писать. Вот и хотим материал собрать, пока каникулы. Что же до того, о чём Вы рассказали, то в марте этого года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР. Приурочен сорокалетию со Дня Великой Победы. Теперь скупка, продажа, обмен или иная возмездная передача ордена, медали, нагрудного знака наказывается. Тот, кто посмел совершить подобное, приговаривается или к штрафу, а это двести рублей, или к году исправительных работ.
- Неужто ты серьёзно, миленький говоришь? - не поверили своим ушам баба Нюра и баба Галя. Последняя уточнила: - Если такое постановление вышло, значит, те, что наверху, не просто так сидят, а о стариках думают.
Тот парень, что был пониже ростом, продолжил:
- Если такие действия совершены повторно, то они наказываются лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок от одного года до двух лет или штрафом до трехсот рублей. Так что не переживайте. Никто Ваших стариков грабить не собирается. У нас совсем другая цель.
- Раз вы в курсе всего, значит, и вправду, студенты? - то ли недоверчиво спросила баба Галя, то ли просто. - А где остановились? У кого квартировать будете?
- Баба Галя, перестаньте Вы уже парней изводить своими вопросами, - ответила вместо высокого парня Даша. - Не видите, что Диму и Сашу в краску вогнали. Лучше бы им молока принесли, а так они за дни жизни в лесу отощают.
Люба про себя отметила, что Даша уже знает имена парней, значит, успела с ними познакомиться. Одновременно она успевала поглядывать то на одного, то на другого парня, вгоняя их обоих в краску.
- Божечки, - всплеснула руками баба Галя. - Вы что же это, хлопчики, в лесу остановиться решили?
- А что здесь такого? - вопросом на вопрос ответил тот парень, что был пониже. - Мы с Димой привычные к разным условиям. А на природе сейчас очень хорошо. Просто замечательно.
- И где это вы живёте, хлопчики? В палатках? А еду как готовить будете? На костре, что ли? - продолжали допрос бабушки, задавая вопросы.
- На нём, - кивнул Дима. - Вы не бойтесь. Мы в определённом месте и возле пруда, недалеко от памятного знака "Катюша". За собой обещаем всё убрать.
- Жарища такая, а они костёр разводить вздумали, - пробубнила недовольно баба Галя. - Вы видели, что поле рядом колхозное? Уборочная вот-вот начнётся. Если запалить, то и не потушить будет. Так что вы смотрите, хлопчики, осторожнее. Лучше к нам квартировать ходите. Мы всё равно одни живём. Дети давно выросли и разъехались по всему Советскому Союзу. Приезжают и ко мне, и к Нюре редко. Мы только рады будем вас приютить. Может, байками какими с вами поделимся. В годы войны у нас здесь многое происходило. Да и каждом селе, что рядом с нашей деревне, живут те, кто о тех событиях знает не только понаслышке.
Разговор подхватила баба Нюра:
- Мы вам, хлопчики, рассказы о войне, а Вы нам - помощь по хозяйству. Починить забор мне, например, не мешало бы. Да и Гале помощь нужна. В общем, приходите к нам, нечего вам в лесу делать.
Студенты переглянулись и усмехнулись, обещав подумать. Дима вытянул ведро и собрался опускать его снова, как Андрей, которому надоело слушать разговоры бабушек со студентами, скомандовал с раздражением:
- Дайте мне вытянуть воды всего одно ведро, а потом стойте здесь, сколько хотите!
Дима отошёл в сторону и оказался напротив Любы. Когда окинул её взглядом, она смутилась и посмотрела куда-то в сторону, заметив, как пристально за ней наблюдают бабушки и Даша. Последняя, видимо, не хотела, чтобы Люба стояла у колодца слишком долго и продолжала слушать разговоры. Поэтому дружелюбно сказала:
- Долго тебе стоять придётся. Баба Паша заждётся тебя и пацан твой тоже плакать начнёт, если мамки долго не будет. Моё ведро хлопцы уже наполнили. Так что забирай, ведь тебе, наверное, некогда.
Даша, не дожидаясь, пока Люба подойдёт к ней, сама перелила воду в её ведро, а потом подошла к Диме и Саше. Люба поблагодарила Дарью, потом взяла металлическое ведро и собралась нести его через всю улицу к дому, где жила её бабушка. Не успела сделать несколько шагов, как Дима, догнал её и выхватил ведро из рук со словами:
- Давай я помогу, тебе ведь тяжело.
- Спасибо, но не нужно, - запротестовала Люба. - Я с детства воду ношу из колодца, так что привыкла.
- Нет, не могу спойно смотреть, как девушка такую тяжесть носит, - ответил Дима. - Говори, где твой дом.
Спорить с ним было бесполезно. Люба тихо ответила: - В конце улице за раскидистым дубом. Ты отнеси, пожалуйста, бабушке моей, а мне ещё в одно место надо зайти.
На самом деле Любе никуда не нужно было заходить, но она повернула во двор, где жила Варвара. Повернула просто так, чтобы не идти со студентом вместе. Не хотелось Любаше, чтобы по деревне поползи слухи...
К счастью, Варвара сама появилась на улице вместе с маленькой Катюшей. Люба остановилась возле подруги, а Дима понёс ведро дальше. Он на минуту остановился и обернулся. Выглядел расстроенным. Наверняка он собирался продолжить беседу, но Люба не пошла вместе с ним. Зато за Димой следом отправилась Даша, крикнув ему вдогонку:
- Подожди, Дима, я с тобой пойду. Ты один можешь заблудиться!
Люба молча наблюдала за всем происходящим, а Варвара тихо заметила:
- Даша решила не теряться. Ваську упустила, теперь бегает за всеми подряд. Ты заметила? У нас всего одна улица в деревне, а она в провожатые новому хлопцу напросилась.
- Мне не до неё сейчас, - ответила Люба, - я ведь навсегда приехала, Варя. Ничего не вышло у нас с Толиком.
В это время Даша уже догнала Диму и вместе с ним шла по улице, показывая на каждый дом рукой...