Продолжаю публикацию, со своими примечаниями, книги И.Т. Беломорского "Жизнь и математика .Илариона Попугайского". Л., 1989
Предыдущая Часть 3. Теория вероятности и гимназия
6. Университет
У Иллариона не было никаких сомнений, что математику он должен изучать в Петербургском университете (1). Его родители, особенно мама, настаивали на учебе в Москве, но юноша сумел проявить характер, тем более к 18 годам он уже имел некоторую финансовую самостоятельность. Впрочем, отец ежемесячно посылал ему известную сумму, достаточную на съем жилья и умеренную жизнь.
Сняв комнату с кухней, уборной и отдельным входом в недавно построенном, с электричеством, канализацией и водопроводом, доходном доме на 12 линии В.О.(2) он явился в участок полиции и получил там свидетельство о благонадёжности. (Т.е., говоря современным языком, прописался). Тогда, как и в наше время в Москве и Ленинграде, получить прописку в обеих столицах было сложнее, чем в обычных городах.
Как окончивший полный курс классической гимназии, Иларион был принят на физико-математический факультет по математическом разряду без экзаменов, подав прошение на имя Ректора, и приложив к нему свидетельство из полиции и аттестат с перечнем успехов в обучении и поведении.
Пожалуй, единственной проблемой во время учебы было недопонимание, возникшее между Иларионом и одним из приват-доцентов. Причиной тому была некоторая нескромность юноши, из-за чего он с ним спорил, и в результате даже один раз не был допущен до экзамена. Впрочем, это было вполне осознанно – ведь при общении с большинством преподавателей и профессорами таких проблем не было.
Избегая всякого участия в политике, Иларион находил время для занятий атлетикой, вступив в «Петербургское велосипедно-атлетическое общество». Продолжал он также оказывать довольно хорошо оплачиваемые консультации купцам и промышленникам, получив в их среде хорошую репутацию.
Уже на втором курсе Иларион начал работать над идеей, которая может положить начало новому направлению математики, но также он продолжил самостоятельные занятия теорией вероятностей и матстатистикой, находя в этом поддержку у проф. А.А.Маркова (3).
Примечания автора блога к главе 6 «Университет».
1) Такое желание могло возникнуть из-за того, что Петербургская математическая школа уже тогда была всемирно известна, а уровень профессуры на физмате Петербургского университета был выше, чем в Московском.
2) Одна из причин, почему я взялся за публикацию книги И.Т. Беломорского в своем блоге - несколько событий в студенческой жизни Илариона, которым я нашел параллели в своей. Во время учебы на 1 и 2 курсах ЛЭИС им. проф. М.А.Бонч-Бруевича я жил в общежитии ф-та АЭС на углу 14 линии и Среднего проспекта В.О. (Васильевского острова), т.е. совсем рядом.
3) Андрей Андреевич Марков (1856-1922), русский математик, выпускник (1878) и, в те годы профессор СПб университета. Среди других научных достижений, сделал крупнейший вклад в теорию случайных процессов и теорию вероятностей в целом.
7. Распределение вероятностей Попугвйского-Бодручкова
Это единственный известный мне случай, когда распределение вероятностей было открыто исследователем в столь юном возрасте (1). К сожалению, до меня не дошло никаких математических результатов, а только рассказ студенческого товарища Илариона о событиях, с которыми связано это открытие.
По переданным мне словам самого Попугайского, это распределение отображает некоторые фундаментальные законы природы, наиболее ярко проявляющиеся, в частности, в жизни некоторых студентов.
Основой исследования послужило наблюдение за жизнью студента Электротехнического института С. Бодручкова, проживавшего в комнате под крышей доме напротив, на 13 линии В.О. Бодручков совершенно бескорыстно, в целях науки, заполнял составленные Иларионом статистические таблицы, в которых входили, в частности, такие графы как: количество выпитого алкоголя и его вид; суммы, затраченные на алкоголь и питание и их распределение по дням месяца; количество и периодичность встреч с женщинами (с указанием довольно интимных моментов, о чем я вынужден умолчать); пропущенные лекции, результаты экзаменов. В благодарность за такое самопожертвование Иларион в названии распределения кроме своей фамилии упомянул и Бодручкова.
Иларион также вел статистику результатов выбрасывания Бодручковым, в состоянии белой горячки, из окна своей комнаты различных предметов, заранее рассчитав вероятность их попадания в прохожего, дворника, лошадь, извозчика и его пассажиров. К сожалению, исследования не удалось закончить. После того, как Бодручков выкинул тумбочку, упавшую прямо перед проходящим мимо господином, ему пришлось съехать с квартиры, а вскоре его отчислили и из института.
Можно только восхищаться талантом Илариона, сумевшем (как, например, Стьюдент), на основании довольно ограниченной выборки открыть фундаментальную вероятностную закономерность.
Еще раз повторюсь, результаты исследования канули в безвестность, и, вероятно, навсегда. Остается надеяться на появление нового исследователя, а статистического материала для него в Ленинграде более чем достаточно (2).
Примечания автора блога к главе 7 «Распределение вероятностей Попугвйского-Бодручкова»
1) Существует ошибочное мнение, что британский учёный-статистик Уильям Сили Госсет ( William Sealy Gosse, 1876-1937) публиковал свои работы под псевдонимом Стьюдент (Student), во время учебы в Оксфорде. На самом же деле он их написал, будучи сотрудником пивоваренного завода Arthur Guinness Son & Co. Опасаясь раскрытия коммерческой тайны, фирма Гиннес запретила своим сотрудникам публикацию любых материалов, независимо от содержания. По этой причине Уильям Госсет избрал для себя псевдоним Стьюдент. Исследования Стьюдента проводились в интересах пивоваренной компании и касались, в частности, урожайности ячменя и выведению сортов, устойчивых к колебаниям состава почвы или климата. (как тут не вспомнить монаха Грегора Менделя, чьи статистические исследования в те годы, когда он заведовал монастырским огородом, заложили основы теории наследственности).
2) В годы моей учебы было именно так, я знал несколько подходящих студентов. В настоящее время методика, использованная Попугайским, может быть вполне действенна, потребовав лишь незначительных изменений, с учетом использования компьютеров и смартфонов. Интересная задача еще ждет своего исследователя, ведь если распределение заложено в природу и сущность человека, то оно должно проявляться, и может быть обнаружено.
Следующие несколько глав будут посвящены математическому наследию нашего героя - в научно-популярном формате, доступном для понимания интересующихся, но не имеющим глубоких знаний математики, особенно теории полей и функционального анализа.
Продолжение Часть 5. Попугайская система счисления. 38 попугаев и одно попугайское крылышко.