Добрый день, друзья-книголюбы!
С 1 по 15 мая в Дзене проходит читательский марафон «Дорогами памяти», организованный командой книжных блогеров.
В течение двух недель читаем произведения советских и российских писателей о Великой Отечественной войне и произведения о Второй Мировой войне зарубежных авторов.
Организаторы – «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Longfello» и я, автора канала «Ариаднина нить».
Чтобы принять участие в марафоне, нужно заявить о желании участвовать под статьёй о нём на канале «Библио Графия», обозначив выбранную книгу:
А потом, по мере завершения чтения, опубликовать отзыв и оставить ссылку на него там же, в комментариях. Если у Вас нет собственного канала, Ваш отзыв может быть опубликован на канале «Библио Графия» (подробнее читайте в указанной статье).
Я же хочу поделиться сегодня собственным взглядом на книгу, которая со Второй мировой войной сюжетно соприкасается лишь частично, но эта тема в книге всё же решающая. В том смысле, что война необратимо и неизбежно повлияла на судьбу главного героя и на судьбы многих из тех, о ком он рассказывает.
Речь о романе польского писателя Веслава Мысливского
«Трактат о лущении фасоли»
Книга написана и опубликована в 2006 году, а на русском языке вышла в 2022 году в издательстве «Текст» в переводе Ирины Адельгейм.
Мысливский – живой классик современной польской литературы. Ему уже за 90, а он всё ещё пишет и издаёт романы. Большинство его книг, во всяком случае, поздних, носят меланхолически-медитативный оттенок, наполнены рефлексией зрелого, даже лучше сказать пожилого, человека на мир и польскую историю. Разумеется, говоря о польской истории в ХХ веке, нельзя обойти стороной Вторую мировую войну в целом и общие потери польского народа из-за зверств фашистов.
В сущности, в романе Мысливского всего один герой. Перед нами старик, проживший трудную жизнь. Мы встречаем его почти на пороге смерти, доживающим свой век в маленьком курортном местечке - посёлке на берегу водоёма, как магнитом, притягивающего туристов. Он подрабатывает сторожем и одновременно служит кем-то вроде старосты в посёлке, на котором здесь держится вся жизнь. Удивительно, что на протяжении почти шестисотстраничной книги герой этот, он же рассказчик, остаётся безымянным. Зато мы многое узнаём о его семье, которую он, как выяснилось, потерял целиком во время войны.
Мысливский в романе не называет ни места, ни точного времени действия, однако рассказа старика неожиданному (и тоже безымянному) посетителю становится понятно, что рассказчик был очевидцем трагедии.
Вернее, наш старый рассказчик был не просто очевидцем, а единственным чудом выжившим в этой бойне человеком. Выжил только потому, что он, совсем ещё мальчишка, был послан в картофельную яму за картошкой и находился там как раз в тот момент, когда в деревню въехал фашистский отряд. В считанные часы от родной деревни остались одни головешки; к вечеру подморозило, повалил снег и укрыл тяжёлым пологом мёртвое поселение. Вход в яму завалило снегом, и мальчик оказался забаррикадирован там. Только питаясь картошкой, ребёнок сумел выжить до прихода партизан…
На протяжении романа рассказчик более или менее последовательно излагает историю своей жизни случайному посетителю, пришедшему к нему как будто бы купить фасоли. Так и остаётся неясным до самого конца, существовал ли этот посетитель в действительности, или пространная беседа с ним – плод воображения старика, которому не с кем поговорить, кроме своих собак Рекса и Хвата, которых он спас от верной смерти ещё щенками. В любом случае встреча с эфемерным гостем даёт повод старику рассказать о своей жизни, связанной с историей целой страны – военными и послевоенными тяготами, дефицитным временем построения социализма, а потом и новым веком капиталистического изобилия, связанным при этом с тотальным духовным обнищанием.
Конечно, воспоминания, посвящённые войне, - не единственный эпизод. Но он стержневой, на который наслаивается всё остальное. Вся система образов, отношение главного героя к жизни, к миру, к людям. Пройдя страшные времена, оставшись в раннем детстве круглым сиротой, он не озлобился и по-прежнему, даже на склоне лет, служит образцом порядочности и житейской мудрости. А в этом безымянном лестном посёлке держит его не только обещание, данное давнему другу (хозяину одного из домиков), но и осознание личного долга. Ведь совсем рядом, буквально в двух шагах, в лесу расположено старое кладбище, за которым больше некому ухаживать. Не осталось никого из той деревни, кроме одного старика, долгими осенними вечерами занятого лущением фасоли и очисткой воспоминаний о близких от наносного мусора крикливой современности. Каждую неделю он захаживает на лесное кладбище и подновляет таблички на покосившихся крестах с такими любимыми, с детства знакомыми именами…
…Без преувеличения скажу, что «Трактат о лущении фасоли» впоследствии однозначно войдёт в список лучших книг, прочитанных мной по итогам 2025 года. Это очень глубокая и печальная книга, в которой меткие замечания о современном мире и о человеческой природе в целом рассыпаны буквально на каждой странице. Это мудрость человека, который право быть мудрым выстрадал, вырвал у судьбы, улыбавшейся ему совсем не часто.
«Нет дедушки, нет бабушки, нет дяди Яна. А порой мне кажется, что и вовсе уж никого нет. Может, и меня тоже нет?»
Очень, очень понравилась книга, её действительно хочется рекомендовать к прочтению вдумчивому читателю.
Пожалуйста, присоединяйтесь к нашему марафону «Дорогами памяти» и не забудьте оставить отметку об участии под статьёй Галины!
А если вы ищете постоянный источник информации о свежих книжных новинках, приглашаю также в мой Телеграм-канал с ежедневными анонсами
Ариаднина нить | Книги
А если не хватает душевного общения на сложные темы мировой литературы, ждём вас в книжном клубе «Ариаднина нить»! Книгой месяца в мае выбран романа Уильяма Фолкнера «Шум и ярость» (он же «Звук и ярость»), подробнее смотрите здесь (https://m.dzen.ru/b/aA_KWMEfOH6_XOaw). Онлайн-обсуждение книги состоится 25 мая. Книжный клуб платный, работает на условиях подписки на закрытую группу в Телеграме. Оживлённое обсуждение «Шума и ярости» там уже идёт. А в целом об условиях участия можно прочесть на моём сайте «Ариаднина нить» в разделе «Книжный клуб: общие правила». Присоединяйтесь! Сообщество читателей-интеллектуалов ждёт именно Вас!
Ваша Ариаднина нить.