Сегодня мы продолжаем серию статей о интереснейшем музее ВМФ под открытым небом, расположенном в Кронштадтском парке "Патриот" на западной стенке Усть-Рогатки.
В прошлой части мы рассказывали про крылатые ракеты и минно-торпедное вооружение ВМФ, а в этой второй части остановимся на сверхмалой подводной лодке специального назначения "Тритон-1М" проекта 907, разработанной в Центральном проектном бюро "Волна" и стоявшей на вооружении боевых пловцов ВМФ СССР до конца 1980-х гг.
В 1957 г. командованием Военно-Морского Флота СССР, перед профильными Научно-Исследовательскими Институтами МО СССР была поставлена задача по разработке семейства новых специальных подводных аппаратов-носителей, предназначенных как для скрытной доставки боевых пловцов в заданные районы и их эвакуации, так и для выполнения задач по патрулированию акваторий военно-морских баз, разведки и диверсионных операций, а также обследованию дна и подводных коммуникаций.
Так в апреле 1958 г. в ЦКБ-50 в г. Ленинград начались работы по созданию первого прототипа такого носителя, получившего шифр "Тритон", а спустя всего четыре месяца, в августе того же года, на Каспийском море началось проведение первых испытаний прототипа будущей сверхмалой подводной лодки, которые продолжались до начала зимы 1959 г.
Длина первой версии СМПЛ "Тритон" составляла всего 5,5 метров при весе 750 кг, а сам аппарат был поделён на три отсека. В носовой и кормовой части располагались герметичные отсеки с аккумуляторными батареями и прочими приборами, а также двигатель мощностью 2 л.с., а в центральном негерметичном отсеке располагалась кабина с двумя боевыми пловцами, подключенными к дыхательным аппаратам замкнутого цикла типа ребризер.
Сами СМПЛ могли действовать как самостоятельно в пунктах базирования, так и доставляться в заданные районы при помощи различного надводного и наземного транспорта, но их запас хода составлял всего до 10 морских миль при максимальной скорости до 2,5 узлов. Глубина погружения и вовсе зависела от физических возможностей самих боевых пловцов, находившихся в негерметичной кабине.
После успешного проведения всех испытаний в 1960 г. начался серийный выпуск СМПЛ "Тритон" и их поставка в специальные части всех флотов СССР. Их выпуск продлился 4 года, за которые было построено 18 единиц таких сверхмалых подлодок, ни одна из которых не сохранилась до наших дней.
Не смотря на то, что в ходе учений и эксплуатации первая версия "Тритона" показала себя удовлетворительно, по заданию Аварийно-спасательной службы ВМФ уже в 1966 г. в Центральном Проектном Бюро "Волна" начались работы по созданию нового модернизированного проекта 907 СМПЛ "Тритон-1М" и более крупного и мощного проекта 908 "Тритон-2", о котором мы расскажем в следующей статье.
Спустя два года был разработан эскизный проект новой СМПЛ "Тритон-1М", а в конце лета 1970 г. технический проект поступил на Ленинградский Ново-Адмиралтейский завод, где приступили к постройке головной СМПЛ по проекту 907.
Через два года в 1972 г. головная лодка была сдана на заводские и ходовые испытания, а к концу года СМПЛ "Тритон-1М" пошла в серийное производство с бортовыми номерами В-ХХХ без сплошной нумерации.
К середине лета 1973 г. ВМФ СССР получил на вооружение первые два "Тритона-1М".
Новая модернизированная версия "Тритона" была на пол метра короче и сильно отличалась конструктивно от своей предшественницы. Негерметичная кабина на два пловца в ней размещалась уже в носовой части, а аккумуляторный герметичный отсек располагался в центре лодки, где были установлены более мощные серебряно-цинковые аккумуляторы СЦ-300, позволявшие оставлять лодку на морском дне до 10 суток без потери заряда. В кормовой части разместили новый более мощный двигатель П32М мощностью 4,6 л.с., позволявший развивать скорость до 6 узлов с запасом хода до 35 морских миль. Также новые подлодки были штатно оснащены гидроакустической станцией МГВ-3, средствами навигации, автоматом движения по курсу и радиосвязью.
Всего в период с 1972 по 1980 гг. было произведено 32 сверхмалых подводных лодки "Тритон-1М" по проекту 907, из которых до наших дней сохранилось менее десяти штук в различных музеях. О некоторых из них мы уже рассказывали ранее и теперь наша коллекция пополнилась ещё одной.
И в этой хорошо сохранилась сама кабина почти со всеми приборами.
Поэтому в этот раз мы сделали побольше фото приборной панели.
Такие здесь амперметры с вольтметрами, показывавшие заряд аккумуляторов.
Давление в отсеках и за бортом.
Запасы кислорода. В модернизированной версии пловцы могли подключать свои дыхательные аппараты уже к магистрали самой лодки.
В общем в этот раз смогли рассмотреть "Тритона" максимально подробно.
А в следующей части мы покажем её более крупного собрата - сверхмалую подводную лодку "Тритон-2" проекта 908, ну а на этом пока что всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.