Найти в Дзене
Полотно Истории

Кто на Руси лишался креста над могилой?

Оглавление

На Руси крест на могиле был не просто знаком веры, но и символом надежды на вечную жизнь. Однако некоторым крещёным людям в этом отказывали, считая, что они отвернулись от Бога. Кто попадал в число тех, чьи могилы оставались без креста? Давайте разберёмся.

Колдуны и отступники веры

Православная церковь строго относилась к тем, кто, будучи крещёным, обращался к языческим практикам. Колдунов, ведьм, волхвов и гадалок, которых подозревали в связях с «нечистым», хоронили без креста и отпевания. В 1551 году «Стоглав», принятый при Иване Грозном, называл волхвование «бесовским служением», запрещая такие занятия. Травницы, лечившие заговорами, тоже попадали под подозрение, особенно если их обвиняли в наведении порчи. Закон того времени запрещал «копать коренья», чтобы травы не использовались для колдовства. Даже в наши дни священники отказывают в христианском погребении тем, кто занимается магией, несмотря на иконы в их домах, пишет священник Игорь Фомин на сайте храма Александра Невского. Такие могилы оставляли без креста, чтобы подчеркнуть разрыв с церковью, а иногда их хоронили за кладбищем, на неосвящённой земле.

Похороны - Константин Савицкий (1883)
Похороны - Константин Савицкий (1883)

Еретики и анафема

Еретики, отвергавшие церковные догматы, считались извергнутыми из православия. Тех, кого предавали анафеме, лишали права на крест на могиле. Анафема была редким наказанием, применявшимся к упорствующим еретикам, таким как стригольники, жидовствующие, хлысты или скопцы. Церковь предлагала более мягкие меры — временное отлучение, запрет на причастие или стояние в притворе храма, — чтобы вернуть человека к покаянию. Однако если еретик не раскаивался, его хоронили без христианских обрядов. Историк Алексей Юдин в книге «Русская народная духовная культура» отмечает, что такие могилы часто помещали на краю кладбища, чтобы они быстрее заросли травой. Даже если человек считал себя православным, церковь видела в его упорстве отказ от веры, исключая его из общины.

-2

Самоубийцы и утопленники

Самоубийство считалось тяжким грехом, равным отказу от Бога. Церковь не отпевала самоубийц, не поминала их в храмах и не ставила кресты на их могилах. Священник Игорь Фомин на сайте храма Александра Невского поясняет, что за таких людей можно молиться только дома, келейно. До революции к утопленникам относились с подозрением, особенно если не было свидетелей их гибели. Если тело не опознавали, его вероисповедание оставалось неизвестным, и священники передавали его светским властям. Такие могилы устраивали на неосвящённой земле, без креста. Этнограф Елизавета Картамышева в работе «Заложные покойники и оживающие мертвецы» описывает, как в деревнях утопленников уносили подальше от жилья, засыпая могилу мусором и проводя языческие ритуалы, чтобы покойник «не вернулся». Эти обычаи смешивались с христианскими, создавая сложные традиции.

-3

Лицедеи и скоморохи

Церковь с недоверием относилась к лицедеям — скоморохам, шутам, актрисам и танцовщицам. Апостольские правила запрещали священникам жениться на «позорищных» женщинах, связывая театр с языческими мистериями. Протодиакон Дмитрий Половников на сайте «Православие и мир» объясняет, что выступления скоморохов часто сопровождались блудом, что считалось несовместимым с христианством. Хотя прямого канона, запрещающего хоронить актёров по-церковному, не существовало, лицедеев нередко лишали креста на могиле, особенно если их жизнь считали греховной. Преподаватель Игорь Чистюхин в статье «Отношение христианской церкви к театру» отмечает, что церковь терпимее относилась к мирянам, связанным с театром, но скоморохи и плясунии часто хоронились за кладбищем. Оперная дива Прасковья Жемчугова, вышедшая за князя Шереметева, всю жизнь искупала «греховную» профессию молитвами и милостыней.

«Праздничное гулянье» - Константин Коровин
«Праздничное гулянье» - Константин Коровин

Грешники, одержимые и инородцы

Церковь отказывала в христианском погребении пьяницам, блудницам и казнённым преступникам, приравнивая их к самоубийцам. Пьянство считалось убийством души, а разврат — дорогой в ад. Могилы таких людей оставляли без креста, иногда на краю кладбища. Одержимых и душевнобольных, которых путали с бесноватыми, также хоронили без креста, считая, что их душа пала под власть греха. Инородцев — иностранцев или представителей народов России, чьё вероисповедание вызывало сомнения, — могли похоронить без креста из осторожности. До революции кладбища находились в ведении церкви, и священники избегали хоронить незнакомцев без исповеди и причастия, опасаясь осквернить освящённую землю, пишет историк Наталья Пушкарева в книге «Частная жизнь русской женщины». Сегодня, когда кладбища муниципальные, крест может поставить любой, но в прошлом эти традиции строго соблюдались.

-5

Погребальные обычаи на Руси отражали сложное переплетение веры и народных представлений. Крест на могиле был знаком надежды, но его отсутствие подчёркивало разрыв с церковью. Как думаете, почему эти традиции так долго сохранялись? Делитесь в комментариях, мне любопытно ваше мнение!

Вам могут понравиться следующие статьи: