Камбоджа стоит на пороге транспортной революции: страна запускает масштабную программу модернизации железнодорожной инфраструктуры, которая может радикально изменить экономику и логистику региона.
План развития транспорта на $36 миллиардов
До недавнего времени железные дороги Камбоджи были в упадке: низкие скорости, устаревшие пути и ограниченные маршруты. Однако с утверждением Комплексного мастер-плана по транспортной и логистической системе на 2023–2033 годы (CITLS-MP) страна нацелилась на строительство современной железнодорожной сети.
План включает 174 инфраструктурных проекта на общую сумму $36,6 млрд, охватывая дороги, водные пути, авиацию и, конечно, железные дороги.
Сейчас в Камбодже разрабатывают восемь железнодорожных проектов с общим бюджетом $10 миллиардов. Цель – модернизировать и расширить систему, повысить эффективность, точность и доступность.
Среднесрочная перспектива (2023–2027). Три проекта на ближайшую перспективу до 2027 года стоят $3,8 миллиарда. Это обновление существующих линий между Пномпенем и Сиануквилем, Пномпенем и Пойпетом до высокоскоростных, а также строительство новых веток до новых аэропортов Течо и Сиемреапа.
Железная дорога Пномпень–Пойпет. Один из ключевых проектов — высокоскоростная железная дорога Пномпень–Пойпет протяжённостью 382 км, с планируемой скоростью движения поездов до 200 км/ч. Проект включает строительство 33 станций и более 300 мостов, с общим бюджетом около $4 млрд.
Проект не ограничится только внутренними маршрутами. Он может стать третьим этапом легендарной трансазиатской железной дороги (TAR) — мечты, которую страны региона вынашивают уже почти век. Камбоджийская сеть соединится с железной дорогой Китай–Лаос–Таиланд и, возможно, в будущем — с Хошимином и Сингапуром через Вьетнам. Это создаст транзитный коридор между центральным и восточным железнодорожными маршрутами Азии.
Опыт соседей — Лаоса и Таиланда. Особое значение этот проект приобретает для Лаоса, не имеющего прямого выхода к морю: соединение с камбоджийскими портами даст ему жизненно важный доступ к морским путям. Таким образом, новая железная дорога не только ускорит движение по стране, но и станет важнейшим логистическим звеном всего региона.
Лаос завершил строительство своей первой высокоскоростной железной дороги в 2021 году, и уже в первый год эксплуатации проект показал впечатляющие результаты. За это время поезда перевезли 11,2 миллиона тонн грузов и 8,5 миллиона пассажиров. Дорога протяжённостью 1035 километров стала частью инициативы Mega Connectivity, обеспечив 100 000 рабочих мест. Благодаря улучшенной логистике Лаос смог нарастить производство железной руды на 1,8 миллиона тонн, муки маниоки — на 2 миллиона тонн, а резины — на 1 миллион тонн по сравнению с предыдущим годом.
В соседнем Таиланде активно реализуется второй этап трансазиатской железной дороги (TAR). Первая фаза китайско-таиландской железнодорожной линии перешла к активной стадии строительства, а на границе Таиланда и Лаоса уже прокладываются соединительные ветки, чтобы ускорить транзит товаров.
Долгосрочная перспектива (2028–2033). Еще пять проектов запланированы на 2028-2033 годы – еще $6,2 миллиарда:
— Высокоскоростные магистрали Пномпень–Сиануквиль, Пномпень–Пойпет (граница с Таиландом) и Пномпень–Бавет (граница с Вьетнамом).
— Линия через Сиемреап и Кампонгтхом, соединяющая Пномпень с Пойпетом.
— Развитие городской железнодорожной системы в Пномпене.
Автомагистраль Пномпень–Сиануквиль. Это флагманский проект по Китайской инициативе «Пояс и дорога» (BRI) уже обслуживает более 12 миллионов автомобилей. Магистраль открыли в ноябре 2022 года и она резко сократила время в пути и повысила логистическую эффективность.
Четырехполосная скоростная автомагистраль начинается в западной стороне Пномпеня, соединяющегося с кольцевой дорогой города, и идет на юго-запад через Кандал, Кампонг Спей и провинции Ко-Конг и, наконец, в Сиануквиль. Общая длина скоростной автомагистрали составляет 187,05 км. Это первая скоростная автомагистраль в Камбодже.
Автомагистраль Пномпень–Бавет. Проект скоростной автомагистрали оценивается в размере более $1,6 миллиарда. Министерство общественных работ и транспорта заявило, что вторая скоростная автомагистраль Королевства будет иметь длину 138 км и будет включать 2,7 км новых двухполосных мостов. Строительство планируют завершить в 2027 году.
Автомагистраль Пномпень–Бавет значительно улучшит транспортировку товаров и поездки с пассажирами. Новый маршрут будет связан с скоростной автомагистралью Хо Ши Мин-Бавет, которую вьетнамцы также рассчитывают завершить в 2027 году.
Китай — ключевой партнер
Китай активно участвует в финансировании и строительстве инфраструктурных проектов Камбоджи, включая:
— Канал Фунан Течо ($1,2 млрд), соединяющий Пномпень с Сиамским заливом.
— Скоростное шоссе Пномпень–Сиануквиль ($2 млрд).
— Шоссе Пномпень–Бавет ($1,6 млрд).
— Ремонт железной дороги Пномпень–Пойпет ($4 млрд).
Эти проекты укрепляют китайско-камбоджийское сотрудничество и способствуют интеграции Камбоджи в региональные транспортные сети.
Эксперты отмечают, что на фоне растущей геополитической напряжённости и переориентации глобальной торговли страны АСЕАН усиливают внутреннюю интеграцию. Особую роль в этом играют инфраструктурные мегапроекты и соглашение RCEP — крупнейшее в мире торговое партнёрство.
Согласно прогнозу Китайской академии международной торговли и экономического сотрудничества, этот пакт может увеличить совокупный ВВП региона почти на 1% к 2035 году. Как отмечают аналитики, ключевым фактором для реализации трансазиатской железной дороги остаётся политическая воля, тогда как с технологической точки зрения регион уже готов к реализации столь амбициозных транспортных проектов.
ТОП-5 эффектов ЖД-развития для страны
Камбоджа делает ставку на развитие железнодорожной инфраструктуры как на драйвер экономического роста и региональной интеграции. С поддержкой Китая и реализацией амбициозных проектов страна стремится стать логистическим хабом Юго-Восточной Азии. Поэтому тратит миллиарды долларов на строительство железных дорог — это выгодно, доступно и делает экономику устойчивее, особенно для страны на этапе развития.
1. Поезда могут перевозить гораздо больше пассажиров и грузов за одну поездку. Это делает поездки дешевле для обычных людей и логистику — более экономичной для бизнеса. Особенно это важно внутри страны, где авиаперелёты часто не по карману.
2. Железнодорожный транспорт гораздо надёжнее. Поезда меньше зависят от погодных условий, чем самолёты, и почти всегда идут строго по расписанию. Это делает их предсказуемым и стабильным способом передвижения.
3. Есть и экологическая причина. Современные поезда, особенно электропоезда, потребляют меньше энергии и выделяют меньше углекислого газа, чем самолёты и автомобили. Например, по оценке Международного энергетического агентства, на долю железных дорог приходится всего 2% всех выбросов в транспорте при том, что они перевозят около 8% всех пассажиров и 7% грузов в мире.
4. Железные дороги также объединяют страну. В отличие от самолётов, которые соединяют только крупные города, поезда проходят через небольшие посёлки и станции. Это даёт толчок развитию регионов, появлению новых рабочих мест, бизнесов и жилых районов вдоль путей.
5. Грузовые перевозки — ещё один важный аргумент. Камбоджа экспортирует текстиль, сельхозпродукцию и стройматериалы. Для таких товаров поезда — более выгодный и безопасный транспорт, чем фуры или самолёты.
Цены на недвижимость растут
Развитие транспортной инфраструктуры ведет к росту цен на недвижимость в ключевых точках:
— Сиануквиль — портовый город и туристический центр.
— Сиемреап — ворота к храмам Ангкора.
— Пойпет и Бавет — пограничные города с Таиландом и Вьетнамом соответственно.
Высокоскоростные линии, соединяющие Пномпень с Сиануквилем, Пойпетом, Баветом и новыми аэропортами, значительно сокращают время в пути, делают отдалённые районы доступными и повышают их инвестиционную привлекательность.
Для инвесторов это открывает новые возможности в сфере недвижимости и логистики. Ранние вложения в регионы с развивающейся инфраструктурой могут принести значительные дивиденды в будущем.
Как показывает опыт Вьетнама, Таиланда и даже Китая, в городах, куда приходит железная дорога, недвижимость дорожает в среднем на 20–40% в течение 2–3 лет. Это объяснимо: улучшается логистика, растёт туризм, бизнес активнее заходит в регионы. Для раннего инвестора это окно возможностей — купить по низкой цене до того, как рынок перегреется. Камбоджа сейчас именно в этой фазе.
Таким образом, Камбоджа стремится стать ключевым логистическим узлом в Юго-Восточной Азии, что открывает новые возможности для инвестиций и экономического развития.
Посмотреть, как вы можете начать инвестировать в жилую недвижимость Камбоджи в бесплатном интенсиве из 3х видеоуроков: https://watbot.ru/w/jMiN
Читайте по теме:
→ Как Камбоджа превращает инфраструктуру в деньги для инвесторов
→ Международный порт Кампот за $10 млн откроется в апреле — 5 причин, почему это важно для инвесторов в недвижимость