Найти в Дзене

«Чертей тут нет: вот справка!» Первый автомобиль в России

18 апреля 1894 года в Россию отправился самодвижущийся экипаж. Чудо современной техники было отгружено в городе Мангейм (королевство Вюртемберг, Германская империя) на заводе Benz & Cie. Пункт назначения — Москва, «Кисельный переулок, дом Дольник». Этот автомобиль был первым в стране! Кстати, Москва опередила Петербург на целый год. Машина в императорской столице появились только в 1895 году. До последних лет считалось, что пальма первенства принадлежит Одессе (1891), но эта версия опровергнута. В Москве Benz Velo с серийным номером 91 («дедушка» современных мерседесов) прошел через руки Карла Шпана, первого российского автоторговца. А кто же был первым автовладельцем? Молодой фабрикант Константин Мазурин. Информация прошла в московской прессе летом 1894 года: «Недавно потомственным почетным гражданином К.М. Мазуриным, живущим в Московском уезде, приобретен экипаж для езды, отличающийся от прочих экипажей тем, что он движется самостоятельно, без лошадей, путем электрических аккумулятор

18 апреля 1894 года в Россию отправился самодвижущийся экипаж. Чудо современной техники было отгружено в городе Мангейм (королевство Вюртемберг, Германская империя) на заводе Benz & Cie. Пункт назначения — Москва, «Кисельный переулок, дом Дольник».

Этот автомобиль был первым в стране!

Кстати, Москва опередила Петербург на целый год. Машина в императорской столице появились только в 1895 году. До последних лет считалось, что пальма первенства принадлежит Одессе (1891), но эта версия опровергнута.

Объявление в старой газете, 1890-е
Объявление в старой газете, 1890-е

В Москве Benz Velo с серийным номером 91 («дедушка» современных мерседесов) прошел через руки Карла Шпана, первого российского автоторговца. А кто же был первым автовладельцем? Молодой фабрикант Константин Мазурин. Информация прошла в московской прессе летом 1894 года:

«Недавно потомственным почетным гражданином К.М. Мазуриным, живущим в Московском уезде, приобретен экипаж для езды, отличающийся от прочих экипажей тем, что он движется самостоятельно, без лошадей, путем электрических аккумуляторов и бензинового мотора, со способностью проходить дистанцию около 18 верст в час и около 90 верст одним наполнением бензина. Экипаж этот, вследствие высокой стоимости его, пока единственный в России».

В другой газете сказано, что господин Мазурин просил власти разрешить ему «разъезды» под Москвой.

«Мотивом к этому ходатайству послужило, как оказывается, желание ознакомить крестьян с механической силой заморской диковинки».

Довольно необычная аргументация, вы не находите?

Архивные изыскания Ивана Баранцева позволили найти документы о первой российской машине. Как оказалось, летом 1894 года Константин Митрофанович ездил на самодвижущемся экипаже в свое имение в селе Соколово (ныне не существует, это часть территории московского района Куркино).

Автомобиль Benz Velo, 1890-е. Фотография MOHADASE, Wikimedia
Автомобиль Benz Velo, 1890-е. Фотография MOHADASE, Wikimedia

Случай был беспрецедентным, власти пока не требовали никакого «разрешения». Мазурин сам попросил его. Зачем? Вот что писал первый в стране автовладелец:

«Не привыкшие к данному зрелищу крестьяне полагают, что едет нечистая сила, и одни, увидев меня, делают крестное знамение, другие угрожают "добраться до черта" и изломать машину».

Вот зачем надо было «просвещать» крестьян! Мазурин стал возить с собой бумажку, чтобы в случае конфликта предъявить ее разъяренной толпе:

— Вот документ, что у меня в машине нет чертей! Эй, кто читать умеет! Видели, тут подпись вице-губернатора?

Самодвижущийся экипаж был лишь одним из увлечений Константина Митрофановича Мазурина (1866-1959). Хозяин Реутовской фабрики занимался историей искусств, богословием, гимнастикой, пением, написал книги по обучению вокалу и стихотворные сборники.

В 1901 году он издал «Строфы Нирузама» — перевод стихов персидского поэта, жившего в X веке. Сборник прославился и стал сенсацией… только потом обратили внимание, что «Нирузам» — перевернутая фамилия «Мазурин». Так Константин Митрофанович приобрел незаслуженную славу фальсификатора. Прошли десятки лет — и оказалось, сборник никакая не фальшивка, а настоящий перевод из Омара Хайяма, тогда еще малоизвестного в России.

Константин Мазурин
Константин Мазурин

Наконец, в 1909 году уже не очень молодой Мазурин нашел себя — окончил второе высшее образование на медицинском факультете. Он стал видным гинекологом и проработал по специальности до конца жизни. Кстати, это нередкий случай, когда дореволюционные купцы шли работать врачами (паи на унаследованной фабрике — ради денег, а вот лечить людей — для души). Такова, например, история реального доктора Живаго.

После революции Мазурин эмигрировал в Сербию и там до глубокой старости продолжал работать врачом.

Теперь — про московские адреса, связанные с первым автомобилем! Заглянув в адресную книгу, вижу, что в 1894 году Мазурин жил в собственном доме на Собачьей площадке. Вот как она выглядела!

Собачья площадка. Фотография Ильи Остроухова, 1917 год
Собачья площадка. Фотография Ильи Остроухова, 1917 год

Нет, не ищите красоту на карте! В 1960-х все это, как известно, было уничтожено. С тех пор на месте Собачьей площадки шумит Новый Арбат.

Чтоб разыскать хоть какое-то здание, связанное с первым автомобилем в России, я решил посмотреть, что такое «дом Дольник» в Кисельном. Это ведь тот район, которым я сейчас усердно занимаюсь!

Увы, но адресные книги говорят: Александров-Дольник был владельцем дома №8 в Большом Кисельном переулке. Дом до начала 1970-х стоял на месте левого крыла «Спецсвязи ФСО России». Вот оно, современное чудовище:

Панорама Яндекса
Панорама Яндекса

Если понравилась статья, поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.