Датскому гению и демону кинематографа Ларсу фон Триеру исполнилось 69 лет. В честь этого вспомним его полнометражные фильмы — пусть это будет не рейтинг, а путеводитель по внутреннему аду, в который режиссер толкает зрителей.
1. Догвилль, 2003
Главные роли: Николь Кидман, Пол Беттани, Джеймс Каан
Особенности: полностью снят на черном фоне со схемой города, как на театральной сцене
На первый взгляд — гениальный эксперимент, в лучших традициях Брехта. Маленький город, в который приходит беглая женщина. Горожане сначала принимают её, а потом превращают в жертву. Ни декораций, ни стен — только линии на полу и безжалостная мораль: в каждом живет палач. Но как кино это слишком рассудочно, отстранённо и вызывает противоречивые эмоции у зрителей.
2. Меланхолия, 2011
Главные роли: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд
Особенности: фильм разделён на части, каждая из которых о реакции на приближение гибели Земли
Триер, страдающий от депрессии, на сеансе у психотерапевта вдруг понимает: люди с депрессией в момент катастрофы действуют наиболее спокойно. Так рождается идея фильма: эстетически идеальный, но внутренне выжженный. Планета Меланхолия летит к Земле, а герои погружаются в пучину ужаса. Симфония конца света на музыку Вагнера — кино, от которого замирает сердце.
3. Нимфоманка, 2013
Главные роли: Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Шайа ЛаБаф
Особенности: 2 части, 5 часов, чередование воспоминаний, философских вставок и чрезмерно откровенных сцен
Пожалуй, самый амбициозный фильм Триера. История Джо — женщины, рассказывающей о своей сексуальной одиссее — превращается в мозаичный роман о чувственности, стыде, боли и познании.
Каждый эпизод — почти как глава из трактата: от влечения до саморазрушения. Полная свобода, которую режиссёр позволил себе в творческом плане, накрывает зрителя с головой.
4. Мандерлей, 2005
Главные роли: Брайс Даллас Ховард, Дэнни Гловер, Уиллем Дефо
Особенности: сиквел «Догвилля»; такой же театральный стиль, но в антураже южных штатов США
В этот раз героиня оказывается на бывшей плантации, где чернокожие до сих пор живут как рабы. Это вторая часть задуманной, но так и не завершённой трилогии «США — страна возможностей». Этические дилеммы, классовый дисбаланс, либеральная слепота — всё на месте. Но повторная попытка использовать тот же визуальный приём смотрится как шаг назад. Тем не менее, эмоционального драйва здесь больше, чем в «Догвилле».
5. Медея, 1988
Главные роли: Кирстен Олесен, Удо Кир
Особенности: снят по сценарию Карла Теодора Дрейера, экранизация трагедии Еврипида
Триер здесь — всего лишь проводник идей двух великих: Дрейера и Еврипида. История о предательстве, ярости и убийстве собственных детей рассказана в мрачной, болотной визуальной палитре. Атмосфера гнетущая, актёрская игра достойная. Но вместо бурлящих страстей — отстранённое, холодное созерцание.
6. Картины освобождения, 1982
Главные роли: Эдвард Флеминг, Кёрстен Гаардебо
Особенности: дебютный фильм, дипломная работа главного провокатора мирового кино, но уже с фирменным визуальным почерком
Киношный коктейль из нуара, военной хроники и любви. Визуально — уже узнаваемый Триер: замедленные кадры, плавные движения камеры, наложения звука. Тема — освобождение Дании после Второй мировой и личная история влюблённого коллаборациониста. Еще сырой, но уже искренний фильм. Уже тут видно — этот режиссер будет играть по своим правилам.
7. Рассекая волны, 1996
Главные роли: Эмили Уотсон, Стеллан Скарсгард
Особенности: крупные планы, зернистая текстура, мощная религиозная драма
Бесс — религиозная девушка, выходящая замуж за нефтяника. После несчастного случая он просит её вступать в близость с другими. Она верит, что это спасёт его. Кино, которое бьёт по душе молотком. Режиссёр заставляет страдать, а потом предлагает веру как единственное оправдание жестокости мира. Это не просто фильм — это испытание.
8. Эпидемия, 1987
Главные роли: Ларс фон Триер, Нильс Ворсель
Особенности: мета-кино, фильм внутри фильма, критика творческого процесса
Двое сценаристов (одного играет сам Триер) пытаются закончить сценарий о враче, борющемся с эпидемией. Идеи, гипноз, полубредовые сцены. Постепенно грань между реальностью и историей стирается. Получается аллегория заражения искусством. Это кино о том, как творчество может быть разрушительным, заразным и неизбежным.
9. Самый главный босс, 2006
Главные роли: Йенс Альбинус, Петер Ганцлер
Особенности: псевдокомедия, построенная на абсурде и сатире
Человеку нужно продать компанию, но он слишком добрый, чтобы казаться боссом. Он нанимает актёра, чтобы тот сыграл главного. Ситуации всё абсурднее, граница между игрой и реальностью исчезает. Это самый лёгкий и смешной Триер, но и самый коварный. Здесь он высмеивает не только бизнес, но и сам жанр комедии.
10. Идиоты, 1998
Главные роли: Йенс Альбинус, Луисе Кнудсен
Особенности: «Догма 95» в чистом виде, ручная камера, отсутствие спецэффектов
Группа людей устраивает перформансы, изображая умственно отсталых. Это не просто провокация, а попытка сбросить маски, освободиться от условностей. Кино откровенное, иногда шокирующее, но всегда честное. Это кино — как анти-кино. И в этом его отличительная черта.
11. Дом, который построил Джек, 2018
Главные роли: Мэтт Диллон, Бруно Ганц
Особенности: одновременно философский хоррор и жестокая драма
Серийный убийца рассказывает свою историю. Каждое его преступление — как глава книги, размышление о творчестве, боли, морали. Жестокие сцены чередуются с философскими монологами. Это фильм-пытка, фильм-исповедь. Триер даже не пытается оправдываться, он утверждает: искусство и зло часто идут рука об руку.
Ларс фон Триер — мастер конфликтов. Не между героями, а между искусством и моралью, зрителем и создателем, формой и содержанием. Его фильмы не развлекают, а пробуждают бурю эмоций, причем далеко не всегда положительных.
Больше тематических подборок: