Обычный солдат побеждает благодаря мечу, который держит в руке. Тот, кто обладает доблестью, — благодаря мечу, носимому в сердце. А великий воин — вообще без оружия. В японской культуре самураи — это особая кастовая группа. Катана — не просто изящное оружие, это символ, ставка на честь и доблесть. В мифологии Японии меч считается одним из трех священных предметов, подаренных богами предкам императорского рода. Он олицетворяет силу и мужество, в то время как зеркало символизирует знания, а яшмовые украшения — искусство. Власть меча была прерогативой воинов-самураев: ремесленники, крестьяне и торговцы не могли его носить. Мужчины гордо чтят традиции самураев и их оружие.
Самураи считали, что «душа меча» — это отражение мастерства кузнеца, создавшего клинок. Однако истинная сила меча зависит не только от кузнечного ремесла, а и от характера его владельца. Меч запечатлевает в себе навыки фехтования и личность хозяина. Особенно ценились клинки, принадлежащие мастерам, которые неоднократно применяли их в бою. Такого оружия придавалась особая ценность — оно считалось источником удачи и духовных знаний, ведь японцы верили, что великие мечи помогают открыть тайны боевых искусств.
Изначально у самураев в арсенале были только меч и нож. Со временем к ним добавился короткий клинок, и практика носить два меча стала обязательной с эпохи сегуната Асигака. Такой комплект получил название дайсе — «большой и малый» — и существовал в двух вариантах: для боевых доспехов и для повседневной одежды. В доспехах самураи носили большой меч — дайто или тати — в ножнах на левом боку, лезвием вниз. Чтобы его обнажить, делали резкий движением снизу вверх. Маленький — вакидзаси — носили за пояс. Катана, предназначенная для обычной жизни, крепилась за пояс в центре тела, лезвием вверх, с помощью шнура сагэо.
Обнажали ее движением сверху вниз, что позволяло быстро нанести удар или выполнить акробатический элемент, например, при выходе из кувырка. Такое ношение было удобно и практично, а также снижало риск случайных повреждений, ведь прикосновение к мечу считалось оскорблением, а за оскорбление могла последовать смерть. В то же время, короткий вакидзаси служил вспомогательным оружием — его использовали в бою, для отсекания голов или в ритуале сэппуку.
Изготовление катаны — это сложный и долгий процесс, требующий высокого мастерства. Только в умелых руках клинок превращается в смертоносное оружие.
Создать из обычного человека настоящего самурая — задача еще более трудная. Поэтому подготовка будущих воинов начиналась с детства. Их обучали боевым искусствам, точным наукам, философии, поэзии, живописи и каллиграфии. Благодаря такому образованию самураи становились элитой общества. Но главная их цель — война, а главный закон — «гири», закон чести. Путь самурая — это путь воина, а путь воина — это путь к смерти. Поэтому такие человеческие чувства, как любовь, ненависть или сострадание, утрачивают смысл. Жизнь самурая строилась на трех высших ценностях: доблести, знаниях и искусстве.
Особое значение имело искусство фехтования, которому самураи обучались с раннего возраста. В боевых искусствах кендо, кенджицу и яджицу важен был именно кончик меча, так как легче нанести рану, вошедшую в тело на глубину 10-15 см, чем освобождать клинок, застрявший по гарду.
Самураи развивали тактику, основанную на хитрости и скорости, ведь бой на катанах редко затягивался. Главное — обмануть противника. Даже малейшее движение глаз или тела могло выдать направление удара. Поэтому самураи не махали мечами как топором, а наносили быстрые и точные удары с минимальной подготовкой. Совершенствуя технику и укрепляя дух, они рассматривали катану как символ духовного пути восхождения. Мастер меча Миамото Мусаси говорил: «Обычный боец побеждает мечом, который носит в руке, хороший — мечом, что носит в сердце, а великий — вообще без меча».
Культ, связанный с мечом, породил множество обрядов и традиций, которые прочно вошли в повседневную жизнь японцев. Меч всегда хранился на видном месте на специальной подставке — катанакакэ.
При входе в дом гость, приветствуя хозяина, опускался на колени и укладывал меч на пол, расположив его с правой стороны от себя. Такое положение делало невозможным быстрое извлечение меча из ножен и символизировало полное доверие хозяину. Положив меч на пол с левой стороны, гость показывал недоверие, что предвещало неприятную беседу. Хозяин мог выразить отношение к посетителю, например, положив меч рукоятью к себе — это означало пренебрежение к боевому искусству собеседника.
Даже поглаживание меча могло стать поводом для боя, а оскорбление священного символа — меча — считалось особенно грубым нарушением. Если самурай случайно задевал ножны или отпихивал меч, его оппонент имел право применить мгновенный удар. В целом, демонстрация уважения или пренебрежения к мечу через определённые жесты и позиции оружия строго регламентировалась, подчеркивая статус и отношение участников.
Читайте также статьи:
Тайны и легенды о Викторе Абакумове. От восхождения до падения. Как жил?
Александр Тютрюмов. Множество талантов. Путь к успеху. Ранний уход. Как жил актер?