Карикатуры хорошего автора можно не видеть годами, но всё равно узнать с первого взгляда. Среди тысяч новых картинок в сети сразу бросается в глаза почерк художника, который действительно что-то понимает про жизнь. Владимир Иванов, он же Vova, был именно таким автором — лаконичным, точным. Юмор в карикатурах Иванова ироничный, но не злой.
Он не стремился к витиеватому стилю. Его рисунки не о красоте линий, а о сути момента. Есть художники, которым важны детали и изящество. А есть те, кто замечает главное в повседневной рутине и передаёт жизнь без прикрас. Владимир Иванов работал с прямотой, но не в лоб. Знаете, когда намекают, аккуратно, но сразу понятно? Вот в этом была его сила. Он умел нарисовать простую сцену — и в ней сразу узнавалась шутка. Поэтому и сегодня его карикатуры живут в сети, переходят из блога в блог, оседают в подборках и рассылках.
Как всё началось
Родился Иванов в Костроме, 31 октября 1967 года. Рисовал с детства — и ещё тогда замечал, что взрослые улыбаются его картинкам. Только позже понял, что умеет попадать в те самые точки, где у человека срабатывает чувство. Учился в Кирове, затем в Ярославском художественном училище. Формальное образование дало основы, но характер рисунка Иванов вырабатывал сам. Его всегда больше тянуло к простоте, за которой пряталась многослойность смысла.
Печататься начал рано. Первая публикация — 1988 год, «Литературная газета». Потом были «Крокодил», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Спид-Инфо». Он оказался во времени, когда страна пыталась переосмыслить саму себя, и его ироничный взгляд оказался очень к месту. В 1989 году получил гран-при на конкурсе «Бюрократия и перестройка», а потом были награды в Юрмале, Скопье, Риме. Тогда карикатуристы ещё действительно влияли на настроение общества, и Иванова замечали.
Стиль, который не бросается в глаза, но остаётся в памяти
Юмор у Иванова не милый, тут вы не найдёте мимимишных сценок. И если очаровательный пёсик появился на рисунке, то жди от него подвоха. Тигр в два счёта слопает зоозащитников, доктор Айболит уже не такой добряк. Ещё в карикатурах довольно много отсылок к сказкам, поговоркам, есть каламбуры.
Иванов любил двусмысленности, чувствовал абсурд, но не хайповал. Его задача была не поразить, а зацепить и остаться в голове. Поэтому и форма у него строгая: чёткий силуэт, минимум деталей, никаких излишеств. Такой рисунок сразу даёт понять, что важно, а что — шелуха.
Карикатуры Иванова часто строятся на простом бытовом парадоксе. Он будто вырезает из жизни привычную сцену, чуть поворачивает её — и она уже работает как абсурдная шутка. В этих работах нет желания понравиться всем, но есть точное понимание, что в них узнают себя.
Минимализм как смысл
Владимир сознательно очищал рисунки от всего вторичного. Это не скупость на краски или лень, а авторский стиль. Он не прятал идею за деталями. В его работах есть простор мысли и ощущение, что каждый штрих стоит на своём месте. Визуально это выглядит просто, но если приглядеться — обнаруживается многоуровневый смысл. Его карикатуры можно смотреть по несколько раз и каждый раз находить что-то новое.
Такой подход требует от зрителя внимания. Это не мем на скорую руку и не однострочная шутка. Здесь надо чуть задержаться взглядом, прочитать ситуацию, распознать тон. Не всем это интересно. Кто привык к быстрой картинке, может пройти мимо. Но для тех, кто любит наблюдать — это удовольствие. Да, и еще нужно понимать намёки.
Фирменная подпись и послевкусие
Свою подпись VOVA художник использовал не только как псевдоним, но и как часть образа. Так он подписывал не только рисунки, но и, как говорят, даже документы. Коротко, ясно, без пафоса — как и его юмор. Возможно, именно такая лаконичность и сделала его стиль узнаваемым.
После появления интернета его карикатуры быстро стали вирусными. Не благодаря хайпу, а потому что в них — что-то самобытное. То, что переживает тренды, моду. Работа, семья, общественные привычки, нелепости нашего быта — всё это Иванов видел через призму юмора, как человек, который уже научился смотреть на мир не слишком серьёзно.
И отдельно хочется упомянуть сказочные карикатуры Иванова. Он брал сказку и играл с сюжетом. А что было бы если? Если вы когда-нибудь тоже задумывались над нестыковками в сказках, то в работах Владимира вы найдете немало интересных решений.
Он ушёл из жизни в сентябре 2013 года. Но его рисунки живут и по-прежнему находят отклик. Потому что они о том, что каждый чувствует, но не всегда может объявнить. И в этом — их редкая ценность.
Если хочется тёплой улыбки, юмора без искусственного блеска, откройте карикатуры VOVA. Там есть узнаваемость, ирония и честность — те самые вещи, которые не устаревают.