Когда впервые сталкиваешься с работами Александра Попова, чувствуешь себя так, будто нечаянно заглянул в чей-то очень меткий, умный и слегка ехидный дневник. Только этот дневник не написан словами, а нарисован. Да так удачно, что завораживает и манит погрузиться в линии. Хочется подолгу рассматривать мимику и позы персонажей его карикатур. В небольших зарисовках Попова часто умещается целая история. Иногда короткий анекдот, иногда целая жизнь.
Человек, который предпочёл рисовать, а не рассказывать
О самом Александре известно не так много. Он не стремится на интервью, не ведёт громких блогов, не раздаёт автографы. Он просто живёт в небольшом селе Борогонцы в Якутии и уже более сорока лет рисует. Начинал в советское время, работал музейным художником, создавал сувениры из полиуретана, а теперь на пенсии продолжает рисовать карикатуры и комиксы, с тем же азартом, с каким начал много лет назад.
У него среднее специальное художественное образование — то самое, фундаментальное, где учат академическому рисунку, анатомии, композиции. Поэтому даже если персонаж у него с вытянутой головой, слишком длинными ногами или комично торчащими ушами — видно, что автор отлично понимает, что делает. Все искажения — это часть выразительности, а не случайность. Он тонко чувствует пропорции, умеет играть с перспективой и движением. В этом разница между тем, кто «немного умеет рисовать» и тем, кто владеет ремеслом на уровне мастера.
Попов — семьянин, у него двое детей, и, по его собственным словам, он не пьёт, не курит, не ругается. Такой портрет не сразу вяжется с острым, иногда злым юмором его работ. Но, как и многие хорошие сатирики, Александр наблюдательный и точный человек. Он умеет замечать детали и облекать их в образы. А ещё у него явно сильное чувство справедливости. Он не боится задеть важное.
Графика, которая говорит
Карикатуры Попова легко узнаваемы. Они выполнены уверенной рукой, линии плавные, живые, каждая не просто обозначает контур, а выражает эмоцию. У персонажей — настоящая мимика. Удивление, разочарование, утомление, довольство, напряжение — всё читается легко и быстро.
Часто в одной сценке всего два-три героя, а сюжет раскрывается полностью. И именно потому, что художник умеет «вложить» в движение и позу не меньше, чем в реплику или фон.
Порой герои говорят. Порой молчат, а всё остальное уже нарисовано: выражения лиц, взгляд, интонация позы. В некоторых карикатурах слово и вовсе лишнее — всё становится ясно с первого взгляда. Но и это «с первого взгляда» часто обманчиво. Потому что спустя несколько секунд замечаешь мелкие детали, делающие сцену многослойной. И всё это в одном кадре. Одна работа — как рассказ с развязкой.
Юмор у Александра взрослый. Это не про «поулыбаться», а скорее — «сначала рассмеяться, а потом задуматься». Его карикатуры редко бывают добродушными. Чаще — с ноткой горечи, иногда — с откровенным сарказмом. Он не бьёт по конкретным людям, но очень метко — по явлениям. По лицемерию, по глупости, по хвастовству, по тому самому «ну а что такого», которое так удобно прикрывает абсурд.
Темы у художника абсолютно разные. Иногда это бытовая сцена, иногда политика, культура, общественные привычки. Бывают и сказочные персонажи и инопланетяне. Гаишники и учителя. Женщины и мужчины. В общем мы с вами. Их объединяет необычный взгляд художника и точкаждый раз — взгляд точный, угол необычный.
Особенно интересно, как он работает с контрастами. Попов любит играть на противоположностях. Он может показать эффектного, накачанного красавца, который говорит откровенную глупость, или наоборот — показать тщедушного мужичка, но дать ему реплику с философским подтекстом. Это делает рисунок живым, с изюминкой.
Никакой повторяемости — каждый рисунок свежий
С годами многие художники начинают повторяться, вариться в одном и том же. У Попова этого нет. Он не штампует похожие сюжеты и не «ездит» по одной теме. Даже если он берётся за старую бытовую ситуацию, он покажет её под новым углом. Это — талант видеть неожиданное в привычном. А ещё — внутренний азарт. По его карикатурам видно, что он рисует не потому что «надо», а потому что не может не рисовать.
И это особенно чувствуется в динамике. У него нет «ленивых» работ. Все — живые, с интересом и вниманием к деталям. Иногда это касается костюма, иногда — заднего плана, иногда — просто жеста, которым всё сказано.
Карикатуры Александра Попова понравятся тем, кто любит добрый, умный и тонкий юмор. Тем, кто ценит простоту и точность выражения мысли. И тем, кто хочет отдохнуть от сложностей и просто улыбнуться, узнав в рисунке самого себя или своих знакомых. После таких рисунков остаётся хорошее настроение и желание вернуться к ним снова.
Смотреть его работы — значит, раз за разом попадать в ситуации, которые вроде бы где-то уже были. У знакомых. У себя. В жизни, которую никто не придумывал — она сама такая. Только теперь она нарисована. И смешна. И до ужаса точна.