Автомобили из-за рубежа в Советском Союзе всегда были больше, чем просто транспорт. Они становились символами статуса, политическими инструментами, а иногда — объектами зависти. История их появления началась задолго до СССР, ещё в эпоху царской России. При Романовых иностранные машины уже колесили по ухабистым дорогам империи, но после революции 1917 года всё изменилось. Хотя и ненадолго.
Ленин и его необычный гараж
Первый советский вождь, Владимир Ленин, не стеснялся использовать «буржуазные» авто. Его любимцем стал французский лимузин Delaunay-Belleville, который позже заменили на бронированный Renault. Интересно, что броню на машину добавили после покушения 1918 года — автомобиль превратили в мобильную крепость. Но самый экстравагантный экземпляр в коллекции Ленина — переделанный Rolls-Royce Silver Ghost.
Да-да, легендарный «роллс-ройс» адаптировали под суровые русские зимы: вместо колёс поставили гусеницы, а салон утеплили мехом. Машина напоминала гибрид танка и лимузина, но именно так вождь пролетарской революции ездил на охоту.
Сталин: американский шик и советский автопром
Иосиф Сталин предпочитал американский стиль. Его выбор пал на Cadillac и Packard, которые не только служили личным транспортом, но и стали образцами для первых советских лимузинов. Например, ЗИС-110, созданный в 1940-х, был почти копией Packard Super Eight.
Любопытно, что Сталин редко ездил на иномарках публично — это считалось идеологически сомнительным. Зато машины дарили союзникам: китайскому лидеру Мао Цзэдуну достался ЗИС-110, который позже скопировали китайцы, назвав «Хунци» («Красное знамя»).
Хрущёв, Брежнев и дипломатия на колёсах
После войны Никита Хрущёв, известный своей любовью к экстравагантным жестам, разъезжал на Cadillac Eldorado — подарке от американских бизнесменов.
Но настоящим фанатом иномарок стал Леонид Брежнев. Его коллекция, собранная благодаря дипломатическим подаркам, включала Rolls-Royce, Mercedes и даже спортивный Maserati. Говорят, генсек обожал лично тестировать новые авто, устраивая гонки по подмосковным трассам. Один из его Mercedes 600 Pullman, подаренный канцлером ФРГ, стал легендой — машина весила почти 4 тонны и имела пуленепробиваемые стёкла.
Звёзды, космонавты и их железные кони
В 1960-е иномарки перестали быть исключительно «партийной привилегией». Юрий Гагарин после полёта в космос получил в подарок чёрный Rover P5 — элегантный, но слишком непривычный для советских дорог. Космонавт предпочитал родную «Волгу», которая, как он шутил, «не ломалась в глуши». Зато артисты и диссиденты рисковали. Владимир Высоцкий, например, начал с Renault 16 — редкой модели для Союза. Позже он пересел на Mercedes 350 W116, который часто гонял по Москве, невзирая на штрафы. По слухам, однажды он так увлёкся, что въехал в троллейбус, после чего машину пришлось восстанавливать полгода.
Посольства и подпольные гаражи
Иномарки дипломатов и иностранных корреспондентов были особым миром. Машины с номерами жёлтого цвета (знак иностранного представительства) вызывали любопытство и зависть. Но обслуживать их было кошмаром: запчасти для Jaguar или Ford нельзя было купить в СССР. Механики посольств шли на хитрости: например, для ремонта двигателей использовали детали от грузовиков, а шины «переобували» в покрышки с «Чайки». Один дипломат из Швеции вспоминал, как из старого Volvo и запчастей от «Москвича» собрал гибрид, прозванный «Волькович».
Частники: охота за мечтой
До конца 1980-х простые граждане могли лишь мечтать об иномарках. Единицы покупали их через комиссионные магазины, где цены были заоблачными. Например, подержанный Volkswagen Beetle стоил как три новых «Жигуля». Но с началом перестройки «железный занавес» дал трещину: моряки, артисты и «челноки» стали привозить подержанные Opel, BMW и даже Toyota. Эти машины, прозванные «европейками», мгновенно ржавели от советской соли на дорогах, зато владельцы чувствовали себя королями.
Ностальгия по запретному плоду
Сегодня сложно понять, почему обычный Fiat 124 или Volga 21-го века вызывали столько эмоций. Но в СССР иномарка была билетом в другой мир — мир скорости, комфорта и свободы. Пусть даже эта свобода ограничивалась трассой от дома до дачи.
А вы? Какая машина из прошлого заставляет ваше сердце биться чаще — легендарный Mercedes Брежнева или скромный Renault Высоцкого? Или, может, вам по душе современные авто, где технологии заменили романтику?
Читайте также: