Любая сделка с иностранным контрагентом - это большой риск. Чтобы обезопасить себя и минимизировать вероятность наступления неблагоприятных последствий, перед заключением договора крайне важно убедиться в благонадежности партнера. В статье приводим подробную инструкцию, которая поможет самостоятельно проверить зарубежную компанию.
Почему важно проверять иностранного контрагента
Для бизнеса, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, проверка иностранного контрагента является одним из главных этапов подготовки сделки.
Если не проявить должную осмотрительность, высока вероятность, что в дальнейшем это обернется целым рядом неблагоприятных последствий. Например, выяснится, что сделка заключена с неуполномоченным лицом или компания окажется финансово несостоятельной и не сможет исполнить свои обязательства. Кроме того, в текущей геополитической обстановке нельзя забывать о большом количестве санкционных рисков, которые не зависят от добросовестности партнера.
В результате отсутствие грамотной и детальной проверки иностранного контрагента может привести к финансовым убыткам, репутационным потерям и иным сопутствующим издержкам. Естественно, что это крайне негативно отразится на компании и будет препятствовать ее нормальному развитию и функционированию.
Способы проверки иностранного контрагента
Методика проверки иностранного партнера основана на тех же общих принципах, что и отечественного - поиск и изучение общедоступных баз данных и учредительных документов.
Существует три основных способа проверки зарубежных компаний: по российским источникам, с помощью иностранных ресурсов, а также по запрошенным у потенциального партнера документам. Рассмотрим каждый из представленных вариантов.
Проверка по российским официальным источникам
Иностранные контрагенты, ориентированные на российский рынок, как правило, имеют филиал в России. В таком случае информация будет содержаться в государственных базах данных:
- Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц - здесь можно найти и посмотреть информацию обо всех представительствах контрагента, ознакомиться с перечнем аккредитованных филиалов, получить выписку со сведениями о конкретном подразделении.
- Картотека арбитражных дел - здесь можно узнать обо всех судебных разбирательствах, в которых участвовала организация. Эта информация позволит оценить добросовестность контрагента и его отношение к исполнению своих обязательств.
- Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) - здесь содержится информация обо всех товарных знаках, зарегистрированных на территории России. Наличие у контрагента собственного бренда можно считать дополнительной гарантией его ответственности и платежеспособности. Также через ФИПС можно подать заявку в зарубежное патентное ведомство о принадлежащих партнеру товарных знаках и других результатах интеллектуальной деятельности.
Помните, что работать с организацией, которая зарегистрирована в России, гораздо безопаснее. При возникновении конфликтных ситуаций обратить взыскание на имущество такого партнера будет значительно проще и быстрее.
Проверка по иностранным источникам
Поскольку в качестве партнера выступает зарубежная компания, будет неправильно выполнять проверку исключительно с помощью российских инструментов. По возможности следует заняться поиском информации в иностранных источниках. В первую очередь обратите внимание на следующие ресурсы:
- Открытые базы данных иностранных государств - в каждой стране есть аналог российского ЕГРЮЛ, в котором содержатся все ключевые сведения о деятельности компании, дате ее регистрации, руководителях и т.д. Для проверки нужно знать юрисдикцию партнера. К примеру, если организация располагается в Лондоне, то, вероятнее всего, необходимо использовать сайт Регистрационной палаты Великобритании, которая отвечает за ведение реестра всех британских юридических лиц. Найдя контрагента в подобной базе, можно убедиться, что он не ликвидирован и действительно занимается интересующим направлением.
- Налоговые администрации иностранных государств - по ним легко узнать о наличии у компании задолженности перед местным бюджетом. Эта информация позволит оценить добросовестность, ответственность и финансовое состояние контрагента.
- Публичные реестры иностранных государств - к ним относятся кадастровые карты, лицензионные реестры, судебные и нотариальные базы данных и т.д. Подобных государственных источников много и информация в них может быть самой разной.
- Базы данных по интеллектуальной собственности - с их помощью можно проверить контрагента как правообладателя и убедиться, что его деятельность не нарушает чужие авторские и исключительные права. Информация есть как открытом доступе, например, на сайте патентных ведомств, так и в закрытых коммерческих базах данных - Questel Platinum, Clarivate Analytics и других.
Также не будет лишним воспользоваться существующими сервисами проверки иностранных контрагентов. Их довольно много, но в качестве ключевых можно выделить следующие:
- Kompass - крупный международный каталог компаний и оказываемых ими услуг. Здесь содержится вся ключевая информация о зарегистрированных юридических лицах: организационно-правовая форма, направление деятельности, уставный капитал, количество сотрудников, руководители и т.д.
- Europages - сервис с информацией о юридических лицах из европейских стран. Главным преимуществом является то, что в карточке компании приводятся сведения о других организациях, предлагающих аналогичную продукцию, работы или услуги.
- Opencorporates - одна из самых больших баз данных с информацией о компаниях со всего мира. Интересна тем, что в ней содержатся сведения о корпоративных событиях организации. К примеру, можно узнать о внесении изменений в устав или о смене руководства.
- Open ownership - реестр, созданный для борьбы с мошенничеством и коррупцией. С его помощью можно узнать о конечном выгодоприобретателе контрагента. К примеру, может обнаружиться, что на самом деле иностранной компанией владеет ваш российский конкурент. Очень полезный ресурс с единственным недостатком в виде небольшого перечня юридических лиц - всего в реестре есть информация примерно о 5 млн. организаций.
Учтите, что порядок и особенности проверки контрагента по иностранным источникам, а также перечень доступных сведений во многом зависит от того, на территории какого государства зарегистрирована компания. Поэтому, чтобы получить максимально исчерпывающую информацию, целесообразно использовать как государственные, так и коммерческие ресурсы.
Проверка по документам
Запрашивать документы для проверки принято не только в России, но и в других странах, поэтому подобная просьба не должна смутить зарубежного партнера. Если же он откажется от предоставления документации, то это серьезный повод задуматься о недобросовестности потенциального контрагента.
Перечень документов может меняться в зависимости от обстоятельств конкретного случая, но обычно это:
- Сертификат об инкорпорации - аналог выписки из ЕГРЮЛ, который подтверждает факт государственной регистрации организации. В такой справке, как правило, содержится информация о наименовании компании, ее регистрационном номере, организационно-правовой форме и т.д. Если в нужной стране свидетельство о регистрации не выдается, можно запросить выписку из торгового реестра или учредительный документ.
- Выписка из торгового реестра - справка, которая подтверждает не сам факт регистрации, а осуществление предпринимательской деятельности в текущий момент времени. Документ также похож на выписку из ЕГРЮЛ и обычно содержит информацию о величине уставного капитала, руководстве, филиалах.
- Учредительные документы - обычно устав и учредительный договор. С их помощью можно понять, кто именно уполномочен совершать сделки от лица организации.
- Подтверждение о дате регистрации последней редакции учредительных документов и всех внесенных в них изменений или об их отсутствии.
Представленный перечень является примерным и может меняться в зависимости от страны регистрации проверяемой компании.
Что касается оформления документов, то в большинстве случаев для проверки можно ограничиться запросом сканированных копий. Однако если планируется крупная и важная сделка, желательно подстраховаться и удостоверить бумаги надлежащим образом.
По закону документы, выданные, составленные или удостоверенные органами иностранных государств, принимаются российским арбитражным судом при наличии консульской легализации или проставленного апостиля.
Легализация документов через консульство - долгий и трудоемкий процесс, поэтому, если государство, в котором зарегистрирован контрагент, входит в Гаагскую конвенцию 1961 года, гораздо проще получить апостиль.
Важно отметить! В соответствии с Минской конвенцией 1993 года документы, выданные на территории СНГ, не требуют консульской легализации и получения апостиля.
Таким образом, проверка иностранного контрагента - это сложная и крайне ответственная процедура. Если не хотите рисковать и не готовы испытывать судьбу, доверьте этот вопрос специалистам Самитов Консалтинг. Мы самостоятельно выполним поиск всей необходимой информации и подготовим заключение о правоспособности и финансовом состоянии зарубежного партнера.