Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Агония Третьего рейха. Последние месяцы нацистской Германии перед неминуемой расплатой

Оглавление

Думал ли один из главных идеологов Третьего Рейха Альфред Розенберг, что название его фундаментального труда, непонятого даже однопартийцами, "Миф двадцатого века" станет пророческим предзнаменованием для мечтаний о мировом господстве, расовом превосходстве и тысячелетнем Рейхе? Все фанатичные устремления фюрера, ради достижения которых были уничтожены десятки миллионов людей, действительно превратились лишь в миф. Жестокую, безжалостную, кровавую небылицу, до сих пор пестуемую в некоторых кругах уважаемых и не очень господ в надежде, что всё ещё сбудется.

Но в 20-м веке человечеству пришлось заплатить за безумные идеи Адольфа Гитлера сотоварищи колоссальную цену. И тогда казалось, что в деле поставлена точка...

-2

Ты помнишь, как всё начиналось

Созданная по итогам ноябрьской революции 1918 года Веймарская республика, которая не смогла избежать ответственности за развязанную кайзеровской Германией Первую мировую войну, оказалась абсолютно недееспособным образованием. Придавленная грузом утвержденных Версальским мирным договором санкций, лишенная территорий страна выдержать этого не могла. Экономику поразила инфляция и безработица, Германия погрузилась в хаос и безвластие. В сложившихся обстоятельствам полной потери национальной идентичности и чудовищного голода единственная идея, которая могла возникнуть в обществе и быть поддержана населением, стала идея реваншизма.

Потому появление лидера, который предложит возрождение нации и пообещает поднять Германию с колен, оставалось лишь делом времени. Что и произошло. Причем очень скоро.

Ефрейтор кайзеровской армии времен Первой мировой войны Адольф Гитлер удачно разыграл карту национального унижения, заявив во всеуслышание, что Германия цинично объявлена главным виновником войны, лишена возможности достойно существовать незаслуженно, и немцы не позволят безнаказанно вытирать о себя ноги.

Придя к власти используя демократические инструменты свободных выборов на волне популизма Гитлер стал канцлером 30 января 1933 года. И этот момент можно смело назвать началом Третьего Рейха. К тому же с изданием в 1930 году книги Розенберга "Миф XX века", вызвавшей грандиозный скандал в Европе - многие страны крайне поразились мысли, что все люди нечистой расы должны быть уничтожены - у глав Рейха появился не оригинальный, но действенный инструмент достижения поставленной цели. Поражающий своим людобойным цинизмом.

-3

Первое, что сделала гитлеровская Германия на мировой арене - в 1933 году вышла из Лиги наций. В 1935 году ввела всеобщую воинскую повинность, в 1936-м гитлеровские войска вступили в рейнскую демилитаризованную зону. В марте 1938-го состоялся аншлюс Австрии, а в сентябре того же года в Мюнхене при участии Великобритании и Франции была разделена Чехословакия, в результате чего Рейх получил в свое распоряжение мощную промышленную и сырьевую базу, вместе с этим фактически уничтожив одну из самых сильных армий на континенте, которая легко могла потягаться с вермахтом. И весь этот военный и экономический потенциал (Чехословакия обладала огромными залежами угля и славилась производством бронетехники) Гитлер получил без боя, не потеряв ни одного солдата, не сделав ни одного залпа. Только путем
переговоров со своими противниками, готовыми безудержно кормить Третий рейх во избежание грядущей войны.

Но для Европы это стало только началом. В сентябре 1939-го силы вермахта вторглись в Польшу. Обещавшие её защищать Франция и Великобритания объявили войну Германии, но на войну не явились, ограничившись незначительными боестолкновениями и авианалетами. Что дало западным журналистам повод обозвать войну "странной", а Гитлеру позволило поверить в свою неуязвимость и всесилие.

Создание тысячелетнего Рейха теперь казалось делом почти свершившимся.

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, и посол СССР в Берлине Владимир Деканозов был извещен об объявлении войны уже в то время, когда немецкие танки вовсю перемалывали советскую землю, а самолеты люфтваффе нещадно бомбили города и села.

Встреча Владимира Деканозова и Адольфа Гитлера
Встреча Владимира Деканозова и Адольфа Гитлера

Но уже в то время в окружении Гитлера появились люди, уверенные, что фюрер ведет свой народ не туда. Могущественный глава абвера адмирал Канарис, чья разведывательная информация во многом определяла вектор агрессии нацистской Германии, вскоре после начала польской кампании отмечал, что Третий рейх вместо сотен лет процветания стремительно движется к краю пропасти. А побывав на Восточном фронте поздней осенью 1941-го и оценив боеспособность частей вермахта и моральный дух арийский воинов пришел к неутешительному выводу, честно записав в своем дневнике:

Если русская армия дезорганизована и истощена, то и мы также... Если положение России тяжелое, то оно все же едва ли может быть хуже, чем наше собственное, - записал он в своём дневнике.

Но тогда гитлеровцы еще наступали...

Когда же планируемый блицкриг оказался скован лютыми русскими морозами, увяз в межсезонной распутице и разбился о небывалое единение граждан большой страны в борьбе с оккупантами, единственным шансом на спасение Третьего рейха, оказавшегося в безнадёжном положении войны на два фронта, Гитлер увидел в подрыве антигитлеровской коалиции и сепаратном мире с Западом. Первая известная попытка представителей Германии прозондировать возможность сепаратного мира с западными державами во время Второй мировой войны относится к 1942 году. Но ни США, ни Великобритания в тот момент не были заинтересованы в тайных сделках.

Несмотря на категоричный отказ западных стран в сотрудничестве, контакты по линии спецслужб сохранялись на протяжении всей войны. А к концу 1944-го года, когда отступление вермахта с оккупированных территорий приняло лавинообразный характер и подразделения советских войск стремительно приближались к границе Германии, попытки немцев вступить в контакт с Западом ещё более активизировались, и теперь за ними стояли высшие чины СС, включая рейхсфюрера Гиммлера. В ноябре 1944 года американский дипломат и разведчик, руководитель резидентуры Управления стратегических служб в Берне Аллен Даллес получил от начальника СД в Италии группенфюрера Харстера предложение начать тайные переговоры об условиях прекращения военных действий в Западной Европе и даже возможном объединении сил для продолжения войны против СССР...

Последние дни умирающего Рейха

В феврале 1945 года к Даллесу прибыли эмиссары от руководства РСХА: начальника VI управления Шелленберга и начальника РСХА Кальтенбруннера. Ранее ни тот, ни другой никак не проявляли своей заинтересованности в заключении какого-либо взаимовыгодного соглашения. Дни Третьего рейха были сочтены. Даже высшие чины гитлеровской Германии прекрасно понимали, что война проиграна. Начиналась предсмертная агония, в которой прежние идеи о мировом господстве переставали что-либо стоить. Встал вопрос о банальном выживании.

Красная армия стремительно наступала. Русский паровой каток взял такой темп, что спасти нацию уберменшей (сверхлюдей, к которым фюрер относил истинных арийцев), могло только чудо.

-6

До последнего Гитлер считал своим преемником на посту лидера Германии рейхсмаршала Великогерманского рейха Германа Геринга. Но 23 апреля 1945 года всё изменилось. Видя, что фюрер не в состоянии удержать ситуацию под контролем и все ещё пребывает в мире бредовых иллюзий, в которых Рейх обязательно побеждает своих врагов, Геринг потребовал передачи ему полномочий главы правительства, считая, что еще сможет договориться с США и сохранить власть после неминуемого поражения в войне.

Но Гитлер не был бы Гитлером, если бы не мог погасить любой бунт в зародыше. В тот же день по приказу Мартина Бормана Геринг был арестован отрядом СС по обвинению в государственной измене, смещен с поста главнокомандующего люфтваффе, лишён всех званий и наград. В своём Политическом завещании фюрер 29 апреля исключил Геринга из НСДАП и официально назвал своим преемником вместо него гроссадмирала Карла Дёница.

Однако едва ли Дёниц ещё что-то мог сделать в сложившейся ситуации, когда положение нацистской Германии стало абсолютно безнадежным. Уже 29 апреля перед западными союзниками капитулировала немецкая группа армий «С» на севере Италии. 30 апреля покончил с собой Гитлер, избежав публичного суда и наказания. Новому рейхспрезиденту и верховному главнокомандующему вооружёнными силами нацистской Германии пришлось выступить с обращением к немецкому народу, в котором он сообщил прискорбное известие о смерти фюрера, опустив детали, и рассказал о необходимости формирования нового правительства.

В своем выступлении гроссадмирал Дёниц обнадежил граждан, что война продолжиться "во имя спасения Германии от разрушения наступающими большевиками", хотя прекрасно отдавал себе отчет, что это не так.

Карл Дёниц и Адольф Гитлер, 1945 год
Карл Дёниц и Адольф Гитлер, 1945 год

Одним из первых решений последнего лидера Третьего рейха стал перенос со 2 мая 1945 года резиденции в здание военно-морского училища в городе Фленсбург, на севере Шлезвиг-Гольштейна, где в тот же день состоялось первое совещание с членами правительства, на котором предстояло разработать тактику дальнейших действий в условиях, когда проигрыш в войне был уже определен. Окончательно и бесповоротно. Можно было лишь постараться минимизировать ущерб.

Нацистские министры прекрасно понимали, что после тех зверств, которые творили солдаты вермахта, батальоны СС и отряды карателей из числа коллаборационистов на территории СССР, оставляя после себя выжженную землю, надеяться на снисхождение со стороны Красной Армии было глупо. Потому основные усилия постарались сосредоточить на том, чтобы спасти как можно больше немцев от надвигающейся лавиной РККА. Угроза продвижения англо-американской группировки их заботила куда меньше.

Руководство Рейха всё еще надеялось договориться с США и Великобританией, признав поражение перед ними, но не перед Советами. Искушенным в политике интриганам было видно, что внутри антигитлеровской коалиции назревает раскол, и независимая Германия, пусть и проигравшая войну, могла бы стать тем клином, который бесповоротно разделит коалицию, разнеся вчерашних союзников по разные стороны баррикад. К тому же внедренный в ближайшее окружение Даллеса немецкий агент сообщал: в Вашингтоне уверены, что следующая война будет между США и СССР, и Дёниц предполагал, что в новом сражении сохранившийся Рейх сможет оказать Западу неоценимую помощь.

Но действовать следовало молниеносно. Время предательски быстро таяло.

Правительству Германии было чего бояться. Уже 2-го мая, пока совещались министры, берлинский гарнизон окончательно сложил оружие перед частями Красной Армии. Продолжавшие сопротивление подразделения вермахта и фольксштурма были рассечены на несколько изолированных группировок, перестав представлять единую силу, и их окончательный разгром оказался лишь вопросом нескольких дней.

Однако планам Дёница о спасении Третьего рейха не суждено было сбыться.

На Западном фронте немецкие группировки капитулировали одна за другой. 4 мая главнокомандующий кригсмарине адмирал флота Ганс-Георг Фридебург подписал акт о капитуляции всех германских вооружённых сил в Голландии, Дании, Шлезвиг-Гольштейне и Северо-Западной Германии. 5 мая перед американскими войсками капитулировала группа армий «G», державшая оборону в Баварии и Западной Австрии.

Вечером на переговоры к главнокомандующему союзными войсками на Западном фронте Дуайту Эйзенхауэру, который находился в своей штаб-квартире во французском Реймсе, прибыла делегация во главе с адмиралом Фридебургом, чтобы вновь обсудить возможность капитуляции Германии перед США и Великобританией. Однако Эйзенхауэр в личной встрече Фридебургу отказал. Причём американский командующий акцентировал внимание — капитуляция должна быть полной и безоговорочной. И на Западе, и на Востоке.

Узнав об этом, Дёниц постарался убедить Эйзенхауэра, что с Германией все ещё можно иметь дело, отправив в Реймс начальника оперативного штаба вермахта Альфреда Йодля, которому американцы оказали не менее холодный прием. На встрече 6 мая, на которой присутствовали с американской стороны генералы Уолтер Смит и Карл Стронг, Йодль доказывал, что капитуляция на Востоке для Германии неприемлема.

Эйзенхауэр был взбешен: оказавшись в безвыходной ситуации немцы позволяют себе торговаться, пока их войска стремительно бегут на запад, спасаясь от подразделений Красной Армии! До Альфреда Йодля довели, что если Германия не капитулирует, то пути на Запад не только для отступающих частей вермахта, но и для перемещения гражданских лиц будут закрыты.

Оценив ситуацию, Карл Дёниц уполномочил Йодля подписать капитуляцию.

7 мая 1945 года, подписания капитуляции Германии. В первом ряду: Суслопаров, Смит, Эйзенхауэр, маршал авиации Королевских ВВС Артур Теддер (зам. Эйзенхауэра)
7 мая 1945 года, подписания капитуляции Германии. В первом ряду: Суслопаров, Смит, Эйзенхауэр, маршал авиации Королевских ВВС Артур Теддер (зам. Эйзенхауэра)

Акт о капитуляции Германии был подписан в Реймсе 7 мая 1945 года в 2 ч. 41 мин. по среднеевропейскому времени. Однако советский представитель при ставке Эйзенхауэра генерал Иван Суслопаров небезосновательно полагал, что это соглашение может ущемить интересы СССР. Для этого в документ была внесена поправка, согласно которой подписание акта в Реймсе не исключало подписания нового, «полного» акта о капитуляции.

И Суслопаров как в воду глядел. Сталин категорически отказался признавать подписанную в Реймсе капитуляцию всеобъемлющей. По мнению Вождя народов, процедура эта обязательно должна проходить на немецкой земле с присутствием всех заинтересованных сторон. А во французский Реймс не пригласили французов (что они сочли оскорблением, хотя американцы не сильно сокрушались по этому поводу), и даже Эйзенхауэр отказался садиться за один стол с Йодлем, который был ниже его по статусу.

По согласованию сторон окончательное подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии состоялось в берлинском предместье Карлсхорст в здании бывшей столовой военно-инженерного училища, где располагался штаб 5-й ударной армии, 8 мая в 22 ч. 43 мин. по центральноевропейскому времени (в 00 ч. 43 мин. 9 мая по московскому - именно поэтому Европа скорбит 8 мая, а мы празднуем Победу - 9-го).

Немецкую делегацию возглавлял начальник Верховного главнокомандования вермахта Вильгельм Кейтель (в Карлсхорте, чтобы всё прошло гладко, его тенью стал советский разведчик Александр Коротков). От СССР капитуляцию принимал Георгий Константинович Жуков, со стороны союзников — заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Артур Теддер. Эйзенхауэр вновь отказался от участия в церемонии, аргументируя свой поступок тем, что не собирается принижать значимость ранее подписанного в Реймсе акта.

Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывает акт о безоговорочной капитуляции германского вермахта в штабе 5-й ударной армии в Карлсхорсте, Берлин. 8 мая 1945 года
Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывает акт о безоговорочной капитуляции германского вермахта в штабе 5-й ударной армии в Карлсхорсте, Берлин. 8 мая 1945 года

На этом можно было бы считать историю нацистской Германии оконченной. Заваривший человеконенавистническую кашу Адольф Гитлер самоубился, отправившись на тот свет. Германия капитулировала, признав своё поражение в войне. Верных соратников фюрера ждал трибунал, хотя они все ещё надеялись избежать ответственности за совершенные преступления.

Но капитуляция не стала концом Третьего рейха. Формально Рейх просуществовал еще 2 недели, и гроссадмирал Карл Дёниц сохранял свои полномочия, пока под его контролем оставался Фленсбург и окрестности, планируя договориться с США и Великобританией о продолжении сотрудничества.

На Западе действительно активно обсуждалась идея назначения Карла Деница главой поверженной Германии, но широкой поддержки в политических кругах она не нашла. Слишком токсичной выглядела фигура сподвижника Гитлера. А когда 20 мая 1945 года СССР ответственно заявил, что никаких полномочий за "бандой Дёница" не признает и желает видеть всех нацистских лидеров на скамье подсудимых, любые мечты о сохранении Третьего рейха канули в бездну.

23 мая 1945 года прибывший в штаб-квартиру Дёница представитель союзных войск зачитал членам немецкого правительства приказ Дуайта Эйзенхауэра об их аресте.

Альфред Йодль, Альберт Шпеер и Карл Дёниц — после их ареста Союзниками
Альфред Йодль, Альберт Шпеер и Карл Дёниц — после их ареста Союзниками

Так бесславно закончилась людоедская история Третьего рейха. Впереди нацистских преступников ждал Нюрнбергский трибунал и расплата.

Тогда это казалось безоговорочной победой над нацизмом...

Еще по теме:

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк))