Давно понял, что классическая лекция — это вообще не моя история. Слишком скучно. Или, может быть, мне просто не хватает харизмы для такого формата (хотя кто знает). Зато добавить в процесс обучения немного игры, добровольного удовольствия и азарта — это совсем другое дело!
Уже не раз пробовал внедрять игровые элементы в занятия, и каждый раз получалось здорово. Работает и на взрослых, и на детях! И вот буквально пару дней назад наше руководство устроило для нас с коллегами образовательный интенсив с одним из лучших игротехников страны — Григорием Кудашовым. Это было мощно!
Моя копилка пополнилась пятьюдесятью (!) потрясающими играми, которые можно адаптировать и трансформировать в тысячу уникальных форматов для обучения. Уже не терпится внедрить их в свою практику и поделиться с вами идеями. А пару игр я уже заказал для своей дочери и жены!
Сегодня расскажу об этих играх и попробую разбить их на тематические блоки по этапам занятия. На самом деле, ограничение по времени уже любой процесс превращает в игру. Этим я пользуюсь давно: просто ставлю таймер на телефоне и даю чуть меньше времени, чем хотелось бы — это всегда держит студентов в тонусе.
Знакомство / Привлечение внимания
На самом первом этапе нужно привлечь внимание ребят, немного их расслабить, успокоить и настроить на рабочий лад, создать доверительную атмосферу. Для этих целей есть специальные игры на знакомство об этом я уже как-то рассказывал.
🎲Пин-понг. Учащиеся разбиваются по парам и перебрасываются вопросами через хлопок (вопрос — хлопок — ответ — хлопок). Здесь они учатся задавать вопросы и рассказывать про себя. Этого очень не хватает в современном цифровом мире.
Информирование учеников о цели занятия
🎲Верите ли вы, что… я умею говорить по-китайски? Это хорошая вариация игры на знакомство, которая помогает разговорить учеников и мягко настроить их на взаимодействие. Её можно использовать для подачи интересного факта и подведения к новой теме, приводя удивительные данные из мира науки и истории.
🎲Фанты. К предыдущей игре можно добавить "наказания" за неверные ответы в виде фантов (например, спеть песню или поприседать) — в игру добавляется азарт и внимание к вопросам. Совместный смех укрепляет доверие. Я, например, никогда не боялся выглядеть глупо перед студентами: однажды феерично упал со стула и просто раскатился со смеха вместе с ребятами. Это помогает наладить коммуникацию.
🎲Да и… Это игровая механика для разгона воображения и креатива. Она помогает обозначить потенциальную цель, к которой мы можем прийти, изучая новую тему. Учащиеся начинают обсуждать в парах предполагаемый результат и добавляют друг к другу: "да и..." с новым качеством результата.
🎲6 шляп мышления. Известная техника развития креатива. Она становится более игровой, если нарисовать или создать шляпы: это помогает оценить новое знание с разных точек зрения.
🎲Новые применения предметов. Придумываем необычные способы использования предмета, имеющегося перед глазами. Это развивает креативность, раскрепощает, позволяет высказываться даже тем, кто не уверен.
Григорий говорил: самые креативные идеи появляются ближе к концу списка из 100!
🎲4 буквы. Угадывание загаданного ведущим слова путём называния слов и получения обратной связи в виде количества совпадающих букв. Игра помогает актуализировать важные слова или исторические даты.
Повторение уже изученного материала
🎲4 угла. Отличный инструмент для быстрой диагностики, разделения на команды и проверки знаний. Учитель задаёт вопрос с четырьмя вариантами ответа, и ученики расходятся по углам в зависимости от выбранного варианта.
🎲Любопытная стрелка. Аналог известной игры с бутылочкой: на кого укажет — тот отвечает на вопрос по теме. Вопросы тоже задают сами, это добавляет игре внимательности к вопросам - а вдруг стрелка покажет на тебя самого.
🎲Совпадения. Команде (каждому игроку самостоятельно) нужно за минуту написать 6 слов-ответов на вопрос, с условием, что ответы должны совпасть (или не совпасть) с другими участниками команды. Игра помогает актуализировать и оценить глубину знаний. Считаются совпадающие или несовпадающие слова.
Изучение / Генерация нового материала
🎲Дырчатый текст. Текст с пропущенными словами или буквами. Подходит и для повторения, и для знакомства с новым материалом. Отличный способ вводить определения.
🎲Намёк понял. Игра в ассоциации: игрок не видит слово на карточке, а сокомандники пишут свои ассоциации. Повторяющиеся исключаются. По оставшимся ассоциациям нужно угадать слово.
🎲Архикард — для изучения математики.
🎲Азбука смыслов — на разгадывание слов.
🎲Шрифтомагия — для изучения новых слов.
🎲Карточки для иностранных слов.
Карточки вообще существуют практически по всем предметам. Например, карточки с формулами по геометрии или химии!
🎲Конструирование слов. Угадывание загаданного слова по буквам: участники называют слова, а ведущий говорит, совпадает ли буква с загаданной.
🎲Карточки с терминами. Игровых механик множество: например, собрать квартет из карточек, объединённых признаком, сопоставить пару "определение — термин" или "сотрудник — функционал". Подходит и для корпоративного обучения.
Поддержка обучения (интерес, мотивация)
🎲Калейдос. Повышает интерес к изображению. Посмотрите на картину и запишите как можно больше слов на определённую букву (например, "К"). Хочется рассматривать картину подробнее.
🎲Муха. После сложной работы, чтобы собрать внимание: рисуем квадрат 3×3, ставим точку в центре. Учащиеся мысленно передвигают "муху" по одной клетке, следуя за голосом учителя. Концентрирует внимание.
🎲Интеллект-лотерея. Угадывание слова из заданной категории, например, по первой букве.
Поддакивание к демонстрации приобретённых навыков
🎲Мемо. Парные карточки с чем угодно: термины, картины, страны. Нужно найти пару и назвать, что изображено.
🎲Странометр. Карточки с названиями стран и характеристиками: выстроить по площади или численности.
🎲Это факт. Аналогично предыдущей, но по регионам России. Полезна на географии и истории.
🎲Таймлайн. События мировой или отечественной истории: выстроить в хронологическом порядке. Играет как индивидуально, так и в команде.
🎲Персонометр. Угадай деятеля по краткому описанию.
🎲Цитатометр. Угадай автора крылатого выражения.
🎲Что из этого. По определению даются три слова, из которых нужно выбрать правильное.
🎲Ударник. Определяем постановку ударения (для русского и иностранных языков).
Предоставление обратной связи, оценка результатов
🎲Магические квадраты. Выкладывание карточек по логике, например: персонаж, его эпоха, вклад. Помогает понять глубину усвоения материала.
🎲Воображаемое путешествие. Пары: один закрывает глаза, другой ведёт на "экскурсию" в воображаемое место (например, русская изба XVIII века). Работает воображение и внимание к деталям.
Перенос знаний на практику
На этом этапе можно предложить учащимся самим разрабатывать игры на основе уже известных механик. Если ребёнок понимает предмет, он сможет его "упаковать" в игру — и сделает это с удовольствием.
Трансформация игр
У педагога есть огромные возможности для трансформации игр. Вот лишь несколько примеров:
🎲Ноев ковчег. Вариация "Крокодила": участникам раздаются задания по парам (например, кот и кошка), они одновременно показывают персонажа и ищут свою пару.
🎲Дженга. Можно изменить материал башни, задания, ход игры.
🎲Каркасон, 🎲Черепашьи бега, 🎲Монополия, 🎲Руммикуб, 🎲Тип-топ, 🎲Имаджинариум, 🎲Находка для шпиона, 🎲Симило, 🎲Игры со спичками, 🎲Игры с прищепками, 🎲Пальчиковые игры, 🎲Нос-пол-потолок — все эти популярные игры можно адаптировать под образовательные задачи. Это уже тема для отдельной статьи.
Григорий Николаевич Кудашов уже разработал несколько авторских игр. Я уверен: любую игру может создать сам педагог, если захочет! Я, например, использую его игру 🎲220 К (220 деятелей отечественной культуры) как пособие на курсах повышения квалификации для педагогов.
Динамическая минутка
🎲Зэп! Зип! Боб! Встаём в круг, кидаем предмет и выкрикиваем: "Зэп" — участнику напротив, "Зип" — соседям, "Боб" — обратно отправителю. Можно заменять словами из трёх разных категорий.
🎲Прыгающий шарик. Воздушный шарик, два маркера. Участники отбивают шарик и передают его по кругу. Очень динамично и весело.
Подборка книг по игротехникам
Если тема игротехник вас зацепила, то эти книги нужно прочитать! Я уже начал.
📖 Григорий Кудашов — Игровое конструирование
📖 Кевин Вербах, Ден Хантер — Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса
📖 Пол Экман — Почему дети лгут родителям
📖 Эдвард де Боно — Учите своего ребёнка мыслить
📖 Сталь Анатольевич Шмаков — Игры учащихся. Феномен культуры
📖 Андрей Валентинович Живалевский — Я хочу в школу!
Вывод
Игровые механики — это мощный инструмент современного педагога. Они не только вовлекают, мотивируют и радуют, но и создают глубокий образовательный эффект. Современные дети и взрослые по-прежнему хотят учиться, но делают это эффективнее, если формат понятен, интересен и эмоционально насыщен. Игра делает обучение живым, а знания — личными. Главное — не бояться экспериментировать.
Еще у меня есть телеграм-канал с приемами использования нейросетей и несколько уроков по нейросетям. А если вам очень нравятся мои материалы - можете поддержать канал. Подписывайтесь, будем образовываться вместе!