Найти в Дзене
образуйся сам

50 образовательных игр: обучение, которое любят

Давно понял, что классическая лекция — это вообще не моя история. Слишком скучно. Или, может быть, мне просто не хватает харизмы для такого формата (хотя кто знает). Зато добавить в процесс обучения немного игры, добровольного удовольствия и азарта — это совсем другое дело! Уже не раз пробовал внедрять игровые элементы в занятия, и каждый раз получалось здорово. Работает и на взрослых, и на детях! И вот буквально пару дней назад наше руководство устроило для нас с коллегами образовательный интенсив с одним из лучших игротехников страны — Григорием Кудашовым. Это было мощно! Моя копилка пополнилась пятьюдесятью (!) потрясающими играми, которые можно адаптировать и трансформировать в тысячу уникальных форматов для обучения. Уже не терпится внедрить их в свою практику и поделиться с вами идеями. А пару игр я уже заказал для своей дочери и жены! Сегодня расскажу об этих играх и попробую разбить их на тематические блоки по этапам занятия. На самом деле, ограничение по времени уже любой про
Оглавление

Давно понял, что классическая лекция — это вообще не моя история. Слишком скучно. Или, может быть, мне просто не хватает харизмы для такого формата (хотя кто знает). Зато добавить в процесс обучения немного игры, добровольного удовольствия и азарта — это совсем другое дело!

Уже не раз пробовал внедрять игровые элементы в занятия, и каждый раз получалось здорово. Работает и на взрослых, и на детях! И вот буквально пару дней назад наше руководство устроило для нас с коллегами образовательный интенсив с одним из лучших игротехников страны — Григорием Кудашовым. Это было мощно!

Это - я счастливый после образовательного интенсива вместе с Григорием Николаевичем
Это - я счастливый после образовательного интенсива вместе с Григорием Николаевичем

Моя копилка пополнилась пятьюдесятью (!) потрясающими играми, которые можно адаптировать и трансформировать в тысячу уникальных форматов для обучения. Уже не терпится внедрить их в свою практику и поделиться с вами идеями. А пару игр я уже заказал для своей дочери и жены!

Сегодня расскажу об этих играх и попробую разбить их на тематические блоки по этапам занятия. На самом деле, ограничение по времени уже любой процесс превращает в игру. Этим я пользуюсь давно: просто ставлю таймер на телефоне и даю чуть меньше времени, чем хотелось бы — это всегда держит студентов в тонусе.

Знакомство / Привлечение внимания

На самом первом этапе нужно привлечь внимание ребят, немного их расслабить, успокоить и настроить на рабочий лад, создать доверительную атмосферу. Для этих целей есть специальные игры на знакомство об этом я уже как-то рассказывал.

🎲Пин-понг. Учащиеся разбиваются по парам и перебрасываются вопросами через хлопок (вопрос — хлопок — ответ — хлопок). Здесь они учатся задавать вопросы и рассказывать про себя. Этого очень не хватает в современном цифровом мире.

Информирование учеников о цели занятия

🎲Верите ли вы, что… я умею говорить по-китайски? Это хорошая вариация игры на знакомство, которая помогает разговорить учеников и мягко настроить их на взаимодействие. Её можно использовать для подачи интересного факта и подведения к новой теме, приводя удивительные данные из мира науки и истории.

🎲Фанты. К предыдущей игре можно добавить "наказания" за неверные ответы в виде фантов (например, спеть песню или поприседать) — в игру добавляется азарт и внимание к вопросам. Совместный смех укрепляет доверие. Я, например, никогда не боялся выглядеть глупо перед студентами: однажды феерично упал со стула и просто раскатился со смеха вместе с ребятами. Это помогает наладить коммуникацию.

Это мы с Ольгой проиграли в фанты и изображали известный монумент
Это мы с Ольгой проиграли в фанты и изображали известный монумент

🎲Да и… Это игровая механика для разгона воображения и креатива. Она помогает обозначить потенциальную цель, к которой мы можем прийти, изучая новую тему. Учащиеся начинают обсуждать в парах предполагаемый результат и добавляют друг к другу: "да и..." с новым качеством результата.

🎲6 шляп мышления. Известная техника развития креатива. Она становится более игровой, если нарисовать или создать шляпы: это помогает оценить новое знание с разных точек зрения.

🎲Новые применения предметов. Придумываем необычные способы использования предмета, имеющегося перед глазами. Это развивает креативность, раскрепощает, позволяет высказываться даже тем, кто не уверен.

Григорий говорил: самые креативные идеи появляются ближе к концу списка из 100!

🎲4 буквы. Угадывание загаданного ведущим слова путём называния слов и получения обратной связи в виде количества совпадающих букв. Игра помогает актуализировать важные слова или исторические даты.

Повторение уже изученного материала

🎲4 угла. Отличный инструмент для быстрой диагностики, разделения на команды и проверки знаний. Учитель задаёт вопрос с четырьмя вариантами ответа, и ученики расходятся по углам в зависимости от выбранного варианта.

🎲Любопытная стрелка. Аналог известной игры с бутылочкой: на кого укажет — тот отвечает на вопрос по теме. Вопросы тоже задают сами, это добавляет игре внимательности к вопросам - а вдруг стрелка покажет на тебя самого.

🎲Совпадения. Команде (каждому игроку самостоятельно) нужно за минуту написать 6 слов-ответов на вопрос, с условием, что ответы должны совпасть (или не совпасть) с другими участниками команды. Игра помогает актуализировать и оценить глубину знаний. Считаются совпадающие или несовпадающие слова.

Шляпы могут быть настоящие. Изображение с сайта https://trizway.com/
Шляпы могут быть настоящие. Изображение с сайта https://trizway.com/

Изучение / Генерация нового материала

🎲Дырчатый текст. Текст с пропущенными словами или буквами. Подходит и для повторения, и для знакомства с новым материалом. Отличный способ вводить определения.

🎲Намёк понял. Игра в ассоциации: игрок не видит слово на карточке, а сокомандники пишут свои ассоциации. Повторяющиеся исключаются. По оставшимся ассоциациям нужно угадать слово.

🎲Архикард — для изучения математики.

🎲Азбука смыслов — на разгадывание слов.

🎲Шрифтомагия — для изучения новых слов.

🎲Карточки для иностранных слов.

Карточки вообще существуют практически по всем предметам. Например, карточки с формулами по геометрии или химии!

🎲Конструирование слов. Угадывание загаданного слова по буквам: участники называют слова, а ведущий говорит, совпадает ли буква с загаданной.

🎲Карточки с терминами. Игровых механик множество: например, собрать квартет из карточек, объединённых признаком, сопоставить пару "определение — термин" или "сотрудник — функционал". Подходит и для корпоративного обучения.

Поддержка обучения (интерес, мотивация)

🎲Калейдос. Повышает интерес к изображению. Посмотрите на картину и запишите как можно больше слов на определённую букву (например, "К"). Хочется рассматривать картину подробнее.

Мы искали слова на этой картине. Изображение с сайта https://ru.wikipedia.org/
Мы искали слова на этой картине. Изображение с сайта https://ru.wikipedia.org/

🎲Муха. После сложной работы, чтобы собрать внимание: рисуем квадрат 3×3, ставим точку в центре. Учащиеся мысленно передвигают "муху" по одной клетке, следуя за голосом учителя. Концентрирует внимание.

Изображение с сайта https://educ.wikireading.ru/h4Gyr2OQDW
Изображение с сайта https://educ.wikireading.ru/h4Gyr2OQDW

🎲Интеллект-лотерея. Угадывание слова из заданной категории, например, по первой букве.

Поддакивание к демонстрации приобретённых навыков

🎲Мемо. Парные карточки с чем угодно: термины, картины, страны. Нужно найти пару и назвать, что изображено.

🎲Странометр. Карточки с названиями стран и характеристиками: выстроить по площади или численности.

Вот так выглядят карточки Странометра. Изображение с сайта https://irecommend.ru/
Вот так выглядят карточки Странометра. Изображение с сайта https://irecommend.ru/

🎲Это факт. Аналогично предыдущей, но по регионам России. Полезна на географии и истории.

🎲Таймлайн. События мировой или отечественной истории: выстроить в хронологическом порядке. Играет как индивидуально, так и в команде.

Вот так выглядят карточки Таймлайна. Изображение с сайта https://lifestyleltd.ru/
Вот так выглядят карточки Таймлайна. Изображение с сайта https://lifestyleltd.ru/

🎲Персонометр. Угадай деятеля по краткому описанию.

🎲Цитатометр. Угадай автора крылатого выражения.

🎲Что из этого. По определению даются три слова, из которых нужно выбрать правильное.

🎲Ударник. Определяем постановку ударения (для русского и иностранных языков).

Предоставление обратной связи, оценка результатов

🎲Магические квадраты. Выкладывание карточек по логике, например: персонаж, его эпоха, вклад. Помогает понять глубину усвоения материала.

🎲Воображаемое путешествие. Пары: один закрывает глаза, другой ведёт на "экскурсию" в воображаемое место (например, русская изба XVIII века). Работает воображение и внимание к деталям.

Это я путешествовал по Казахстану
Это я путешествовал по Казахстану

Перенос знаний на практику

На этом этапе можно предложить учащимся самим разрабатывать игры на основе уже известных механик. Если ребёнок понимает предмет, он сможет его "упаковать" в игру — и сделает это с удовольствием.

Трансформация игр

У педагога есть огромные возможности для трансформации игр. Вот лишь несколько примеров:

🎲Ноев ковчег. Вариация "Крокодила": участникам раздаются задания по парам (например, кот и кошка), они одновременно показывают персонажа и ищут свою пару.

Пытаюсь изобразить мышь и не могу сдержать смех
Пытаюсь изобразить мышь и не могу сдержать смех

🎲Дженга. Можно изменить материал башни, задания, ход игры.

🎲Каркасон, 🎲Черепашьи бега, 🎲Монополия, 🎲Руммикуб, 🎲Тип-топ, 🎲Имаджинариум, 🎲Находка для шпиона, 🎲Симило, 🎲Игры со спичками, 🎲Игры с прищепками, 🎲Пальчиковые игры, 🎲Нос-пол-потолок — все эти популярные игры можно адаптировать под образовательные задачи. Это уже тема для отдельной статьи.

Григорий Николаевич Кудашов уже разработал несколько авторских игр. Я уверен: любую игру может создать сам педагог, если захочет! Я, например, использую его игру 🎲220 К (220 деятелей отечественной культуры) как пособие на курсах повышения квалификации для педагогов.

Динамическая минутка

🎲Зэп! Зип! Боб! Встаём в круг, кидаем предмет и выкрикиваем: "Зэп" — участнику напротив, "Зип" — соседям, "Боб" — обратно отправителю. Можно заменять словами из трёх разных категорий.

🎲Прыгающий шарик. Воздушный шарик, два маркера. Участники отбивают шарик и передают его по кругу. Очень динамично и весело.

Я, который внимательно слушающий правила игры
Я, который внимательно слушающий правила игры

Подборка книг по игротехникам

Если тема игротехник вас зацепила, то эти книги нужно прочитать! Я уже начал.

📖 Григорий КудашовИгровое конструирование

📖 Кевин Вербах, Ден ХантерВовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса

📖 Пол ЭкманПочему дети лгут родителям

📖 Эдвард де БоноУчите своего ребёнка мыслить

📖 Сталь Анатольевич ШмаковИгры учащихся. Феномен культуры

📖 Андрей Валентинович ЖивалевскийЯ хочу в школу!

Отличный образовательный интенсив получился
Отличный образовательный интенсив получился

Вывод

Игровые механики — это мощный инструмент современного педагога. Они не только вовлекают, мотивируют и радуют, но и создают глубокий образовательный эффект. Современные дети и взрослые по-прежнему хотят учиться, но делают это эффективнее, если формат понятен, интересен и эмоционально насыщен. Игра делает обучение живым, а знания — личными. Главное — не бояться экспериментировать.

Еще у меня есть телеграм-канал с приемами использования нейросетей и несколько уроков по нейросетям. А если вам очень нравятся мои материалы - можете поддержать канал. Подписывайтесь, будем образовываться вместе!