Найти в Дзене
Автомобильный журнал - Autoway

Больше правил — больше аварий? Или как перегибы в ПДД делают дороги опаснее

Как вы считаете, чем больше правил на дороге, тем безопаснее? Или наоборот, всё это превращается в лишний стресс и только мешает? В идеале, правила дорожного движения нужны, чтобы на дороге был порядок. Все едут по понятной схеме, у всех одни ориентиры и вроде бы должно быть спокойно. Но в некоторых странах (например, в постсоветском пространстве) с правилами явный перебор. У нас не просто "поверни направо", а "поверни направо, но не ранее, чем через 100 метров после знака, если не установлен дополнительный знак, запрещающий поворот с 8:00 до 9:00 в понедельник". Утрирую, конечно, но вы поняли суть. В такой ситуации человек едет, а перед ним лес из знаков, табличек, сплошных и прерывистых. Он не расслаблен, не сконцентрирован на движении, а напряжён. А теперь представьте, сколько человек тратит энергии на то, чтобы просто не нарушить. Его внимание уходит не на дорогу, не на пешеходов, не на других водителей, а на бесконечную игру "угадай ПДД". В итоге растёт тревожность, падает концент
Оглавление

Как вы считаете, чем больше правил на дороге, тем безопаснее? Или наоборот, всё это превращается в лишний стресс и только мешает?

https://bel.cultreg.ru/uploads/100421b72c5e2b5c2d93cdc6a8dff4eb.jpeg
https://bel.cultreg.ru/uploads/100421b72c5e2b5c2d93cdc6a8dff4eb.jpeg

Когда правил слишком много

В идеале, правила дорожного движения нужны, чтобы на дороге был порядок. Все едут по понятной схеме, у всех одни ориентиры и вроде бы должно быть спокойно. Но в некоторых странах (например, в постсоветском пространстве) с правилами явный перебор. У нас не просто "поверни направо", а "поверни направо, но не ранее, чем через 100 метров после знака, если не установлен дополнительный знак, запрещающий поворот с 8:00 до 9:00 в понедельник". Утрирую, конечно, но вы поняли суть.

В такой ситуации человек едет, а перед ним лес из знаков, табличек, сплошных и прерывистых. Он не расслаблен, не сконцентрирован на движении, а напряжён.

Стресс = ошибки

А теперь представьте, сколько человек тратит энергии на то, чтобы просто не нарушить. Его внимание уходит не на дорогу, не на пешеходов, не на других водителей, а на бесконечную игру "угадай ПДД". В итоге растёт тревожность, падает концентрация, и появляются ошибки. А ошибки на дороге не просто оплошность. Это аварии.

Пример Европы и США

А теперь для контраста посмотрим на Европу или США. Там тоже есть правила, никто не говорит, что можно ехать как хочешь. Но подход другой. Правила простые, логичные и понятные с первого взгляда. Часто водитель даже интуитивно понимает, как себя вести. Дорога, разметка, поведение других водителей, всё как будто "говорит" тебе, что делать. И не нужно каждые 50 метров читать энциклопедию дорожных знаков.

Например, в Германии активно используются "зоны". Там ты сразу видишь, что, допустим, в этой зоне ограничение 30 км/ч, приоритет у пешеходов и т.д. И всё, не нужно гадать, какой знак за каким идёт.

Зарегулированность ≠ безопасность

Получается парадокс. Чем больше "зарегулирована" дорога, тем больше нервозности и тем чаще происходят аварии. Люди не роботы. Мы устаём думать о тысяче нюансов. Нам нужно простое, понятное и предсказуемое поведение на дороге.

Можно даже провести аналогию с работой. Если начальник даёт чёткие, простые инструкции, ты работаешь спокойно и уверенно. А если каждый час выдумывает новое правило, да ещё и противоречащее предыдущему, ты нервничаешь, ошибаешься и в итоге срываешь дедлайны.

И что делать?

Может, пора подумать не о том, как бы ещё ужесточить и усложнить ПДД, а как наоборот сделать их проще, понятнее, и доверять водителям чуть больше? Ведь большинство людей не хотят нарушать специально, просто им хочется ехать спокойно.