Медицинские источники описывают дислексию как нарушение обучения, связанное с устойчивыми трудностями в процессе освоения чтения. Дислектики часто читают медленно, делают множество ошибок и им трудно пересказать содержание текста.
Проблемы с чтением и письмом встречаются примерно у одного из десяти школьников. Аналогичные симптомы нередко встречаются у детей с нарушениями, при которых возникают сложности в речи или её восприятии при нормальном слухе и умственном развитии.
К слову, в западной классификации дислексия входит в группу так называемых специфических нарушений обучения (Specific Learning Disabilities). К ним также относят дисграфию и дискалькулию — трудности с письмом и счётом соответственно.
Дискалькулия и дислексия
Дискалькулия влияет на способность ребёнка понимать математические идеи и концепцию чисел. Дети испытывают проблемы с простыми вычислениями как в школе, так и в быту.
Характерные проявления дискалькулии:
- Нарушение количественного восприятия (Если на столе лежит несколько апельсинов ребёнок пересчитывает их по одному);
- Ошибки при сравнении чисел («Какое число больше 7 или 9?»);
- Проблемы с запоминанием и выполнением последовательностей;
- Трудность с пониманием времени, дат, единиц измерений.
Обе проблемы — дислексия и дискалькулия — связаны с дефицитом рабочей памяти. Она необходима для быстрого поиска и обработки информации: дислектик может не сразу вспомнить звук буквы «О», а при дискалькулии ребёнок может не распознать значение цифры или знака. Если у ребёнка сочетаются оба расстройства, ему будет особенно тяжело: для решения задачи сначала нужно прочитать её условия, а при дислексии понимание текста уже затруднено.
Дисграфия и дислексия
Дисграфия — это расстройство, при котором у ребёнка наблюдаются выраженные трудности с письмом: неразборчивый почерк, частые ошибки, несмотря на усердие. При этом навык чтения может быть в норме.
Так же, как дислексия, дисграфия мешает ребёнку учиться и связана с особенностями работы мозга. DSM-5 не выделяет дисграфию отдельно, включая её в группу специфических нарушений обучения.
Исследования демонстрируют как общие, так и уникальные проявления этих состояний.
Общие черты:
- Нарушения фонологической осведомлённости — базового навыка, необходимого для чтения и письма;
- Нарушения в работе когнитивных функций: страдают внимание, память, слуховая и зрительная обработка информации;
- Задействуются одни и те же мозговые сети при выполнении заданий на чтение и письмо;
- Затруднённую автоматизацию действий, вызванную проблемами с процедурной памятью.
Ключевые отличия:
- Дислексия связана с нарушением мозжечково-речевого контура, влияющего на восприятие и обработку письменной речи;
- При дисграфии основное нарушение затрагивает мозжечково-двигательные механизмы, отвечающие за координацию моторики письма.
Поскольку мозг использует одни и те же когнитивные функции, наблюдаются схожие ошибки: «зеркальное» письмо, путаница букв и слогов, трудности с ориентировкой в пространстве.Часто встречается снижение внимания и быстрая утомляемость (63% случаев).
Дизорфография и дислексия
Дизорфография — это нарушение письменной речи, при котором не формируется «автоматическая грамотность». Даже зная орфографические правила, ребёнок не может применять их на практике. Это не связано с ленью или небрежностью — просто мозг не автоматизирует эти навыки.
Причинами могут быть общее недоразвитие речи, слабая слухоречевая и рабочая память, недостаточная способность различать звуки речи, а также скудный словарный запас.
При письме ребёнок проговаривает слова про себя, и если он путает звуки (например, шипящие и свистящие), то делает и орфографические ошибки. Рабочая память при этом играет ключевую роль: если она развита слабо, ребёнок не может быстро «достать» нужную форму слова из памяти.
Различают морфологическую, синтаксическую и смешанную формы дизорфографии. К характерным признакам относят ошибки в безударных гласных, затруднения при разделении слов, нарушения в построении предложений и понимании морфологической структуры.
Сопутствующая дислексия усложняет ситуацию: слабое чтение и ограниченный запас лексики приводят к увеличению числа ошибок.
Диспраксия и дислексия
Диспраксия, подобно дислексии, затрудняет процесс обучения. Однако если при дислексии нарушено освоение навыков чтения, то при диспраксии страдает моторная сфера. Термин «праксис» в переводе с греческого означает выполнение целенаправленных движений. При диспраксии могут страдать как мелкая моторика (например, письмо), так и крупная (походка, равновесие).
Иногда это состояние называют «синдромом детской неуклюжести». Оно диагностируется примерно у 5–6% детей, причём у мальчиков чаще, чем у девочек. Характерные симптомы включают:
- Нарушение координации зрительных и моторных действий;
- Плохая автоматизация моторных навыков;
- Пропуски элементов при выполнении последовательных движений;
- Затруднение в определении правой и левой сторон.
Исследования показывают, что около 53% детей с дислексией одновременно сталкиваются и с признаками диспраксии. При диспраксии, помимо моторной неловкости, часто выявляется дефицит когнитивных функций.
Нарушения речевого развития зафиксированы у 52% детей с этим диагнозом, а сенсорные нарушения — у 87%. Также среди сопутствующих проблем отмечаются трудности с контролем эмоций, поведения и дефицит коммуникативных навыков.
Недоразвитие мелкой моторики негативно влияет на способности к письму, чтению и рисованию.
У многих детей с диспраксией наблюдается нарушение контроля движений глаз, что приводит к постоянной потере позиции в тексте и трудностям при переводе взгляда с одной строки на другую.
Чтение может осложняться и повышенной чувствительностью к свету: слишком белая бумага вызывает неприятные ощущения.
Дизартрия и дислексия
Дизартрия — это речевое расстройство, связанное с нарушением работы артикуляционного аппарата. При этом речь становится невнятной, теряет интонационную окраску, дыхание становится прерывистым. В 85% случаев дизартрия развивается на фоне детского церебрального паралича. Если нарушение возникает после инсульта или травмы головы, речь идёт о приобретённой дизартрии.
В основе дизартрии лежит слабый контроль над артикуляционными мышцами, за работу которых отвечает целый ряд мозговых структур, включая мозжечок, отвечающий за координацию действий и регуляцию внимания. Мозжечковые нарушения наблюдаются и при дислексии.
Из-за дизартрии нарушается произношение всех звуков. В сочетании с дислексией это приводит к слабому различению фонем, бедности речи и трудностям с построением фраз.
Слабая артикуляция мешает ребёнку полноценно понимать текст и пересказывать его.
Дислалия и дислексия
Дислалия — одно из самых распространённых речевых нарушений. Её причины могут быть разными: от анатомических дефектов (например, неправильное строение нёба или челюсти) до недостатка речевого взаимодействия и нарушений фонематического слуха.
Речь при дислалии страдает, даже если слух в порядке и управление артикуляцией со стороны центральной нервной системы не нарушено.
Чаще всего встречаются следующие ошибки:
- Неправильное произношение Л и Р;
- Искажение свистящих и шипящих;
- Замена звонких на глухие;
- Замена мягких на твёрдые.
Дети с дислалией, как и с дислексией, склонны путать или опускать звуки. Но если дислексия связана с особенностями работы мозга, то дислалия имеет более широкий спектр причин.В коррекционной работе с дислалией логопед акцентирует внимание на развитии артикуляции.
Поскольку в процессе чтения ребёнок проговаривает слово, неправильное произношение мешает формированию точного звукового образа. Он может читать «лофка», хотя прекрасно видит букву «Ж» в слове.
Предлагаем пройти онлайн тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сможете пройти тесты самостоятельно и на основе полученных результатов принять решение о необходимости обращения за диагностикой.