В крупных городах школы переполнены. Строятся новые районы с многоэтажками, и на целый район одна школа, где ученики учатся в две смены, в классах по 35-40 человек, а буквы классов включают и «Л», и «К».
Продуктивно работать в такой обстановке трудно как педагогам, так и самим учащимися. В учителя люди сейчас не особо рвутся, в школы берут на работу всех подряд: без опыта и даже без профильного образования. Один школьный психолог на несколько школ с зарплатой в 40 тысяч рублей также не особо желает решать возникающие в такой сложной обстановке проблемы. Все проблемы сейчас вешаются на родителей, все претензии предъявляются родителям. Родители спят и видят, когда… они станут старше на 10 лет. Лучшие годы жизни родителей проходят в постоянной нервотрепке.
По закону каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное среднее образование. Да, ребенка возьмут в школу тридцать шестым по счету учеником в класс, но это совершенно не означает, что спустя 9-11 лет он выйдет из этой же школы, из этого же класса. В нашей школе в начальных классах было по 36 человек в классе. Сейчас моя дочь учится в шестом классе, и у них стало 26 учеников. Куда подевались 10 человек? И так во всех классах и во всех школах Питера. Моя коллега рассказывает, что в гимназии, где учится ее сын, даже объединяют восьмые классы.
Куда деваются дети?
Прореживание - основная работа администрации школ.
Один мой коллега-медик говорил: «Все бы в медицине было хорошо, если бы не больные». Тоже самое могут сейчас сказать учителя: «Все бы было хорошо в школе, если бы не дети и их родители». Поскольку бороться с самой системой в целом невозможно, педагоги пытаются бороться с тем, ради чего, собственно, эта система существует - с детьми и их родителями.
Единственный способ облегчить работу педагогов - избавиться от «лишних» учащихся. Лишним может стать любой в условиях такой перегрузки. Любой, чье поведение и успеваемость оставляют желать лучшего, является кандидатом на выход. Поскольку по закону отказать ученику в его конституционном праве на образование никто не может, методы воздействия администрации школ зачастую незаконные. В этом я убедилась на собственном опыте и хочу поделиться этим опытом. За шесть лет собственной борьбы, слушая аналогичные истории моих клиентов, я поняла все их стандартные алгоритмы избавления от «балласта».
Я уже много писала о том, как тяжко приходится родителям детей с СДВГ. Гиперактивность и дефицит внимания сейчас примерно у 10% детей. Также имеются дети с ЗПР, дети со сложностями в адаптации, здоровые дети с плохой успеваемостью и/или плохим поведением. Конечно, каждая школа хочет видеть в своих рядах детей с примерным поведением, отличников, победителей олимпиад. Любой ребенок, не вписывающийся в эти параметры, является кандидатом на вылет. И, как показывают приведенные мной выше данные, им удается доводить свои гнусные дела до конца.
Куда деваются ученики?
Обычно, не выдержав прессинга, родители переводят своих детей на альтернативные формы обучения. Самой распространенной формой сейчас является семейное обучение. При этом ребенок числится за школой, и государство выделяет средства на его обучение, только школа никакого участия в этом не принимает. Родители при таком формате выкручиваются сами. Чаще всего родители определяют детей в онлайн школы и платят немалые деньги.
Алгоритмы воздействия на родителей.
Когда мой ребенок ходил в детский сад, я как-то услышала разговор воспитателя и медсестры. Воспитатель жаловалась, что не справляется с двадцатью детьми, на что медик ее успокаивала: «Не волнуйся, сейчас повысаживаем половину с соплями». В школе такой метод уже не прокатит, а учителя не справляются. Как же быть?
Сначала классный руководитель начинает звонить и писать родителям, чьи дети его не устраивают с просьбой принять какие-то меры. Какие-то…. Иногда проблема частично решается после нагоняя родителей. Если проблема не решается, «непослушного» и «нерадивого» родителя вызывают в школу. Вызывают вовсе не для того, чтобы помочь в воспитании, а чтобы оказать психологическое давление. Разговор с родителями ведется вовсе не в доброжелательном ключе. Представители школы выдвигают ультиматумы и начинают настойчиво предлагать родителям другую форму обучения либо сопровождение ребенка в школе. Для работающих родителей сопровождение совершенно не осуществимо. Да и неработающей матери будет очень тяжело целый день водить ребенка за ручку, слушать, как к трем прибавить два, и следить, чтобы ребеночек работал на уроке. Уже на этом этапе многие родители сдаются и переводят детей на домашнее обучение.
Если родители наотрез отказываются от сопровождения и альтернативных форм обучения, следующим этапом будет направление ребенка на ПМПК. Школа надеется, что ребенок проявит себя плохо на комиссии, и тогда у них будет больше рычагов воздействия. Многие родители боятся проходить комиссию именно по этой причине. А зря. Обычно заключения комиссии выносятся в пользу ребенка.
Когда комиссия пройдена, а в заключении рекомендована общеобразовательная школа и очная форма обучения, законные методы воздействия на родителей заканчиваются. В ход идут незаконные. К ним относятся всевозможные угрозы (обращение в органы опеки, полицию и т.п.), требование обратиться к психиатру, звонки и письма на работу (да, и такое тоже бывает).
Школа не имеет права делать:
- Заставлять обращаться к врачам, в том числе, к психиатру.
- Требовать от родителей справок о том, что их ребенок или они сами не состоят на учете в ПНД (к вашему сведению, таких справок сейчас вообще не выдают, сейчас совершенно иные формы, но школьные работники, имеющие юридическое образование, не в курсе… или делают вид, что не в курсе).
- Требовать от ребенка заниматься внеклассной деятельностью.
- Требовать посещать школьного психолога и/или вставать на обслуживание в районный социальный центр помощи семье (зачастую эти мероприятия являются лишь пустой тратой времени).
- Устраивать принудительные осмотры врачей без согласия родителей или угрожать этим (вызов скорой помощи - частая угроза педагогов в случае чрезмерной активности ребенка).
- Звонить и писать письма на работу родителей с просьбой дать характеристику родителей и т.п. Подобные действия могут быть расценены как клевета и вторжение в частную жизнь. В этом случае авторов можно привлечь к ответственности.
Описанные выше действия относятся к незаконным методам воздействия на родителей. Цель их одна - добиться того, что ваша психика не выдержит такого прессинга, и вы согласитесь на их условия, а именно, перевод на альтернативную форму обучения. Они вовсе не хотят знать ваши диагнозы или подробности вашей профессиональной деятельности. Им это не интересно. Им интересно одно - чтобы в школе стало меньше учащихся, нарушающих их спокойствие.
Что делать, если вас прессингуют
Универсальных рекомендаций по поводу образовательного маршрута ребенка дать невозможно. Это объясняется тем, что все дети разные: некоторым показаны альтернативные формы обучения, а некоторым противопоказаны. Разобраться в этом вам поможет грамотный специалист.
Единственная рекомендация, которую я могу твердо дать - не сдаваться сразу. Отчислить из школы не имеют права, а выбор формы обучения остается за родителями. Именно поэтому ведется такое жесткое воздействие на родителей с использованием незаконных методов. Более детальные рекомендации по тому, как следует реагировать на эти методы, читайте в моей подборке публикаций:
Если эта статья была для вас полезной, поддержите канал лайком и подпиской. К сожалению, психологические каналы очень плохо продвигаются, в связи с чем я не уверена, что не уйду с платформы. Поэтому приглашаю вас присоединиться к моему телеграмм каналу
Записаться на мою консультацию вы можете через мессенджеры: 8-911-221-36-03.