Миры тяжелой музыки и кинематографа ужасов давно переплетены. Хоррор-эстетика глубоко укоренилась в творчестве множества рок- и метал-групп — от пионеров вроде Black Sabbath и Iron Maiden до современных коллективов, таких как White Zombie, Cannibal Corpse или Ice Nine Kills. Их песни, обложки альбомов, видеоклипы и концертные шоу часто пропитаны мрачными и пугающими образами.
Однако реже случается обратное: когда фильмы ужасов обращаются к металу, используя его музыку, тематику или приглашая музыкантов. Конечно, многие помнят песни Элиса Купера в «Пятнице, 13-е — Часть 6» или Dokken в «Кошмаре на улице Вязов 3». Но с тех пор появилось немало других достойных картин на стыке этих жанров. Вот подборка из девяти таких фильмов.
1. Призрак рая (Phantom of the Paradise, 1974)
- Режиссёр: Брайан Де Пальма
- Продюсер: Эдвард Р. Прессман
Еще до создания культовой «Кэрри», Брайан Де Пальма снял эту уникальную рок-оперу, смешивающую ужасы и комедию. Уильям Финли играет Уинслоу Лича — талантливого, но наивного композитора. Когда его рок-адаптацию «Фауста» крадет могущественный музыкальный продюсер Свон (Пол Уильямс), изуродованный Лич становится мстительным Призраком, терроризирующим концертный зал. Попутно он влюбляется в начинающую певицу Феникс (Джессика Харпер). Фильм — восхитительно гротескный и театральный продукт своей эпохи, близкий по духу к «Шоу ужасов Рокки Хоррора».
2. Конфеты или смерть (Trick or Treat, 1986)
- Режиссёр: Чарльз Мартин Смит
- Продюсеры: Майкл С. Мёрфи, Джоэль Сойзон
Этот фильм — воплощение фантазии многих подростков-металлистов: отомстить обидчикам с помощью рок-кумира. Главный герой Эдди, затравленный школьными хулиганами, вызывает дух своего погибшего идола, хард-рокера Сэмми Карра. Призрак помогает Эдди расправиться с врагами, но вскоре парень понимает, что стал инструментом в зловещих планах мертвеца. Настоящая находка для фанатов — камео легенд Оззи Осборна и Джина Симмонса.
3. Кровавая вечеринка 2 (Slumber Party Massacre II, 1987)
- Режиссёр: Дебора Брок
- Продюсеры: Дебора Брок, Дон Дэниэл, Роджер Корман
Во второй половине 80-х слэшеры нуждались в свежих идеях. Дебора Брок в сиквеле «Кровавой вечеринки» предложила весьма оригинального злодея. Сохраняя феминистский подтекст оригинала, фильм противопоставляет группу молодых людей харизматичному маньяку в стиле рокабилли. Вооруженный гитарой со смертоносным сверлом на грифе, этот убийца превращает фильм в намеренно глуповатое, но кровавое и веселое зрелище.
4. Чёрные розы (Black Roses, 1988)
- Режиссёр: Джон Фазано
- Продюсеры: Рэй Ван Дурн, Джон Фазано
Джон Фазано, уже имевший опыт работы с рок-хоррорами («Рок-н-рольный кошмар»), создал свой самый запоминающийся фильм в этом поджанре. В тихий городок Милл Бэйсин приезжает популярная метал-группа «Чёрные розы». Вскоре выясняется, что музыканты — это демоны, использующие свои концерты, чтобы гипнотизировать жителей и захватить власть над городом. Фильм очаровывает своей восхитительной абсурдностью, чрезмерной актерской игрой, олдскульными спецэффектами и мощным саундтреком (с участием Lizzy Borden, Tempest, Hallow’s Eve). Интересно, что самих «Чёрных роз» сыграли участники группы King Kobra.
5. Смертельный оргазм (Deathgasm, 2015)
- Режиссёр: Джейсон Ли Хауден
- Продюсеры: Эндрю Битти, Сара Хауден, Морган Ли Стюарт
Эта новозеландская хоррор-комедия, снятая Джейсоном Ли Хауденом («Пушки Акимбо»), пожалуй, самая известная и признанная в этом списке. Два друга-металлиста, пытаясь сделать свою жизнь интереснее, случайно вызывают древнее зло. Фильм под завязку набит отсылками для фанатов метала, черным юмором, обаятельными героями и экстремальной жестокостью. «Смертельный оргазм» — это дань уважения как метал-культуре, так и классике комедийного хоррора вроде «Живой мертвечины» и «Зловещих мертвецов», что делает его практически идеальным фильмом для металлистов.
6. Срази их наповал (Shock 'Em Dead, 1991)
- Режиссёр: Марк Фрид
- Продюсер: Эрик Лузил
Фильм, в котором Трэйси Лордс играет менеджера рок-группы. Новый гитарист группы, Энджел Мартин (Стивен Квадрос), заключает сделку с дьяволом, чтобы стать суперзвездой. Цена успеха — превращение в кровожадного убийцу. Слоган фильма гласит: «Ради девушки своей мечты он пойдет на сделку с дьяволом». Это классический пример фильма категории B, который тем не менее привлекает мета-юмором и ярким гостевым появлением гитарного виртуоза Майкла Анджело Батио из группы Nitro.
7. Дары смерти (The Devil's Candy, 2015)
- Режиссёр: Шон Бирн
- Продюсеры: Джесс Калдер, Кит Калдер
Режиссёр Шон Бирн, известный по мрачному фильму «Любимые», продолжает исследовать темные темы. Художник и фанат метала (Итан Эмбри) переезжает с семьей в новый дом, не зная о его проклятом прошлом. Вскоре он оказывается одержим зловещими силами, связанными как с домом, так и с его предыдущим безумным жильцом (Пруитт Тейлор Винс). Фильм выделяется напряженной атмосферой, сильной игрой Эмбри (неожиданной после его комедийных ролей 90-х) и впечатляющим саундтреком с треками Sunn O))), Metallica, Pantera, Queens of the Stone Age и других.
8. Смерть металу (Death to Metal, 2019)
- Режиссёр: Тим Коннери
- Продюсеры: Тим Коннери, Гари Греко, Нил Кэпп
Этот фильм — яркий пример того, как страсть и знание дела помогают преодолеть ограничения бюджета. Сюжет прост и безумен: после несчастного случая священник мутирует в машину для убийств и объявляет войну «безбожным» фанатам хэви-метала. Фильм наполнен брутальной музыкой, реками крови и кощунственной сатирой. Его намеренно дешевая, кустарная эстетика напоминает творения студии Troma и делает «Смерть металу» будущей культовой классикой категории B, предназначенной для ценителей специфического юмора и ультранасилия.
9. Дядя Дятел (Uncle Peckerhead, 2020)
- Режиссёр: Мэтт Лоуренс
- Продюсеры: Мэтт Лоуренс, Кристи Ричман, Николас Сантос
Сюжет этого фильма вращается вокруг панк-группы, которая отправляется в тур, наняв в качестве техника (роуди) дружелюбного людоеда-демона. Картина режиссера Мэтта Лоуренса («На две пинты легче») удачно сочетает элементы роуд-муви, хоррора и комедии, напоминая смесь «Зомби по имени Шон» и «Зелёной комнаты». Фильм реалистично показывает трудности гастрольной жизни музыкантов, но при этом погружает зрителя в абсолютно дикие, кровавые и смешные ситуации.