Найти тему
Extreme Sound

Боль, извращения и Пинхед: история культового фильма ужасов "Восставший из ада"

Осень 1987 года. Начинающий актёр Даг Брэдли получает звонок от своего друга детства, писателя Клайва Баркера. Они только что закончили работу над малобюджетным фильмом ужасов "Восставший из ада".

Для Дага это первая роль в кино, а для Клайва — режиссерский дебют. Несмотря на то, что роль актёра невелика, его кошмарный персонаж Пинхед красуется на постере фильма.

"Он позвонил мне из машины в Лос-Анджелесе", — вспоминает Даг. "Он сказал: "Просто хотел сообщить, что ты сейчас возвышаешься на 10 метров над бульваром Сансет". Я подумал: "Что ж, это круто, но всё это скоро забудется".

Пинхед
Пинхед

Как же он ошибался! "Восставший из ада", ставший хитом своего времени, за 35 лет, прошедших с момента выхода, только укрепил свой статус одного из величайших и самых тревожных фильмов ужасов.

Кошмарная, местами сюрреалистическая история о человеке, который продал душу за "опыт за гранью возможного", а в итоге попал в ад, где был разорван на части демоническими сущностями — сенобитами, — разительно отличалась от мейнстримового хоррора того времени.

Его интерпретация ада пришлась по вкусу не всем, но нашла отклик у любителей странного и выходящего за рамки — особенно в среде поклонников метала. За 35 лет, прошедших с момента выхода фильма, история, визуальные эффекты и эстетика "Восставшего из ада" вдохновили множество групп — от Ministry до Cradle Of Filth.

"Мне нравится в этом фильме сказочный элемент", — говорит фронтмен Cradle Of Filth Дэни Филт. "Это своего рода Нарния, только в аду".

Как говорится, если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо — сделай его сам.

-2

Клайв Баркер ворвался в мир литературы ужасов в середине 80-х годов со своими сборниками рассказов "Книги крови". В то время как Стивен Кинг и Джеймс Герберт писали более традиционные страшилки, произведения ливерпульского автора представляли собой смесь темного фэнтези, эротики и сюрреалистического боди-хоррора.

После того как две его истории, "Подземный мир" и "Сыройголовый Рекс", были искажены при переносе на большой экран, Клайв решил, что пришло время попробовать себя в режиссуре фильма по собственному произведению.

"Единственный способ сделать это — написать новеллу ["Сердце, восставшее из ада"] специально для экранизации", — сказал он журналу Starburst. "Для меня ["Восставший из ада"] был шансом посмотреть, смогу ли я перенести на экран то, что, как мне казалось, я переношу на страницу".

Получив 900 000 долларов от кинокомпании New World Pictures, Клайв собрал небольшой актерский состав.

В него вошли Шон Чепмен в роли гедониста Фрэнка Коттона и Клэр Хиггинс в роли его любовницы Джулии. Он также позвонил своему старому другу Дагу Брэдли и предложил ему сыграть главного сенобита, официально называемого "Священником ада". Даг несколько лет провел в театральной труппе вместе с писателем и был готов к любым экспериментам.

"Для меня это был очередной совместный проект с Клайвом", — говорит Даг. "Для меня это был непрерывный процесс".

Фильм достаточно точно следовал оригинальной новелле: садомазохист Фрэнк Коттон попадает в адское измерение, вызвав демонических сенобитов с помощью древней шкатулки-головоломки, известной как "Конфигурация плача", что запускает череду убийств, воскрешений и фаустовской сделки с сенобитами.

Как и сама история, эстетика "Восставшего из ада" не походила ни на один другой фильм ужасов того времени.

Сенобиты были вдохновлены панками 70-х, католической иконографией и походами Клайва в садомазохистские клубы Нью-Йорка и Амстердама. У каждого из них были свои уникальные уродства: вырезанные глотки, рты, растянутые крюками...

Создание культового грима Дага Брэдли занимало шесть часов. В новелле Священник ада описывался как существо неопределенного пола, "татуированное замысловатой сеткой" на голове и лице, с драгоценными булавками, воткнутыми до костей на каждом пересечении линий. Голубые глаза Дага были закрыты черными контактными линзами, чтобы скрыть любой намек на человечность, а его кожа была превращена в пятнисто-белую, как у трупа.

Перед своими первыми пробами Даг провел 20 минут в одиночестве в гримерке, глядя в зеркало и пытаясь осмыслить свое неузнаваемое лицо. Оказавшись на съемочной площадке, он снова и снова слышал от восторженного Клайва одну и ту же фразу: "Делай меньше".

"Если тебе постоянно говорят "делай меньше", в итоге ты просто стоишь на месте, ничего не изображая и просто произнося слова", — говорит Даг о своей холодной, бесстрастной игре. "И на самом деле Клайв говорил мне: "Делай именно так", потому что грим работает за тебя. Чем меньше ты стараешься, тем убедительнее результат".

Клайв предложил экспериментальному индастриал/электронному дуэту Coil создать саундтрек, будучи уверенным, что их тревожная музыка будет соответствовать настроению фильма.

Coil записали демо, но студия отвергла выбор режиссера, отдав предпочтение саундтреку композитора Кристофера Янга.

"Саундтрек вдохнул в фильм жизнь", — вспоминает Дэни Филт. "В нем есть что-то мрачное, богатое, своего рода сказочное полотно".

Премьера "Восставшего из ада" состоялась в сентябре 1987 года. Критики разделились во мнениях.

Некоторые ругали фильм, называя его откровенной порнографией, другие видели в нем предвестника новой эры ужасов. Фильм отказывался соответствовать легкомысленным, комедийным ужасам "Зловещих мертвецов 2" и "Кошмара на улице Вязов 3", вышедших в том же году. "Восставший из ада" был столкновением мирского и фантастического, намекая на то, что крайнее удовольствие может быть неотличимо от боли.

Персонаж Дага Брэдли — прозванный "Пинхедом" из-за его прически, напоминающей иглы для акупунктуры, — мгновенно стал хитом. И хотя он появился в фильме всего на восемь минут, именно Пинхед был изображен на постере с надписью "Он разорвет твою душу на части".

"Я всегда говорил, что образ [Пинхеда] — это образ пережитой боли", — говорит Даг. _""Посмотрите, что со мной сделали" или "Посмотрите, что я сделал с собой"... "А теперь представьте, что я могу сделать с вами"".

"Восставший из ада" собрал в прокате 14,5 миллиона долларов, что было очень впечатляющим результатом, учитывая его мизерный бюджет.

Ещё большую популярность фильм приобрел после выхода на видеокассетах. Именно так с ним познакомился 14-летний Дэни Филт.

"У отца моего друга был видеосалон в нашей деревне, и ему удалось достать кассету до официального релиза", — рассказывает Дэни. "Стыдно признаться, но несколько моих друзей стащили кассету у него из сумки, чтобы мы могли посмотреть фильм. Мы смотрели его у моего друга дома, и, хотя я был большим поклонником фильмов ужасов, он нас шокировал. В нем было так много тревожных сцен".

Одна из самых тревожных сцен — воскрешение Фрэнка Коттона из ада сенобитов: он полусформировавшийся вылезает из половиц, а затем его снова хватают сенобиты и разрывают крюками, пока он носит кожу своего брата как костюм.

"Произведения Баркера — это богатое полотно темного фэнтези. Сопоставление секса и смерти, Эроса и Танатоса, любви и ненависти", — говорит Дэни Филт. "Думаю, "Восставший из ада" — это ещё и очень сильная метафора смерти, потому что никто не вернулся с той стороны, поэтому в этом есть какая-то тайна".

Кровавые отпечатки "Восставшего из ада" начали появляться на музыкальной сцене вскоре после выхода фильма.

Канадская индастриал-группа Skinny Puppy использовала сэмпл из фильма в своем треке Fascist Jock Itch 1989 года, за ними последовали Ministry, White Zombie и Entombed. Влияние фильма на музыку было не только звуковым, но и визуальным.

"Когда мне сшили мой первый кожаный костюм, я сказал: "Просто посмотрите на сенобитов, я хочу что-то подобное!"" — признается Дэни. "И это было в 1997 году".

Cradle Of Filth — не единственная группа, которая черпала вдохновение в эстетике "Восставшего из ада". Dimmu Borgir использовали фетишистский, кожаный образ сенобитов на сцене и обложках альбомов: изображение женского торса, обвитого колючей проволокой, на альбоме Puritanical Euphoric Misanthropia 2001 года очень похоже на творения Клайва Баркера, а песня Hybrid Stigmata с этого альбома позаимствовала строки из "Восставшего из ада". Видеоклип шведской группы Meshuggah на песню Bleed 2008 года также был вдохновлен фильмом, а на Comic-Con в Сан-Диего в 2017 году группа выпустила собственную лимитированную коллекцию мерча "Восставший из ада".

Влияние было и обратным.

Motörhead написали песню Hellraiser (первоначально Лемми написал ее для Оззи Осборна) для фильма "Восставший из ада 3: Ад на Земле" 1992 года и даже пригласили Дага Брэдли сняться в клипе в образе Пинхеда, играющего в покер с Лемми. Сам Даг стал почетным членом метал-сообщества, приняв участие в записи нескольких песен Cradle Of Filth, включая Her Ghost In The Fog и Mother Of Abominations.

"У Дага очень властный голос, который сразу же узнается", — говорит Дэни. "Он пугающий и в то же время успокаивающий. И это сочетание крайностей в его голосе и игре... оно очень сильное".

После оглушительного успеха "Восставшего из ада" New World Pictures дали зеленый свет продолжению, что положило начало франшизе, которая на данный момент насчитывает 11 фильмов. По общему мнению фанатов, следующие фильмы начинались неплохо, но становились все хуже и хуже. "Я смотрел большинство из них, и то, как постепенно избавлялись от Дага, пока его, наконец, не заменили, оттолкнуло меня от франшизы", — говорит Дэни.

Вышла перезагрузка "Восставшего из ада", продюсером которой выступил Клайв Баркер, а в роли Пинхеда снялась актриса Джейми Клейтон. Дэни предсказывает, что новое поколение музыкантов найдет в нем вдохновение.

"Сейчас много групп с женщинами во главе, так что я думаю, что это найдет отражение и в музыке", — говорит Дэни об обновленном Пинхеде. "Есть группа Sick N' Beautiful, у них очень эпатажная эстетика. Я представляю, как это могло бы отразиться на их образе, или на образе такой группы, как Jinjer".

Пинхед и сенобиты остаются ключом к непреходящему наследию "Восставшего из ада".

Их мистицизм и холодное величие придают им неотразимую притягательность, которая очаровывает и вдохновляет последующие поколения поклонников ужасов и музыкантов.

Лемми и Пинхед
Лемми и Пинхед

"Я всегда говорил, что можно полностью убрать сенобитов из этой истории. Забудьте, что они существуют, и у вас получится сносный слэшер", — говорит Даг. "Но Клайв берет крупицу чистого готического ужаса и бросает "тех, что на чердаке" прямо посреди этого городского слэшера — и бум! Всё меняется".

Именно эта крупица чистого готического ужаса, это заигрывание со странным и фантастическим делает "Восставшего из ада" таким незабываемым.

Подобно сказкам, которые переносят нас в потаенные миры, мрачная, порочная история "Восставшего из ада" остается вечно пленительной. Как только древняя шкатулка-головоломка открыта, пути назад уже нет.