Найти в Дзене

Как руководителю выступать на публике? Лайфхаки от практика

По роду своей деятельности я часто выступаю на конференциях. И точно знаю - если вы хотите, чтобы ваше выступление произвело нужное впечатление, важно не только ЧТО ты говоришь, но и КАК. Нужно ли руководителю компании быть хорошим спикером? Скажем так - если вы хотите повысить свою стоимость на рынке труда и стать публичным человеком, которого могут пригласить на конференцию, тогда учиться выступать необходимо. Если вам всё это неинтересно и выступать на публике вы не планируете - тогда необязательно. Лишним не будет, ведь вы в любом случае проводите какие-то общие мероприятия для своей команды, но и не критично. Кстати, я - Мария Цуркан, основатель школы для руководителей "Я начальник". Закон доверия простым словам. И предложениям. Говорить просто – это искусство. Некоторые спикеры так заворачивают речь, что к середине фразы забываешь, с какой мысли оратор начал и для чего вообще он это говорит. Чем сложнее речь, тем быстрее аудитория отвлекается. Объяснить сложное простыми словами –
Оглавление

По роду своей деятельности я часто выступаю на конференциях. И точно знаю - если вы хотите, чтобы ваше выступление произвело нужное впечатление, важно не только ЧТО ты говоришь, но и КАК.

Нужно ли руководителю компании быть хорошим спикером? Скажем так - если вы хотите повысить свою стоимость на рынке труда и стать публичным человеком, которого могут пригласить на конференцию, тогда учиться выступать необходимо. Если вам всё это неинтересно и выступать на публике вы не планируете - тогда необязательно. Лишним не будет, ведь вы в любом случае проводите какие-то общие мероприятия для своей команды, но и не критично.

Кстати, я - Мария Цуркан, основатель школы для руководителей "Я начальник".

-2

Важно, чтобы вас услышали и запомнили. А для этого нужно помнить несколько “законов”, которые работают в большой аудитории.

Закон доверия простым словам. И предложениям. Говорить просто – это искусство. Некоторые спикеры так заворачивают речь, что к середине фразы забываешь, с какой мысли оратор начал и для чего вообще он это говорит. Чем сложнее речь, тем быстрее аудитория отвлекается. Объяснить сложное простыми словами – это действительно уровень мастерства.

Закон падения интеллекта в толпе. Средний интеллект аудитории, наполненной профессорами, будет значительно ниже, чем интеллект каждого профессора в отдельности. Это стоит помнить, когда вы пытаетесь рассказать что-то сложное. Помним о п.1. И подкрепляем свои мысли примерами, визуальными образами на слайдах.

Закон первичного отторжения новой идеи. Собственные кейсы, примеры из практики будут большим плюсом, чтобы аудитория не начала сопротивляться. Ведь с опытом конкретного человека спорить невозможно.

Закон возрастающего нетерпения слушателей: чем дольше вы говорите, тем больше скучающих людей будет в зале, даже если вы говорите что-то зубодробительно интересное. Поэтому аудиторию обязательно нужно вовлекать в ваш доклад: поднимите руки, поделитесь мыслями. Высший пилотаж – когда вы вызываете добровольцев и демонстрируете что-то на них. Не бойтесь работать с аудиторией – люди очень отзывчивы.

-3

С законами закончили. Переходим к наблюдениям.

🔹В аудитории может появиться человек, который будет постоянно отвлекать на себя внимание: спорить с вами, просить высказаться, что-то громко говорить и даже перебивать. Для начинающего спикера это может быть сложный случай. А опытный знает: всегда можно сказать “Очень интересные мысли! С удовольствием обсужу их с вами после моего выступления. Дождитесь меня, пожалуйста”. Никто вас ждать не будет, скорее всего, и обсуждать тоже. Просто человеку нужно внимание. Важно вовремя пресечь его попытки выбить вас из седла.

🔹Некоторые спикеры ходят по сцене, как маятник. Меня укачивает от одного взгляда на них, хотя я даже на корабле в шторм чувствую себя комфортно. Не стоит ходить туда-сюда, это утомляет. Вы ведь хотите, чтобы внимание аудитории было сосредоточено на теме доклада, а не на ваших шагах. С другой стороны, стоять, как истукан, тоже не стоит. Нужно постараться чувствовать себя свободно – включать руки, делать небольшие шаги, разворачивать корпус в сторону аудитории и справа, и слева.

🔹Самое важное. Убедиться, что ваш доклад – не чушь. Даже если вы эксперт, не всегда может получиться выразить мысль. Проверьте на ком-то содержание вашего сообщения. Получите обратную связь от профессионалов, которым вы доверяете.

🔹Не читайте слайды! Это отвратительно! Люди в зале могут сделать это и без вас. Слайды – это визуальная опора для слушающих. Но не содержание вашего сообщения.

🔹Кстати, о слайдах. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша презентация не выглядела, как в начале 90х. Доверие спикеру складывается из разных вещей – в том числе зависит от того, как оформлена презентация. Уродливая презентация портит ваш имидж. Я училась делать презентации в Bonnie&Slide. Если вы не хотите учиться – найдите того, кто сделает красиво. Это недорого.

🔹Заранее опробуйте работу с микрофоном. Научитесь говорить так, чтобы выдыхаемый вами воздух не шел в микрофон – это создает ненужный шум.

🔹Одевайтесь так, чтобы не вызвать протест аудитории. Для выступления перед айтишниками, я надеваю джинсы и футболку. Перед госзакупщиками – платье и каблуки. Для аудитории вы должны быть “своим” – чужаков не любят (это, кстати, тоже закон).

Что делать нужно:

🔹Оставить время на вопросы. Помню, самым большим страхом для меня было отсутствие вопросов в конце выступления – ведь это бы значило, что меня никто не слушал или было неинтересно. Чтобы было интересно:

🔹Вовлекайте аудиторию. Работайте с ней. Шевелите и дайте высказаться.

🔹Шутите. Чувство юмора всегда ценится (только не выдавливайте из себя шутки. Если не получается – лучше не надо).

🔹Постарайтесь выглядеть уверенно и расслабленно.

🔹Самые интересные выступления у тех, кто “горит” темой своего доклада. Вот где огонь! Вот где энергия и харизма! Выбирайте темы, которые интересны вам лично.

🔹Выучите свою речь. Если будете во время выступления подсматривать, это заставит усомниться в вашем профессионализме.

🔹Рассказывайте истории! Они увлекают и добавляют убедительности.

🔹Отрепетируйте несколько раз с таймером. Очень важно укладываться в отведенное вам время, чтобы не пришлось смазать конец (а он в итоге и запомнится лучше всего).

🔹Будьте собой. И ничего не бойтесь 🙂

Какие книги помогут подготовиться к публичному выступлению – читайте в канале Книги для руководителя

А если вы хотите развивать свои управленческие навыки - заглядывайте в наш Журнал для руководителя