«Длинное оружие держи за древко, короткое - рукой.
В длинном важны движения рук, в коротком - скорость ног...»
У Ань, «Песнь секретов меча старца Юйян», в оригинале используется иероглиф 臂 bì, т.е. рука от плеча до запястья.
Сегодняшний научный прогресс стремительно развивается с каждым днем, и огнестрельное оружие становится все более и более устрашающим. Настойчивость и храбрость непобедимого остается необходимым качеством для победы.
Следовательно, формирование храброй и хорошей боевой психологии должно быть неотложной задачей обычного обучения, и именно фехтование как метод обучения является наиболее полезным для воина.
Ожидая, пока они упражняются в течение долгого времени, они развивают свой характер, преданность и искренность, могут внести свой вклад, делать то, что праведно, бросаться в бой на поле боя и считать смерть своим домом.
Тут достоинства фехтования также очевидны!
Центральный Институт Гошу, 1929 год.
В начале ХХ века Китай стоял на пороге перемен, и древние боевые искусства неожиданно стали оружием национального возрождения. В 1915 году, под звон колоколов новой эпохи, правительство Сунь Ятсена созвало Первую Всекитайскую конференцию по образованию. Именно там прозвучали слова, изменившие судьбу традиционных китайских боевых искусств:
...в каждое учебное заведение обязательно добавить старые китайские боевые искусства, для чего в педагогических училищах взращивать такого рода преподавателей.
Это был не просто указ - это был манифест, превративший тысячелетние традиции узкой прослойки профессионалов в инструмент модернизации общества.
Первой в этом важном деле была «Атлетическая Ассоциация Цзинъу» (精武体育会 Jīng wǔ tǐyù huì), основанная в 1910 году. Она стала первой платформой для популяризации боевых искусств среди городского населения. Ассоциация пропагандировала гармоничное развитие личности, объединяя три ключевых аспекта: «физическое, интеллектуальное и нравственное».
В основе её философии был синтез боевых искусств и гуманитарных дисциплин, где физическому воспитанию отводится особая роль.
Для системного обучения были разработаны «Тридцать базовых программ», адаптированных под начальный, средний и продвинутый уровни подготовки. Именно здесь начинают активно продвигать «Меч Бодхидхармы» (达摩剑 Dá mó jiàn), технику фехтования двуручным мечем цзянь стиля танланцюань провинции Шаньдун. Благодаря Мастеру танланцюань Цуй Шоушаню (崔寿山 Cuī Shòushān, 1890-1969), знаменитому как один из «Трёх гор Лайяна», двуручный цзянь возродился сперва в Шаньдуне. «Атлетическая Ассоциация Цзинъу» сделала много, чтобы увлечение двуручным цзянем быстро охватило многих любителей ушу.
И уже в наше время благодаря Юй Чэнхуэю (于承惠 Yú Сhénghuì, 1939-2015) по прозвищу «Сверхестественный гений меча», а точнее - его великолепному исполнению фехтовальщика начиная с культового «Героя Желтой реки» (黄河大侠 Huánghé dà xiá) и продолжая «Шаолинем», это фехтование стало широко известным и хорошо узнаваемым.
В сфере нравственного воспитания Ассоциация сделала своими ориентирами принципы «патриотизма, самосовершенствования, справедливости и взаимопомощи», которые легли в основу «Духа Цзинъу».
Эти ценности не только активно продвигались тогда в теории, но и воплощались в повседневной образовательной и просветительской практике Ассоциации, формируя целостный и многогранный подход к развитию личности. Подробнее про это читаем в статье «Важные вехи истории ушу в начале ХХ века или «Три звезды Цзинъу».
Однако настоящим прорывом в массовом обучении фехтованию мечем цзянь стало создание в 1928 году Нанкинского Центрального Института Гошу (中央国术馆) под руководством генерала Чжан Чжицзяна (张之江).
Институт объединил лучших мастеров страны, чтобы стандартизировать и преподавать традиционные стили китайских боевых искусств, одновременно обучающиеся должны были изучать западные спортивные дисциплины, включая бокс, и японское дзюдо.
В том числе в состав обязательных предметов входило и фехтование мечем цзянь - противопоставляя его «чуждым маньчжурским практикам», таким как даошу (刀术 Dāo shù). Акцент на меч цзянь как на «оружие благородных мужей» стал идеологическим ответом на прежнее, многовековое, маньчжурское доминирование, подчеркивая таким образом связь с ханьской культурой.
К 1928 году волна преобразований накрыла страну с новой силой. Гоминьдан, словно подхватив эстафету, провозгласил ушу системой «физического, духовного и нравственного воспитания и усиления самосознания нации, основанной на издавна присущих нашему народу исконных традициях».
Сперва «школьные дворы наполнились пением клинков»: дети и подростки на уроках физкультуры осваивали фехтование мечем цзянь, а вскоре к ним присоединились и взрослые - по всей стране, как ростки бамбука после дождя, открывались гошугуани - центры, где даже далёкие от военного дела горожане учились «гармонии тела и духа».
Настало время рассказать о ключевых фигурах, чьи усилия открыли миру тайны уданского фехтования мечом цзянь.
Центральной личностью этой истории стал генерал Ли Цзинлинь (李景林, 1885–1931), прозванный «Меченосцем Удана» (武当剑仙 Wǔdāng jiàn xiān). Родившись в уезде современной провинции Хэбэй, он с детства погрузился в изучение стилей яньцинмэнь (燕青门) и эрланмэнь (二郎门) под руководством отца, а позже избрал путь военного, поступив на службу в армию Цинской империи.
После демобилизации в 1900 году Ли вернулся на родину, где узнал о мастере кулачного искусства в уезде Юннянь. Не медля, он отправился туда и стал учеником Ян Цзяньхоу - третьего сына Ян Лучаня. В те годы попасть в круг семьи Ян постороннему было почти невозможно, но упорство и связи Ли Цзинлиня открыли ему двери этой закрытой школы.
Окончив в 1907 году Бэйянскую военную академию в Баодине, он освоил не только современные военные дисциплины, но и немецкую гимнастику и европейское фехтование.
Его карьера стремительно взлетела после Синьхайской революции: от командира роты он поднялся до начальника штаба дивизии в Хэйлунцзяне, участвуя в перипетиях гражданской войны.
Однако главный вклад Ли Цзинлиня лежит в иной плоскости. В 1926 году он уволился из армии и стал чиновником.
Существует легенда, что когда он руководил строительством железной дороги в горах Удан, он обнаружил в развалинах деревенского храма древний трактат (武当剑谱 Wǔdāng jiàn pǔ) по фехтованию цзянем и по этому трактату восстановил давно позабытое в тех краях искусство.
Но было всё гораздо проще.
В 1928 году, став проректором Центрального Института Гошу, Ли провозгласил цзянь «основой кулачных стилей, сочетая китайскую технику фехтования с практичностью армейской подготовки». Для этого он пригласил в Институт знаменитого мастера Ли Шувэня (李書文, 1862–1934), чей ученик Чжан Сянъу (張驤伍, 1890–1960?) впоследствии возглавил Шаньдунский гошгуань.
Судьбы этих людей тесно переплелись. Чжан Сянъу, уроженец Хэбэя, начинал службу под командованием Ли Цзинлиня на северо-востоке Китая. Когда в 1925 году Ли, назначенный ответственным за военную подготовку в Чжили, пригласил своего наставника Сун Вэйи (宋唯一 Sòng Wéiyī, 1860–1925) обучать уданскому цзянь, Чжан вошел в круг избранных учеников.
Увы, Сун Вэйи скончался в том же году, но его наследие не кануло в лету.
Но нам всё же интереснее, что в 1885 году по императорскому указу для реорганизации пограничной обороны против экспансии Российской Империи на северо-востоке Китая в трёх северо-восточные провинциях Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян организуют специальные учебные лагеря для переподготовки знаменных войск, и Сун Вэйи был нанят в качестве инструктора по боевым искусствам в «Лагере Шэнцзы» (盛字营 Shèng zì yíng) Фэнтяньской учебной армии.
В более поздние годы, проживая в хутуне Лулоба города Бэйчжэнь в провинции Ляонин, он записал:
«С приближением заката жизни, осознавая, что искусство владения мечом осталось не переданным, погубив тем самым национальное достояние, это стало великим сожалением всей моей жизни. Поэтому, собрав силы духа, даже лёжа в болезни, создавал книгу, не различая дня и ночи, и завершил её за несколько дней.
В третий день месяца сливы по лунному календарю одиннадцатого года Китайской Республики Сун Дэхоу, также известный как я, Сун Вэйи, написал это предисловие в пещере Сюньцзяньци на горе Улю в Бэйчжэне».
Так в 1922 году родился «Уданский трактат о мече».
Ли Цзинлинь совершил революционный шаг для традиций Мира боевых искусств той эпохи: он обнародовал техники уданского фехтования, веками передававшиеся «из уст в уста, от учителя к единственному ученику». В 1923 году в Пекине был издан «Уданский трактат о мече» (武当剑谱 Wǔdāng jiàn pǔ), переданный ему Сун Вэйи. Эта книга, как искра, зажгла интерес к цзянь по всей стране. Ли начал открыто преподавать искусство, ломая вековые запреты.
«В то время техники владения мечом Удан передавались тайно внутри Удан из поколения в поколение одному ученику и никогда не передавались посторонним. Поэтому они всегда были окутаны тайной, и лишь немногие могли овладеть их сутью».
Считается, что Ли Цзинлинь стал десятым преемником этой школы, но вместо сохранения эзотерических традиций он выбрал путь просвещения.
В предисловии пишут, что
«Искусство меча Удан восходит к патриарху Чжан Саньфэну. Древние тексты упоминают, что Чжан Саньфэн почитал Дао и мастерски владел мечом. В новое время знаменитый наследник традиций Удан, господин Сун Вэйи, в 1922 году завершил книгу «Трактат о мече Удан». Это первое в истории полное руководство по мечу Удан. Переданное Сун Вэйи искусство относится к «низшей ступени алхимического меча» (下乘丹派剑法 Xià chéng dān pài jiàn fǎ), одной из трёх ступеней и девяти школ, основанных Чжан Саньфэном. Три ступени включают:
- Высшую, «Божественное искусство полумесяца» (偃月神术 Yǎnyuè shén shù),
- Среднюю, «Кинжалы и летающее дерево» (匕首飞木 Bǐshǒu fēi mù),
- Низшую, «Техника длинного меча» (长剑舞术 Zhǎng jiàn wǔ shù).
Книга разделена на три тома (верхний, средний, нижний), сопровождается иллюстрациями и глубоко раскрывает теорию и методы».
В 1928 году Чжан Сянъу вместе с Чжан Чжицзяном отправился в Нанкин, где участвовал в создании Центрального Института Гошу. Здесь, заняв пост заместителя Ли Цзинлиня, он помогал развивать Уданский факультет, превращая его в центр притяжения для мастеров со всей страны.
Пишут, что первоначально практиковали всего четыре базовых приёма (剑母四法 Jiàn mǔ sì fǎ) из «Трактата о мече Удан» (это технические действия 击 jī, 刺 cì, 格 gé, 洗 xǐ) , которые якобы имели общие корни с утерянными древними китайскими техниками меча. Со временем в Китае они были утрачены, но сохранились в Корее и Японии, куда попали из Китая. Впрочем, утверждалось, что полностью они не исчезли - некоторые техники тайно передавались в народе, но многие ценные методы и трактаты до сих пор не опубликованы.
Позже генерал Ли Цзинлинь развил их уже в 13 форм меча.
В разделе «Объяснение накопления Ци», считается, что «изложены уникальные практики внутренней работы Удан»:
«Вращая нефритовое кольцо, рассеиваешь мрак.
Возвращая свет, обретаешь ясность духа».
Популяризаторам фехтования было важно показать преемственность с древней историей китайского прямого однолезвийного меча, поэтому в книге используется классический прием отсылки к авторитетам прежних эпох. Например, что в знаменитом военном трактате Тан Шуньчжи (唐顺之 Táng Shùnzhī, 1507–1560) сохранились фрагменты утерянного «Древнего искусства меча» (古剑诀 Gǔ jiàn jué):
«Молния сжимает Куньу, затмевая солнце.
Подъем и падение скрывают тело.
Качание головой, шаг вперед - гром и ветер.
Вращение руками, защита сверху донизу...»
Стиль фехтования куньуцзянь вошёл в историю как одно из трёх ключевых направлений, посвящённых владению двулезвийным мечом цзянь, которые культивировались в стенах Нанкинского Центрального Института Гошу и его многочисленных филиалов. Этот Институт, ставший оплотом возрождения национальных боевых традиций в эпоху Китайской Республики, превратил куньуцзянь в символ культурного ренессанса. Благодаря систематизации преподавания и поддержке государства, меч Куньу приобрёл небывалую популярность, распространившись от северных провинций до южных окраин Поднебесной.
Идиллия сотрудничества в Центральном Институте Гошу длилась недолго. Изначально здесь придерживались концепции двух колыбелей китайских боевых искусств: Шаолиня и Удана, что отразилось в создании соответствующих факультетов.
Однако вскоре преподаватели Уданского факультета, опираясь на традиционное для китайской культуры превосходство «внутреннего» (內家 нэйцзя) над «внешним» (外家 вайцзя), стали акцентировать эзотерическую глубину своего направления. Это породило скрытое противостояние: поток учеников, а с ним финансирование и преференции, устремился к Удану, оставляя Шаолинь в тени.
Конфликт достиг апогея, когда между главами факультетов состоялась дуэль (история, достойная отдельного рассказа). Но в тот момент институт выбрал иной путь - научный. Была организована экспедиция в Шаолинь и Удан с целью собрать архивы и пригласить мастеров для преподавания. Увы, реальность оказалась суровой: среди руин, уцелевших после гражданской войны, экспедиция обнаружила лишь семерых монахов, не владевших боевыми искусствами. Удан также встретил исследователей безмолвием.
Парадоксально, но преподавательская должность в Институте, сулившая высокий доход даже в голодные годы, не привлекла местных мастеров из тех краев. Возможно, попытки были, но в отчете экспедиции об этом упоминаний нет.
Потом выяснилось, что истоки стиля Куньуцзянь восходят к вполне реальному человеку - Пань Юангую (潘元圭 Pān Yuánguī) из Лунхушань (провинция Цзянси), чьё наследие десятилетиями оставалось в тени.
В итоге, 1931 году, после череды разбирательств, оба факультета упразднили, объединив в Академический. Ли Цзинлиня отправили в Цзинань создавать филиал Института, где он пригласил легендарного Ли Шувэня на пост главного инструктора. Именно здесь произошёл знаменательный эпизод: Чжан Сянъу, продемонстрировав техники Куньуцзянь, попросил мастера усовершенствовать их. Под руководством Ли Шувэня родилась вторая версия стиля, позже известная как бацзицзянь.
Вот так возник в ХХ веке Уданский цзянь - синтез традиции и новаторства, ставший символом эпохи.
P.S. Камрад просил добавить комментарий, ибо это могло ускользнуть от читателя: генерал Ли Цзинлинь получил на тот момент современное военное образование в рамках немецкой школы, включая - западное фехтование, потом основательно повоевал, поднявшись с самых низов до командных высот. Косвенно или непосредственно, это так или иначе влияло на представляемое им фехтование цзянем.
Дм. Моисеев, СПб - 2025