В нашем самом любимом историческом периоде развития #ушу, в первой трети ХХ века, произошло знаковое событие, получившее в Улиньской среде название «Большое сражение Шаолиня и Удана» (少林大战武当 Shàolín dàzhàn Wǔdāng). Хотя ранее мы уже подробно затрагивали эту тему, читатели продолжают спрашивать про эту историю. Поэтому дополним предыдущий рассказ некоторыми дополнительными подробностями. Речь, конечно же, про конфликт между двумя факультетами Центрального Института Гошу - Уданским и Шаолиньским.
Когда создавался Институт (国术研究馆 guóshù yánjiū guǎn), выделили два направления. Были созданы «Шаолиньская школа» и «школа Удан». Им было поручено преподавать и проводить исследования в своей конкретной области. Тайцзицюань , #багуачжан, и #синъицюань были доверены Уданскому факультету. Остальные стили боевых искусств, такие как чацюань , тантуй и другие, отнесли ко второму факультету.
В том же году Ян Суншань (杨松山 Yáng Sōngshān) был принят в Центральный институт национальных искусств и работал заместителем директора отдела по академической работе института. Вероятно, он был во фракции Ван Цзыпина, потому что тоже был из Цзинаня. И он своими глазами наблюдал этот конфликт:
Вскоре после основания Центрального института изучения национального искусства произошло состязание между школами Шаолинь и Удан. Это стало результатом фракционного конфликта внутри института. Заместитель ректора Ли Цзинлинь, бывший генерал Северо-Восточной армии и специалист по тайцзицюань. У него были некоторые разногласия с Чжан Чжицзяном, поэтому он так и не вступил в должность. Обязанности заместителя ректора были только номинальными. Однако многие из его доверенных последователей занимали должности в институте. В то время Гао Чжэндун был директором Уданского факультета, директором школы Шаолинь был Ван Цзыпин. Такая организационная модель установила границы отделов. При этом все также имели сильные связи с Управлением Персонала, а кроме того, некоторые люди намеренно создавали соперничество, которое в итоге разжигало и приводило к столкновениям между директорами двух факультетов, Ваном и Гао. А также к поединку без правил между Лю Иньху и Ма Юфу на бамбуковых мечах, когда никоим образом не было замечено правильного поведения «учтивости и возвышенности» мастеров ушу.
Это противостояние началось задолго до появления института, когда мастера боевых искусств, почитавшие Удан как своего предка, считали себя «внутренней семьей» и создали множество легенд, согласно которым «Мастерство внутренней семья Удан победило мастерство внешней семьи Шаолинь». Однако практики ушу, почитавшие уже Шаолинь как своего предка, также считали себя «внутренними». Ибо в рамках китайской культуры "внутреннее" всегда почиталось выше "внешнего". Естественно, что они тоже сложили множество историй противоположной направленности. Эти легенды Мира Улинь накапливались слой за слоем, и в конце концов в Китайской Республике они все еще были предметом бесконечных споров в этой среде.
В частности, это было связано с различиями в подходе к обучению «традиционному ушу» в Центральном институте изучения Гошу. Первый руководитель Уданского факультета Сунь Лутан считал:
Основная функция национального искусства заключается в том, чтобы воплощать в себе культивирование собственного морального облика и что использование эффективных технических способностей для нанесения удара неотделимо от постижения ясных принципов (明理 mínglǐ) и личностного нравственного совершенствования (修身 xiūshēn). Принципы и личное совершенствование являются фундаментальными, а технические навыки (技术 jìshù) должны прийти позже.
В свою очередь Чжан Чжицзян, ректор Института Гошу, и Ма Лян, директор Академического отдела:
стремились предложить Гошу на полях современных военных сражений, вводя его для немедленного использования, полагая, что практические технические приемы должны быть в центре внимания. Дополнительное обучение и личное совершенствование было бы дальнейшим расширением.
Сунь Лутан выступал за то, чтобы преподавание было сосредоточено на «базовых образцах (基本规矩 Jīběn guījǔ) и научных принципах (学理 xuélǐ)» и культивировало «обладание тонким внутренним усилием» (具有灵性的内劲 Jùyǒu língxìngde nèijìn).
В свою очередь, Чжан Чжицзян и его команда выступали за то, чтобы в обучении придавалось большее значение «передаче уникальных и хорошо проверенных навыков» (传授绝招绝技 Chuánshòu juézhāo juéjì), развивая в первую очередь «абсолютной силы» (绝对力量 Juéduì lìliàng).
Такого рода разногласия в среде преподавателей и администрации Института привели к первому известному скандалу в череде этих конфликтов. Когда Сунь Лутан назначали на пост декана Уданского факультета, на торжественной церемонии открытия кто-то закричал:
он выступает за боевые искусства с самосовершенствованием в качестве основной функции, потому что он в реальности не сможет сражаться!
Тем самым по сути бросив Сунь Лутану вызов на месте. Однако сами разборки между факультетами были позже и с совсем с другими участниками...
Продолжение следует!