Найти в Дзене

Энергетики в годы Великой Отечественной войны. Эссе Андрея Мишина

Годы Великой Отечественной войны - это время подвигов не только на поле боя: в тылу, на производстве, у своего станка, рабочего стола, с ручкой, отвёрткой, молотком в руке люди каждый день проявляли героизм, приближая час Победы. В преддверии праздника Великой Победы представляем вашему вниманию эссе участников конкурса кафедры электрооборудования ЛГТУ «Энергетики в годы Великой Отечественной войны» В своём эссе студент кафедры электрооборудования Андрей Мишин рассказывает о применении энергопоездов для восстановления электроснабжения в пострадавших от войны районах. "В 1942 году, после освобождения Москвы от фашистских захватчиков, главной задачей стало восстановление разрушенных войной территорий. В условиях острой нехватки ресурсов и времени специальные ремонтно-наладочные бригады следовали за Красной Армией, занимаясь подготовкой объектов к ремонту и строительству. Энергетики играли ключевую роль в этом процессе, поскольку без надежного энергоснабжения невозможно было обеспечить н

Годы Великой Отечественной войны - это время подвигов не только на поле боя: в тылу, на производстве, у своего станка, рабочего стола, с ручкой, отвёрткой, молотком в руке люди каждый день проявляли героизм, приближая час Победы.

В преддверии праздника Великой Победы представляем вашему вниманию эссе участников конкурса кафедры электрооборудования ЛГТУ «Энергетики в годы Великой Отечественной войны»

В своём эссе студент кафедры электрооборудования Андрей Мишин рассказывает о применении энергопоездов для восстановления электроснабжения в пострадавших от войны районах.

"В 1942 году, после освобождения Москвы от фашистских захватчиков, главной задачей стало восстановление разрушенных войной территорий. В условиях острой нехватки ресурсов и времени специальные ремонтно-наладочные бригады следовали за Красной Армией, занимаясь подготовкой объектов к ремонту и строительству. Энергетики играли ключевую роль в этом процессе, поскольку без надежного энергоснабжения невозможно было обеспечить нормальную жизнь, восстановить промышленность и сельское хозяйство.

-2

Немецкие войска, оккупировавшие значительные территории Советского Союза, нанесли огромный ущерб энергетической инфраструктуре. За время оккупации они демонтировали и вывезли в Германию более 1400 турбин, 1400 котлов, 11 300 генераторов, тысячи трансформаторов и электромоторов, а также огромное количество кабелей и измерительных приборов. В результате оккупации были разрушены такие важные энергетические объекты, как Каховская ГЭС, Днепрогэс, Запорожская ГРЭС, а также электростанции в Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. В некоторых районах энергоснабжение было полностью прекращено, что затруднило восстановление промышленности и сельского хозяйства. В условиях острой нехватки ресурсов и времени советские власти начали мобилизацию всех возможных сил для восстановления энергетической системы. Особое внимание уделялось созданию мобильных энергопоездов, которые могли быстро прибывать на разрушенные территории и обеспечивать электроэнергией.

-3

В ответ на эту угрозу Наркомат электростанций СССР инициировал создание мобильных энергопоездов – специальных составов, способных быстро восстанавливать энергоснабжение в разрушенных районах. Эти поезда состояли из нескольких ключевых компонентов: паровозов, турбин, генераторов, а также жилых и служебных вагонов. Такая компоновка позволяла им оперативно прибывать на место и обеспечивать электроэнергией как города, так и объекты, нуждающиеся в восстановлении.

-4

Запуск энергопоезда занимал от двух до четырех недель, что было значительно быстрее, чем восстановление стационарных электростанций. Эти мобильные электростанции не только обеспечивали энергией восстановительные работы, но и поддерживали функционирование ключевых объектов инфраструктуры, таких как госпитали, бани, прачечные и заводы. Экипажи энергопоездов работали в условиях, близких к полевым, но несмотря на это, они выполняли свои задачи с высокой эффективностью.

К 1944 году Советский Союз создал 19 энергопоездов общей мощностью 21 000 кВт. Эти поезда выработали 15,5 миллиона киловатт-часов электроэнергии, что позволило обеспечить электроэнергией множество городов и объектов. Первый энергопоезд был направлен в Сталинград, где он обеспечивал энергией восстановление города. Затем энергопоезда обслуживали Ростов-на-Дону, Харьков, Киев и другие важные населенные пункты. После восстановления стационарных электростанций энергопоезда перемещались в новые районы, продолжая поддерживать восстановление страны.

-5

Параллельно с использованием энергопоездов советские энергетики активно восстанавливали стационарные объекты энергетической инфраструктуры. В декабре 1942 года началось восстановление Каширской и Шатурской ГРЭС. К началу 1943 года их мощность была восстановлена до довоенного уровня. Калининская электростанция, разрушенная во время оккупации, дала первый ток в январе 1943 года. К концу 1942 года мощность электростанций Центрального региона составила 93% от уровня 1940 года. В 1943 году начались восстановительные работы на юге страны, включая Сталинградскую ГРЭС, которая была полностью восстановлена к концу 1944 года. Также были восстановлены разрушенные немецкими войсками Баксанская и Гизель донская ГЭС.

Заключение:

В 1945 году, благодаря героическим усилиям советских энергетиков, установленная мощность электростанций практически достигла довоенного уровня — 11 193 тысячи кВт. Несмотря на огромные разрушения, вызванные войной, они оперативно восстановили энергоснабжение страны. Это стало ключевым фактором в возрождении экономики, обеспечении функционирования промышленности и сельского хозяйства, а также поддержке социальных нужд населения. Восстановление энергетической системы сыграло важную роль в дальнейшем развитии Советского Союза."