Найти в Дзене

ПЕТЕРГОФ. ПАРТЕР БОЛЬШОГО КАСКАДА. Часть 2. Колоннады, «Фаворитка» и «Скамейки»

Предыдущая публикация: Партер от аллей парка долгое время отделяли деревянные галереи, обращённые к каскаду. Они тянулись с двух сторон от Морского канала и задумывались Петром для развлечения гостей. Там должны были располагаться «водяные курьёзы». В восточной галерее ещё при Петре 1 был поставлен клокшпиль – музыкальный инструмент с хрустальными колокольчиками, которые под действием воды вызванивали мелодию. Он был создан колокольных дел мастером Иоганном Ферстером, который прибыл в Россию по приглашению Петра 1. Ферстер отвечал за работку курантов и карильона Петропавловского собора, но оказалось, для мастера нашлась работа и в загородной императорской резиденции. В западном павильоне идеи Петра реализовали уже после его кончины. К середине 18 века там установили деревянную скульптурную композицию под названием «Егерская штука». Она «оживала» с помощью водяного органа. Вода падала на водяное колесо, приводила в движение меха, и раскрашенные фигуры не только начинали двигаться, но и
Оглавление
Вид с верней террасы на Воронихнские колоннады /фото из личного архива, 2021/
Вид с верней террасы на Воронихнские колоннады /фото из личного архива, 2021/

ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»

НИЖНИЙ ПАРК

Глава 1. АНСАМБЛЬ БОЛЬШОГО КАСКАДА

Предыдущая публикация:

ПАРТЕР БОЛЬШОГО КАСКАДА (окончание)

Воронихинские колоннады

Партер от аллей парка долгое время отделяли деревянные галереи, обращённые к каскаду. Они тянулись с двух сторон от Морского канала и задумывались Петром для развлечения гостей. Там должны были располагаться «водяные курьёзы».

В восточной галерее ещё при Петре 1 был поставлен клокшпиль – музыкальный инструмент с хрустальными колокольчиками, которые под действием воды вызванивали мелодию. Он был создан колокольных дел мастером Иоганном Ферстером, который прибыл в Россию по приглашению Петра 1. Ферстер отвечал за работку курантов и карильона Петропавловского собора, но оказалось, для мастера нашлась работа и в загородной императорской резиденции.

В западном павильоне идеи Петра реализовали уже после его кончины. К середине 18 века там установили деревянную скульптурную композицию под названием «Егерская штука». Она «оживала» с помощью водяного органа. Вода падала на водяное колесо, приводила в движение меха, и раскрашенные фигуры не только начинали двигаться, но и «звучать»: егерь трубил в рог, сатиры играли на флейтах, собаки с лаем преследовали оленя, а вокруг кружились певчие птички. Зрелище всех приводило в восторг! Но, когда в начале 19 столетия проводилась глобальная реконструкция, обветшавшие деревянные галереи вместе с их развлекательными чудесами заменили каменными.

Они были созданы по проекту Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814). Крепостной зодчий за эту работу получил звание архитектора, а павильоны – название «Воронихинские колоннады» (1800-1803). Создавались они в то время, когда в архитектуре прочно утвердился классический стиль, сменивший вычурное барокко. Однако архитектор сумел так виртуозно вписать свои постройки в барочный ансамбль, что они не только не диссонируют с другими его элементами, но и являются торжественным его завершением, финальным аккордом Большого каскада.

Вид со стороны западной Воронихинской колоннады на восточную /фото из личного архива, 2020/
Вид со стороны западной Воронихинской колоннады на восточную /фото из личного архива, 2020/

Одинаковые постройки по обе стороны канала, облицованные светло-серым мрамором, состоят из двух объёмов. От павильонов кубической формы с золочёным куполом и высокими окнами тянутся к Морскому каналу открытые галереи, отгороженные сгруппированными попарно мраморными колоннами. В Петергофе они стали своеобразным амфитеатром, с которого открывается великолепный вид на Большой каскад – главное зрелище Нижнего парка. В тёплый солнечный день, заняв место на галерее, отсюда трудно уйти, любуясь бесконечным движением воды, игрой света и блеском золота.

Западная Воронихинская колоннада /фото из личного архива, 2024/
Западная Воронихинская колоннада /фото из личного архива, 2024/

Однако эти павильоны-галереи – тоже фонтаны. Стоя внутри, их можно заметить на соседнем павильоне-близнеце, расположенном за каналом. Над плоской крышей из золочёных чаш поднимаются 3 тонкие струи, а где-то из недр купола, как из кратера вулкана, вырывается вода и каскадом спускается по стенам павильона, падая в большую раковину из белого мрамора. Последнее время он редко работает, но мне повезло однажды увидеть этот оригинальный каскад, а вот сфотографировать не смогла)!

Павильоны Воронихина, завершая композицию партера Большого каскада, всё-таки не стали последним её штрихом. Чтобы закончить знакомство с этой частью парка, нужно, наконец, спуститься со ступеней колоннады. Две пары приветливых львов (скул. И.И. Прокофьев) присели по бокам двух лестниц, ведущих на неё (со стороны каскада и со стороны канала). С ними любят пообщаться дети, пока взрослые увлечены водной феерией. Самсона видно только с папиной шеи, а львы как раз на уровне малышей. Они их трогают, разговаривают с ними и, конечно, норовят залезть верхом. Наверное, дети замечают, что львы разные. Если вы уже выросли и забыли об этом, не проходите мимо, взгляните на воронихинских львов. Они вас помнят и непременно улыбнутся!

Лев на ступенях Воронихинской колоннады /фото из личного архива, 2017/
Лев на ступенях Воронихинской колоннады /фото из личного архива, 2017/

Но, прежде чем окончательно покинуть партер Большого каскада, я предлагаю завернуть за угол западной Воронихинской колоннады, чтобы не пропустить один из старейших петергофских фонтанов.

Нравоучительные «фабульные» фонтаны

В моём детстве за западной Воронихинской колоннадой всегда было шумно и весело. И, попрощавшись со львами, мы бежали к уткам, за которыми гоняется собачка, и никак не может догнать. Собачка лаяла, утки крякали, а дети радовались...

Фонтан "Фаворитка" /фото с сайта Википедия. Авторство: Игорь Гордеев. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=144882956/
Фонтан "Фаворитка" /фото с сайта Википедия. Авторство: Игорь Гордеев. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=144882956/

Кого сегодня можно удивить этой конструкцией: металлические утки и собака укреплены на металлическом круге и не переставая крутятся, как на карусели, издавая какие-то нечленораздельные звуки? Конечно, не детей с мобильным интернетом! И теперь у этого фонтана всегда пусто. Ещё не пришедшие в себя после золотого и хрустального блеска Большого каскада посетители проходят мимо. В лучшем случае, скользнув взглядом и не заинтересовавшись, они идут дальше вдоль канала. А детей уже привлёк киоск с мороженным впереди на аллее, а потому примитивные уточки им совсем не интересны. И многие даже не догадываются, какой уникальный памятник прошли мимо.

Как известно, Пётр 1 принимал личное участие в проектировании парков Петергофа. Идеями он буквально фонтанировал! Приглашённые им европейские мастера только успевали создавать и корректировать проекты. Задумав Морской канал как главный въезд в резиденцию, Пётр решил не только удивлять и восхищать своих гостей, но просвещать и нравоучать. Эта идея родилась после того, как русский царь побывал в Версале, где его поразил лабиринт из фонтанов, созданных по сюжетам басен Эзопа.

В 17 веке французский поэт Жан де Лафонтен (1621-1695) пересказал в стихах басни этого древнегреческого сказителя, взяв за основу их главную фабулу – идею. Оттого прежде басни часто называли фабулами. Опубликованные во Франции басни вызвали большой общественный резонанс. Они удивляли своей злободневностью и скрытым в них смыслом, а нередко имели политический контекст. Вот тогда и решил Людовик 14 создать Версальский лабиринт басен. А Пётр 1 в 18 веке увидел и загорелся идеей сделать нечто подобное в Петергофе. Он решил вдоль Морской дороги поставить 22 «нравоучительных» фонтана на сюжеты басен Эзопа (в пересказе Лафантена). Пётр называл эти фонтаны «фабульными». Установить их планировали в нишах трельяжной решётки, отделяющей парк от канала, и они получили второе название – «Нишельные».

Однако Пётр не дождался фонтанов. Четыре фонтана на сюжеты басен («Змей наковальню грызет», «Гора и мышь», «Курица и ястреб», «Собака с утками») были открыты после его кончины в 1725 году. Создавались они по проекту архитектора Михаила Земцова, фигуры всех героев басен были вырезаны из дерева французским скульптором Николя Пинно и раскрашены яркими масляными красками, а над гидротехнической «начинкой» работал Поль Суалем. Рядом с чашами фонтанов стояла пояснительная табличка с изложением сюжета басни и главной её морали. Гуляя по парку, переходя от фонтана к фонтану, гости знакомились с сюжетами басен, словно книжку с картинками перелистывали.

Но дальнейшие работы по созданию «Фабульных» фонтанов прекратили, а потом и вовсе отказались от петровской идеи. Обветшавшие фонтанные фигуры со временем убрали, а после установки Самсона чаши «фабульных» фонтанов перенесли ближе к Морскому каналу, со временем заменив часть из них мраморными. И лишь один фонтан, задуманный Петром, сохранился и остался на своём месте. Трудно сказать, почему! Может, как память о первой императорской чете? А если вспомнить, что в расположенной рядом галерее в 18 веке стояла «Егерская штука» с охотничьей сценой, то собачка, гоняющая уток, вполне могла рассматриваться как дополнение к сюжету.

Своё прежнее название «Собака с утками» фонтан потерял, и сегодня догадаться о его значении и роли, не углубляясь в историю Петергофа, практически невозможно.

«Фаворитка», которой повезло

Этот фонтан за углом западной Воронихинской колоннады называется «Фаворитка». За утками гоняется собака. Если кто не посвящён в историю фонтанов, но знаком с творчеством Лафонтена, может догадаться, что фонтан создан на тему его басни. Только в ней, кажется, был пудель, а здесь мопс. И при чём тут «фаворитка»? Это слово в нашей отечественной истории ассоциируется с особами, приближёнными к императорам. В данном случае фаворитка – это собачка! Фонтан создавался при Екатерине 1, вступившей на престол после смерти мужа. Императрица пожелала, чтобы её любимый мопсик по имени Фаворитка была увековечен в Петергофе. И её желание сбылось!

Фонтан поражал публику не только сюжетом. Это было механическое устройство! Работало оно по принципу водяной мельницы: в бассейне было установлено колесо, которое вращалось под действием падающей воды, приводя фигуры в движение. Ещё более ошеломительным эффектом были звуки, которые издавали персонажи. Колокольных дел мастер Ферстер придумал хитрость: он вставил в клювы птиц и в пасть мопса металлические трубочки с пластинками, в которые нагонялся под давлением воздух. Выходя через трубочки, он создавал вибрацию пластинок, имитируя кряканье и лай.

Рядом с фонтаном установили пояснительную табличку. На ней сообщалось: «Собачка Фаворитка гоняется за утками по воде; тогда утки ей сказали: ты напрасно мучаешься, ты силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать».

Собачке Фаворитке повезло обосноваться в Петергофе надолго, тогда как герои других басен исчезли. Соседние фабульные фонтаны, пришедшие в негодность, разобрали, а героев «Фаворитки» обили поначалу листовой медью, а во второй половине 19 века и вовсе изготовили методом гальванопластики. Испытанием для фонтана стала Великая Отечественная война. Он был разрушен, механизм испорчен, а фигуры исчезли. Возможно, фонтан и восстанавливать бы не стали, но вдруг при расчистке канала на дне его обнаружили фигурку уцелевшей уточки. Она и «спасла» «Фаворитку». И теперь фонтан заслуживает нашего внимания. Пусть сегодня персонажи «Фаворитки» лают и крякают в соответствии с современными цифровыми технологиями. Но, заглянув в историю, фонтан наполняется глубоким смыслом. И к нему проникаешься уважением, как к старику, прожившему долгую и непростую жизнь.

Нимфа и Данаида

Можно теперь, вслед за праздно гуляющей публикой, отправиться от «Фаворитки» к первому мосту через канал. А потом, залюбовавшись открыточным видом с него на дворец, нечаянно перейти на другую сторону парка. Или вновь встать перед выбором – в какую сторону идти гулять? Я же специально оставила недосказанным и неувиденным последний штрих к партеру, чтобы не пропустить уголок Нижнего парка за ним. Поэтому я возвращаюсь к Воронихинской колоннаде. Её продолжением является трельяжная решётка. За ней в середине 19 века, когда в парке работал Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865), появилась полукруглая беломраморная скамья.

Мрамарная скамья в партере Большого каскада /фото с сайта Википедия. Авторство: Ильясов Роман. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21572497/
Мрамарная скамья в партере Большого каскада /фото с сайта Википедия. Авторство: Ильясов Роман. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21572497/

Её изогнутые подлокотники в виде львиных лап напоминают завитки волют и эффектно перекликаются с пьедесталом расположенного рядом фонтана «Чаша». За скамьёй возвышается золочёная статуя Нимфы – юной девы, олицетворяющей водную стихию (гальванопластическая копия с античного оригинала). Она склонилась над чашей, из которой небольшой струёй поднимается фонтанчик.

Конечно, за каналом тоже была установлена симметричная скамья. Но Штакеншнейдер внёс маленький диссонанс в гармонию симметрии 18 века. За восточной скамьёй – статуя Данаиды с кувшином, из которого бесконечным потоком выливается вода. Она – героиня древнегреческой мифологии, одна из дочерей египетского царя по имени Данай. За убийство своих мужей Данаиды были наказаны – им предстояло наполнить бездонную бочку водой. И работа эта превратилась в вечность. И Нимфа, и Данаида сохранились в годы войны. Они были спрятаны в укрытии и после реставрации повреждённых скамей в 1946 году заняли свои прежние места.

Вид на партер Большого каскада /фото из личного архива, 2017/
Вид на партер Большого каскада /фото из личного архива, 2017/

Стоя у скамьи, непременно стоит с этого ракурса ещё раз взглянуть на дворец, Большой каскад, Самсона, цветники и «Чаши». И это будет новая эффектная картинка. Теперь можно отправляться за новыми впечатлениями!

В следующий раз отправимся к Еве - "хозяйке" западной части Нижнего парка.

Продолжение читайте, переходя по ссылке:

А начало здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!