ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»
НИЖНИЙ ПАРК
Глава 1. АНСАМБЛЬ БОЛЬШОГО КАСКАДА
Предыдущая публикация:
ПАРТЕР БОЛЬШОГО КАСКАДА
Наряд «архитектурного персонажа»
Я всё ещё стою у Большого каскада, который казался таким знакомым с детства, а, оказывается, скрывал столько удивительных фактов своей биографии. Может быть, исполняя водную симфонию, он ежедневно рассказывает зрителям, собравшимся вокруг, свою историю? Но всем ли дано её услышать? Ведь Петергоф – это, прежде всего, удовольствие взгляду!
Если закрыть глаза и подумать о Петергофе, воображение, пожалуй, тут же нарисует Большой каскад и Самсона. Ну, хотя бы в общих чертах! А если закрыть глаза и попробовать представите партер перед ним – открытую территорию у его подножия, с газонами, цветниками, фигурно подстриженными деревьями (топиарами) и другими причудами регулярного парка? Мне кажется, не у всех получится чёткая картинка! А ведь партер – это, своего рода, наряд, который украшает архитектурные «персонажи» парка, акцентирует на них внимание и добавляет впечатлений. Чем изысканнее партер, тем незаметнее, потому что всё равно остаётся в тени главного «персонажа». Вернее, он неотъемлимая его часть!
При первой встрече с Петергофом невозможно объять необъятное! И гости, оторвав, наконец, взгляд от главного петергофского фонтана, отправляются гулять по аллеям парка. А я предлагаю пока задержаться и внимательно рассмотреть декоративное убранство, созданное вокруг Большого каскада. Конечно, партер гораздо эффектнее выглядит сверху. Созданный по типу французского регулярного парка, он, в первую очередь, поражает своей зеркальной симметрией. Вот почему надо успеть заметить его рисунок ещё с верхней террасы, стоя у дворца.
Террасные фонтаны – не случайное дополнение к каскаду
Зато, стоя внизу, хорошо видно, что зелёный склон, спускающийся от дворца в Нижний парк, украшен не только грандиозным каскадом. Он словно оторочен по верхнему краю белоснежной балюстрадой, протянувшейся от Церковного корпуса до корпуса под Гербом. Под ней устроены небольшие Террасные фонтаны (1799-1801, А. Воронихин). Их всего десять, по пять с каждой стороны каскада.
Если приглядеться, склон не пологий, а спускается тремя плавными уступами. Каждый Террасный фонтан состоит из небольшой струи, бьющей из круглой мраморной чаши, установленной на среднем уступе, и четырёхступенчатого мраморного каскадика, спускающегося к подножию склона. Движение воды начинают золочёные маскароны, украшающие фронтоны каскадиков. Спустившись по ступеням, вода падает в мраморный жёлоб, и, словно возрождается тонкой струёй фонтанчика, бьющего из него. Жёлоб собирает воду с каждого каскадика и уводит её в Ковш Большого каскада.
Террасные фонтаны должны были стать частью Большого каскада ещё в петровские времена, но реализована идея была только во время его глобальной реконструкции на рубеже 18-19 веков. Правда, поначалу для Террасных фонтанов использовали туфовый камень. Мраморная отделка появилась лишь в середине 19 века. Белоснежный мрамор эффектно подчёркивает яркость коротко стриженного зелёного газона на склоне.
Незаметно выполняют Террасные фонтаны свою работу – негромко, неярко, спокойно. Нет мощных струй, и золото не слепит глаза. Всё внимание – Большому каскаду. Но стоит представить гладкий зелёный склон без этого, на первый взгляд, незначительного декора, и, пожалуй, пустое протяжённое пространство «обрушит картину», привлечёт внимание своей унылостью и однообразием и, в какой-то момент, отвлечёт от Большого каскада! Так что Террасные фонтаны в ансамбле – не случайный элемент! Они создают гармонию!
Фонтаны партера с тройным именем
В отличие от «незаметных» Террасных, два симметричных фонтана в партере Большого каскада по обе стороны от бассейна с «Самсоном», довольно эффектные и достаточно мощные. И даже получили название «Большие». Однако и они не являются центром притяжения внимания, лишь дополняя общую картину Большого каскада и украшая разбитый вокруг партер.
Фонтаны в этом месте появились ещё при Петре 1 в 1722 году (арх. Николо Микетти). В каждом из них в центре круглого бассейна большого диаметра на пьедестале установлена плоская круглая чаша, из которой взмывает вверх высокая и сильная струя, подтягиваясь в небе до уровня струи Самсона. За мощь и высоту фонтаны получили название «Большие», а за форму – «Чаши». Но были у этих одинаковых фонтанов ещё два разных имени. Западный фонтан называли «Итальянский», восточный – «Французский». Чем же они отличались?
У Петра специалисты были на все руки и на все случаи. Путешествуя по Европе, Пётр примечал разные стороны жизни и намеревался многое из увиденного возродить в России. Вот только специалистов у нас для этого не было. Поэтому стал русский царь набирать работников разных профессий за границей. Среди них были не только специалисты, задействованные на серьёзной государственной службе: военные, инженеры, архитекторы, корабелы, фортификаторы. Прибыли в Россию и фонтанных дел мастера. Декором фонтанов занимались архитекторы, а устройством гидротехнической системы – эти фонтанщики. Первые фонтаны Петергофа заработали благодаря опыту и мастерству француза Поля Суалема и итальянцев Бараттини, братьев Джованни и Джулиано. Итальянцы сооружали западную «Чашу» партера, а француз – восточную, что и определило «национальность» фонтанов.
Пётр мечтал о мраморных «Чашах», но поначалу они были вырезаны из дуба и раскрашены под мрамор, а соприкасающиеся с водой части обиты листовым свинцом. Большинство фонтанов Петергофа поначалу изготавливались по этой технологии. Но дерево подгнивало, свинец деформировался, и их приходилось постоянно ремонтировать или вовсе демонтировать и заменять новыми. Лишь в середине 19 столетия мраморные «Чаши» встали на мраморных пьедесталах, декорированных завитками волют (характерный декоративный элемент эпохи барокко). Они поднялись над зеркальной гладью приподнятого огромного бассейна, опоясанного мраморной лентой.
Чтобы оценить эффект вписанных в ансамбль партера «Чаш», нужно обязательно обойти их и увидеть с разных ракурсов. Только тогда они заиграют, зазвучат в полную силу и непременно откроют новые потрясающие картины Петергофа. И «Чаши» в окружении цветников в какой-то момент вдруг закроют, на некоторое время, и «Самсона», и Большой каскад, завладев нашим вниманием. Потрясающий эффект!
Цветники
Цветники – неотъемлемая часть регулярного парка. Они создавались не по прихоти садовника, а по задумке архитектора и включались в общий ансамбль, в котором все элементы находятся в гармонии. Барокко – стиль роскоши, причудливость во всём. Партер под окнами дворца – продолжение снаружи его интерьеров. Цветникам отводилась роль наборного паркета. К открытию Нижнего парка они имели фигурную форму и были огорожены резными трельяжными решётками.
Когда в середине 18 века дворец был перестроен, а партеры расширены, Растрелли пришлось заново создавать рисунок цветников. Зелёный газон был словно «оторочен» рабатками. Так называют цветники в виде полос, заполненных цветами. Это ещё один термин из теории садов и парков. В Петергофе рабатки напоминают архитектурный орнамент, рисунок которого создан из разных плотно посаженных цветов. Между ними расставлены декоративные растения в кадках.
Пространство самого газона заполняет витиеватый рисунок, созданный из толчёного кирпича, ракушек и мраморной крошки. Такие элементы «ажурных цветников» были очень популярны в парках эпохи барокко. Рассматривая их внимательно, нетрудно заметить характерный архитектурный элемент этого стиля в форме завитка (он называется волюта). Присмотритесь, рисунок цветников петергофских партеров словно повторяет рисунок ажурной решётки дворцового балкона.
С приходом к власти Екатерины 2 ушла из России эпоха барокко. В архитектуру пришёл классицизм, регулярные парки сменили пейзажные. Дворцы, созданные в эпоху её предшественников на троне, Екатерина, конечно, оставила, а вот парки свой облик изменили. И на месте причудливых растреллиевских цветников зазеленели элегантные в своей простоте зелёные лужайки. Вернулось барокко в партеры лишь в середине 20 века во время послевоенного восстановления парка.
В следующий раз историей Воронихинских колоннад и фонтана "Фаворитка" завершится знакомство с ансамблем Большого каскада.
Продолжение читайте, переходя по ссылке:
А начало здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!