Пару лет назад я вёл ток-шоу про автомобиль «Москвич», в котором принимала участие заслуженная артистка РСФСР, дочь народных артистов СССР, кинорежиссёра Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой – Наталья Бондарчук. Сегодня Наталье Сергеевне 75 и «Комсомолка» опубликовала моё интервью с актрисой. Для заголовка в газете использовали финальный фрагмент беседы, здесь я его и оставлю с некоторыми пояснялками © для тех. кто в СССР не жил.
- Этот «Москвич» у некоторых уже был, вот у Алексея Баталова. Он обожал машины. Они снимались в фильме «Дорогой мой человек» с мамой.
Поэтому про Алексея знаю много.
И дружу до сих пор с его супругой Гитаной.
Дело в том, что ему Ахматова, которая жила рядом, дала денежку, видимо, большую денежку, когда увидела, как одет Алексей.
Гитана Аркадьевна Леонтенко – известная в Советском Союзе артистка цирка, танцовщица на лошади. Она могла стать звездой телеэкрана, но посвятила себя семье и мужу Алексею Баталову. В юные годы Гитана Леонтенко не один раз появлялась на съемочной площадке и в кадре у режиссеров. Многие из них прочили яркой актрисе небывалую популярность в киноиндустрии. Дебют у Гитаны состоялся в картине под названием «Арена смелых», где юная циркачка появилась лишь в нескольких эпизодах, но тем не менее запомнилась телезрителям своей необычайной красотой. В последствии в фильмографии у актрисы появились такие работы как «Чрезвычайное поручение, «Соберите Венеру» и «Старый знакомый».
То есть, просто такая «спонсорская» помощь?
– Да, она ему дала денежку. И он пошёл покупать себе костюм. Видимо, первый костюм. Но он не дошёл до костюма, потому что увидел, видимо, подержанную машину, потому что, ну, извини, на деньги от костюма он вряд ли мог новую купить, да?
Он увидел «Москвич».
И купил. Подержанную машину. «Аннушкой» назвал.
Мне в ВК написали коммент: Там было немного поинтересней. Когда Баталов приехал на машине домой и сообщил об этом Ахматовой, та выглянула в окно, долго смотрела на покупку и спросила: "А̠ ч̠т̠о̠, п̠и̠д̠ж̠а̠к̠а̠ н̠е̠ б̠ы̠л̠о̠?".
И он на этой машине возил Ахматову Анну Андреевну за сто первый километр передавать посылки её сыну Лёве (сын поэта Николая Гумилёва и поэтессы Анны Ахматовой в 1956 году после XX съезда КПСС освобождён и реабилитирован – Е.Д.). Они очень дружили до самого конца.
«Сто первый километр» — неофициальный термин, обозначающий способ ограничения в правах, применявшийся в СССР к отдельным категориям граждан. Им запрещалось селиться в пределах 100-километровой зоны от государственной границы СССР и вокруг Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик (Киев, Минск, Ташкент, Кишинёв, Рига, Вильнюс, Таллин, Баку, Ереван, Тбилиси, Алма-Ата, Ашхабад, Фрунзе, Душанбе), других крупных (Новосибирск, Свердловск, Харьков и так далее), а также «закрытых» городов (Севастополь, Днепропетровск, Куйбышев). Эта мера социальной защиты не была изобретена большевиками, а досталась от царской России (подробнее см. Запрет проживания).
В годы политических репрессий на 102-й километр и далее отправляли членов семей репрессированных по ст. 58 УК РСФСР. Позднее подобной высылке подвергались, главным образом, не работавшие граждане (тунеядцы), диссиденты, рецидивисты и осуждённые по особо тяжким статьям УК РСФСР. В 1953 году эту территорию серьёзно пополнили амнистированные. Туда же во время Олимпиады-80 выселяли всех неблагонадёжных. Накануне открытия Олимпиады под «зачистку» в Москве попали около 50 тысяч «антиобщественных элементов» — попрошаек, алкоголиков и дебоширов, в административном порядке временно «выдворенных за 102 километр».
На 101-м километре от Москвы расположены Александров и Покров (Владимирская область), Балабаново и Белоусово (Калужская область), Егорьевск, Коломна, Шатура, Орехово-Зуево, Зарайск, Волоколамск, Можайск, Руза, Талдом, Ступино (Московская область)[5]. 101 километр трактовался не строго геометрически в виде круга радиусом 102 км с центром на Красной площади, а в виде перечня населённых пунктов, ближе которых селиться было запрещено. При этом, например, до Балабанова от Красной площади всего 86 км (по прямой).
В каждом конкретном случае 102-й километр для репрессированных уточнялся индивидуально, так, например, в паспорте одного из опрошенных в рамках Гарвардского проекта стоял запрет на проживание «в крупных городах, на Кавказе и в любых промышленных районах»
Более того, если кто-нибудь был на могиле у Ахматовой... Этот огромный крест, у него была, знаешь, наверху была такая багажная установка, и он вёз сам этот крест и установил его.
Я тоже была два раза на этом кладбище, в Комарово. А рядом у нас огромный дом отдыха ВТО и дом отдыха кинематографистов. И квартира, и дача Соловьёва-Седова. И я на лыжиках поехала и, конечно, навестила, даже написала юношеские стихи, посвящённые Ахматовой.
Поэтому Алексей доделывал машину, он её любил. Вот знаешь, как любят дорогого человека, «Дорогой мой человек», только у него вот машина была всегда в порядке. Он её доделал своими руками.
А потом автомобиль, это был такой, знаете, это был клуб. Это была такая субкультура, владельцы автомобилей узнавали друг друга издалека, общались, обменивались опытом, готовы были прийти на помощь друг другу вне зависимости от звания, заслуг.
«Дорогой мой человек» — советский цветной фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1958 году режиссёром Иосифом Хейфицем по мотивам романа Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» с привлечением сюжетного материала, в дальнейшем воплотившегося в романы «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за всё». Премьера фильма в СССР состоялась 7 августа 1958 года.
Военный врач-хирург Владимир Устименко — человек долга и чести, предан делу, которому служит, и одной-единственной любви, которую проносит через всю свою жизнь: Варвара Степанова — взбалмошная девчонка, мечтавшая стать великой актрисой, но ставшая в итоге геологом. Война жестоко вмешивается в судьбы героев и ещё больше запутывает их отношения. После долгой и неожиданной разлуки герои впервые встретятся во фронтовом госпитале, где врач Устименко будет оперировать не приходящую в сознание тяжелораненую пациентку Степанову.