Продолжу рассказ об индивидуальной терапии проблем пищевого поведения (РПП) с истории Екатерины, которая старадала от неконтролируемых перееданий. Что послужило их причиной, с какими сложностями мы столкнулись в работе с ней и каких результатов удалось достичь – читайте в этой статье. Начало статьи: https://dzen.ru/a/aBzE_OG-Ug2ftutt
Екатерина, 41 год (имя изменено, публикуется с согласия клиента)
Екатерина очень беспокоится по поводу лишнего веса. При росте 172 см она весит 92 кг. Она стесняется своего тела, старается не выходить на улицу, избегает встреч с друзьями.
Признается, что скрывает от родственников огромное пристрастие к сладкому. Ее любимое времяпрепровождение – есть торт или сладкий рулет под захватывающий сериал, пока никого нет дома. Когда она говорит об этом, у нее светятся глаза. Она признается, что сладости для нее как наркотик. Они дают ей возможность провести время в тишине и спокойствии, “чтобы никто не трогал, не дергал”, наедине с собой.
Муж ругает Екатерину за пищевые привычки и требует соблюдать диету. Что она послушно и делает. Но только когда он дома.
Екатерина убеждена, что если бы не ела и не успокаивала себя так, не смогла бы пережить тяжелые события в жизни: смерть мамы, тети, предательство друзей, кражу ценных вещей.
У Екатерины были неоднократные попытки сбросить вес. Она занималась с нутрициологом, благодаря чему похудела на 23 кг. Вес продержался полгода. Но после выхода на работу, где стрессовые ситуации происходили каждый день, она снова набрала 19 кг всего за 4 месяца. Бросила работать с нутрициологом, потому что поняла, что больше не может придерживаться рекомендуемого рациона и обманывает, не говоря, что ест на самом деле.
Убеждена, что устойчиво сбросить лишние килограммы ей мешает любовь к сладкому. Но зависимость от него настолько сильна, что Екатерина не может с этим справиться.
Психотерапия
Мы начали работу с Екатериной с обсуждения ее сценарии компульсивного и импульсивного переедания.
При этом потребовалось много времени, что связать в сознании Екатерины одно с другим: тягу к перееданию и ситуации, ему предшествующие.
Сначала она утверждала, что импульс к перееданию приходит внезапно: “просто захотелось”, “просто подумала”, “не знаю, почему так произошло”, “торт как-то сам оказался около меня и я начала его есть”.
Екатерина призналась, что сама мысль о сладком вызывала у нее “предорганизмическое” состояние. И если она начинала об этом думать, то уже не могла остановиться, ей нужно было съесть вожделенное сладкое до конца!
Оказалось, что к перееданию приводили: тяжелые мысли о необходимости выходить на работу и нежелание погружаться в деловые отношения и ситуации; периоды затишься, когда “все наконец оставляли в покое” – дети на занятиях или спят, мужа нет; воспоминания о горестных событиях в жизни; ссоры с мужем и желание сделать ему что-то назло.
Екатерина, думая об этом, как правило, ощущала внутреннюю опустошенность, безнадежность и гнев, ненависть к себе такой – сдавшейся и располневшей.
Екатерина искренне верила в свою убеждение, что еда – это единственная возможность получить удовольствие и по-настоящему расслабиться и со временем перестала искать другие способы.
Мы постарались вспомнить, чем она занималась в прошлом. Ведь переедания и лишний вес пришли только с рождением детей, стрессами на работе, ухудшением отношений с мужем. Екатерина вспомнила, что раньше любила ходить на танцы, фотографироваться, посещала обучающие курсы, много виделась с друзьями и часто просто забывала поесть: “Удивительно, как это мало для меня значило!”/еда/
Она поняла, что сейчас к перееданию привело ощущение застоя, страх выбраться из своего пространства, перестроить отношения с близкими, одиночество. Много нереализованных потребностей, которые приходилось заглушать с помощью еды.
Параллельно с обсуждением пищевого поведения затрагивались и другие проблемы. Екатерина плакала каждую сессию, вспоминая смерть мамы и тети, непритные ситуации на работе, когда друзья буквально подставили ее.
Екатерина смогла прожить эти эмоции на сессиях и получить навык их проживания с самой собой и с близкими людьми. Отреагирование негативных эмоций позволило перевести Екатерину с решения проблем с помощью еды на решение проблем с помощью принятия своих переживаний, понимания своих потребностей и поиска путей их действительного, а не замещающего удовлетворения.
Она смогла проговорить некоторые проблемы с мужем, который был авторитарным человеком и часто навязывал свою волю, не оказывая Екатерине никакой моральной поддержки. Она поняла, что испытывала сильный гнев по отношению к нему и не разрешала себе его выразить, чтобы не испортить отношения.
Она перестала бояться выйти на работу. Мы проработали ее возможности справляться со стрессом на работе, которых оказалось гораздо больше, чем она считала, и страх набрать таким образом килограммы ушел. Екатерина вышла на работу на неполный рабочий день, имея возможность одновременно заниматься делом, которое было ей по душе, и проводить время с детьми, водить их на кружки, заниматься своими хобби и т.д.
В результате:
- у Екатерины пропали переедания сладким. Она начала хорошо видеть связь между своим эмоциональным состоянием и перееданием, что раньше практически отсутствовало.
- Она научилась идентифицировать свои эмоции, переключаться с мыслей о еде на другие занятия. Вес стал постепененно снижаться.
- Екатерина освоила способы снижать психологическое напряжение: выражать гнев в экологичной форме, позволять себе переживать горе, открыто разговаривать с близкими, снижать для себя стрессовую обстановку на работе, отставивать свои границы, вести себя более уверенно.
- Екатерина смогла уйти от пустоты, которая образовалась в ее жизни, и заполнить ее приятными, радующими занятиями, которые помогали ей развиваться и чувствовать себя в потоке жизни, а не вне ее.
В следующей статье - история Марии...
Пишите комментарии и рассказывайте о своих проблемам с едой или как вы сумели с ними справиться. С удовольствием отвечу на вопросы здесь и в своем ТГ-канале: https://t.me/zerkalo_now
Личные сообщения можно направлять сюда: https://t.me/Kaminskaya_Natalia