Корневой соул-фанк на обочине потребностей широких масс в формате "сделайте нам красиво-кайфово"...
***
Подробности сериала "Альбомы 1975 года" - в предисловии к первой заметке, посвященной Stampede, пластинке группы The Doobie Brothers, в апреле ей исполнилось 50 лет.
Продолжаем отмечать музыкальные достижения 1975-го. На дворе был май, и сегодня - полувековой юбилей второго альбома из этой великолепной пятерки, они выходили один за другим в апреле, мае, июле, августе и сентябре полвека назад.
Вспоминаем и слушаем пластинку There's No Place Like America Today Кёртиса Мэйфилда.
***
Curtis Mayfield (1942-1999) - один из самых узнаваемых гитаристов, мультиинструменталист, первоклассный аранжировщик и продюсер, автор-лирик-вокалист, первопроходец фальцетных высот. Его песни живые, они дышат, несут свет.
В плане музыкальной исключительности Мэйфилда можно сравнить с Джей Джей Кейлом (J. J. Cale). Два великих гитариста, владеющие секретами мелодического смысла. Тонкие стилисты, перфекционисты студийного звука. Братья по духу, разница в цвете кожи, один - черный, другой - белый.
Песни Кейла будто созданы для сборников, анталогий и прочих "the best". Поэтому я редко слушаю Джей Джея альбомами, чаще прочих - Grasshopper (1980) и "Сессия в Райских студиях, Лос-Анджелес" (1979), живая запись с участием Леона Рассела.
В этом еще одно сходство с Мэйфилдом: у черного собрата в каждом альбоме найдется несколько песенных шедевров, но так, чтобы поглощать собрания его сочинений целиком, пластинка за пластинкой, у меня не получается. Из сольной дискографии Кёртиса, насчитывающей более двух десятков названий, с удовольствием переслушиваю записи 70-х и точно эти два альбома:
1. Последний прижизненный "Новый мировой порядок" (1996), который парализованный Мэйфилд записывал лежа, "позволяя гравитации воздействовать на его грудь и лёгкие" (wiki). Есть на Яндекс-музыке.
2. Альбом There's No Place Like America Today - "Нет места лучше, чем Америка сегодня", герой нашей заметки. Название как пример горькой иронии, сарказма.
***
В СССР-России было и есть немало поклонников соул-фанк-рока. Начало положил Джими Хендрикс и его черный Band Of Gypsys, продолжили Стиви Уандер, "Парламент"-"Фанкаделик", O'Joys, Temptations, Undisputed Truth, Чака и Rufus, Earth, Wind & Fire, Mother's Finest, я уже не говорю о более "попсовых" ребятах типа Майкла Джексона и Принса. Так первопресс классики жанра Innervisions (1973) Стиви Уандера, если постараться, можно отыскать в приличном состоянии на просторах маркет-плейсов РФ, не говоря уже о более поздних переизданиях.
Винил и компакты Мэйфилда всегда были в дефиците, "не зашло" его творчество в наше Отечество, лучший период (70-е) представлен редкими экземплярами или отдельными треками в сборных солянках. Изысканный корневой соул-фанк оказался на обочине потребностей широких масс в формате "сделайте нам красиво-кайфово" (хард-ово, прог-ово, диско-во, сладко-во от Sweet и т.д.).
В интернете есть There's No Place Like America Today, виниловый "японец" за 8000 рублей без OBI в состоянии NM, как утверждает продавец. Вот, пожалуй, и все, если вы не фанат переизданий и заказов вслепую на том же "Мешке": 100-процентная предоплата плюс многомесячное ожидание. Доедет, не приедет - чёрт его знает, никаких гарантий.
There's No Place Like America Today
В летописи популярной музыки трудно найти более органичный вокально-инструментальный союз, чем песни альбома There's No Place..., где фальцет и плетущие кружева гитарные соло дополняют, усиливают, продолжают друг друга.
В примечаниях указаны имена трех гитаристов без разбивки по трекам. Кёртис Мэйфилд, Гэри Томпсон, участник студийного бэнда КМ, и знаменитый сессионщик Фил Апчёрч. После внимательного прослушивания становится ясно, что роль лидер-гитариста во всех треках играет сам Мэйфилд.
Фальцет Кёртиса ярко подсвечен коллективным озарением всех участников записи - гитары, ритм-секция, клавиши, духовые, бэк-вокалистки. Не пластинка - мастерская по изготовлению изяществ и красот, настоящий мастер-класс в стиле соул-фанк!
Альбом "Нет места лучше, чем Америка сегодня" - неизвестная большинству слушателей вершина 70-х, пристанище для страждущих насладиться очарованием черной музыки без оглядки на критиков и дядю Васю с барахолки, который полвека цветет махровым цветом (хард-рок и точка!) и никак не может отцвести.
Обложка и название альбома
В 1937 году фотограф Маргарет Бурк-Уайт сделала снимок вереницы чернокожих, пострадавших от наводнения в Луисвилле (штат Кентукки). Люди стоят в очереди за "гуманитаркой" на фоне рекламного щита с изображением белой семьей и слоганами "Самый высокий уровень жизни в мире" и "Нет ничего лучше американского пути". Жизнь у тех, кто в авто, явно удалась.
Эта фотография стала одним из символов Великой депрессии в США (1929-1939):
При оформлении пластинки There's No Place Like America Today черно-белое произведение фотоискусства было представлено в цвете, очередь развернули в обратную сторону, актуализировали слоган: просто Америка, без всяких там "путей-дорог".
К последнему переизданию альбома на виниле (2021) прилагается печатная гравюра альтернативной обложки:
В очереди - люди разного цвета кожи, не только черные, в медицинских масках. Была дюжина, осталось всего пять человек. Где другие, заболели и умерли или держат дистанцию? Атиковидный подтекст картинки очевиден. Сверху нависает рекламный плакат с изображением тогдашнего президента США.
По правую руку от "сонного Джо" (он за рулем) - вице-президентша Камала, позади - еще какие-то известные в Штатах персонажи из числа активистов и подручных Байдена, для которых, действительно, нет места лучше, чем сегодняшняя Америка. Жизнь удалась.
Большинство прочих разноцветных американцев уже не в счет.
Всех с Праздником! Да пребудет с нами добрая сила Победы!
Пять альбомов-1975. Начало начал
Пять альбомов-1975. Гимн второму дыханию
Пять альбомов-1975. Золотой юбилей абсолютной классики рока
Альбом-2025. Карта музыкальной ДНК
Mother's Finest: раскаленный до бела черный хеви-фанк
J. J. Cale - Grasshopper. Рок-классика 40-летней выдержки
Эрик Клэптон - альбом Pilgrim. Когда печаль красива и светла
Самые узнаваемые гитаристы. Последние из гигантов
Умер ключевой игрок. Бесконечности Дикки Беттса
Приключения горячего эстонца Прийта Хыбемяги в Сибири