Вы когда-нибудь слышали о народе, чьи женщины превосходили мужчин ростом и силой? До начала XX века в селениях Курской губернии обитала удивительная этнографическая группа русских людей - саяны.
Они селились в низинах вдоль левого берега реки Сейм, на притоках Тускари и Рати, а также на правом берегу Оскола. Их поселения, как правило, прятались от посторонних глаз неподалёку от воды - словно сама природа укрывала этот необычный народ от внешнего мира.
Что же выделяло саян среди соседей-великороссов и украинцев? Буквально всё! Не только своеобразная одежда и сказания, но прежде всего - внешность. Представьте себе: высокие, светловолосые люди с непременно серыми или голубыми глазами, характерными носами, узкими лицами и вытянутой формой головы. А женщины... женщины часто оказывались выше мужчин!
"Они сложены на диво прочно и устойчиво и обладают замечательной физической силой" - такие восхищенные описания оставили ученые, изучавшие этот народ.
В своих рассказах о происхождении саяны упоминали, что некогда были "монастырскими крестьянами", пока "Екатерина-матушка" не даровала им свободу, превратив в оброчных. К 1880-м годам их оставалось около 25 тысяч человек. А потом... потом произошло то, что часто случается с малыми народами - саяны полностью растворились среди жителей Курской губернии, став частью великого русского народа.
Откуда же взялось это необычное название? Здесь мнения ученых расходятся. Известный российский исследователь Дмитрий Константинович Зеленин предполагал, что "саяны" - это искаженное слово "себя", превратившееся в "сая". Звучит странновато, не правда ли?
Другие ученые XIX века связывали название с особым женским сарафаном - "саяном". Этот наряд шился без рукавов из черной ткани, украшался по швам золотым или серебряным позументом. Поверх саяна женщины надевали холщовый "запон" - фартук, который подвязывали подмышками, что, надо сказать, совершенно не украшало фигуру.
Впрочем, некоторые исследователи считают эту версию сомнительной. И правда - обычно если народ называют по элементу одежды, то это одежда мужская, а не женская. Вспомним хотя бы упомянутых Геродотом "меланхленов" ("чернокафтанников") или "черные клобуки" из летописей Нестора. Возможно, всё было как раз наоборот - сначала появилось название народа, а потом так стали называть характерный для них сарафан.
История происхождения этого народа окутана тайной. Существует несколько теорий, каждая со своими аргументами. Этнограф Н. Добротворский в своем очерке "Саяны" настаивал, что они представляли собой "особую народность", "этнографическую ветвь". Он отмечал их разительное отличие "от хохлов и русских" - в одежде, сказках, песнях, да и в самом названии. По его мнению, если бы саяны были просто этнографической группой русских, они давно бы растворились среди великороссов, ведь жили с ними бок о бок с давних времен.
Одна из версий гласит, что саяны - это белорусы, пришедшие в эти места "ради нужды и горя", отчего и получили второе название - "горюны". Любопытно, что сами саяны это отрицали! По их словам, прозвище "горюны" они получили просто потому, что пережили много горя.
Была и экзотическая версия "местного деятеля" Е. Л. Маркова, считавшего саян финно-угорским племенем, закупленным монастырями во времена крепостного права и переселенным в Курскую губернию с берегов Волги. Правда, никаких доказательств этой гипотезы приведено не было.
Сам Добротворский склонялся к мысли, что саяны - древнейшие жители губернии, ведь они занимали самые лучшие земли возле рек. Скорее всего, народ образовался в результате смешения домонгольского славянского племени северян с беглыми белорусами и литовцами из Великого княжества Литовского, искавшими в этих краях лучшей доли.
Но жизнь здесь была далеко не райской. Долина реки Сейм постоянно привлекала степняков, устраивавших разорительные набеги. После уничтожения этих земель Батыем, их завоевал кипчакский хан Нагай, превративший Курск в руины на целых 360 лет! Вплоть до начала XVIII века Посемье страдало то от татар, то от поляков. Возможно, именно эти суровые испытания сделали саян такими стойкими, мужественными и храбрыми.
Когда местные крестьяне попали в зависимость от монастырей, их обособленность только усилилась, что и позволило создать уникальную культуру, непохожую на соседскую.
Поразительно, но все этнографы единодушно отмечали необыкновенную чистоплотность саян. Их дома были похожи на жилища великороссов, однако ни один саян не согласился бы жить в уединении - они предпочитали многолюдность и даже тесноту! Жили дружно, избегали ссор, тщательно следили за детьми.
Одежда саян - настоящий этнографический феномен. И мужчины, и женщины предпочитали черный цвет, реже - серый или темно-коричневый. В будни женщины носили шерстяные юбки в клетку или с красной каймой по низу, рубахи расшивали цветными нитями, а голову покрывали повойником. В праздники же... О, в праздники саянки преображались! Надевали юбки, расшитые золотом и серебром, украшали голову сорокой (разновидностью кокошника) и "подзатыльником", богато украшенным бисером или даже жемчугом.
Девушки носили те самые знаменитые сарафаны-саяны, покрывая голову простыми платочками. В праздничные дни поверх сарафана надевали расшитый шерстью фартук, а голову украшали "венком" - широкой красной лентой.
Речь саян тоже звучала необычно - они "когокали", отчетливо произнося звук "г" с напором на "о", вместо "ц" говорили "с", и, что удивительно, почти не жестикулировали при разговоре.
Основой жизни саян были землепашество и овцеводство. И вот здесь проявлялась, пожалуй, самая удивительная черта этого народа - статные и сильные саянские женщины часто везли на себе весь воз крестьянских забот! Сравнение женщины с лошадью "Баба - лошадь!" или "Баба - конь!" считалось высшим комплиментом. Представляете?
Мужчины же, как ни странно, физической силой не отличались - были хиловаты и слабоваты. Зато их называли "промышленниками"! Они часто уезжали в город на заработки, нанимаясь приказчиками, извозчиками, трактирными служками, лакеями. Добротворский характеризовал их как "не любящих физический труд, умственных людей". Удивительно, но среди саян грамотных было больше, чем в среднем по губернии: 7% против 5,7%.
К концу XIX века самобытность саян начала угасать. Они стали перенимать у великороссов манеру одеваться (особенно мужчины), начали "откалываться от мира", и в итоге полностью утратили свою удивительную самобытность. Так исчез с этнографической карты России один из самых необычных народов - саяны, где женщины могли похвастаться недюжинной силой, а мужчины предпочитали интеллектуальный труд физическому.
Хотите узнать больше о необычных уголках планеты и погрузиться в традиции далеких народов? Подписывайтесь на канал, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по культуре, обычаям и самым удивительным историям! 🌍
Друзья, если вы хотите поддержать наш канал, вы сможете сделать это по специальной ссылке! Это помогает каналу расти и публиковать для вас больше увлекательных, интересных и невыдуманных историй.