Найти в Дзене

ВОЗВРАЩЕНИЕ КАПИТАНА. ЛЕДОКОЛ «КРАСИН» В ГОД ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Долгое время о судьбе ледокола «Красин» на заключительном этапе войны ничего не было известно, и период 1944-1945 годов в истории ледокола был совершенно не изучен. До недавнего времени все работы по истории ледокола, описывая период войны, завершались на том, что в марте 1944 года «Красин» был отправлен на помощь пароходу «Белоруссия», чтоб взять его под проводку через пролив Лаперуза. Однако встреча судов так и не состоялась. Как выяснилось позднее, пароход подвергся торпедной атаке торпедой американской подводной лодкой SS-381 Sand Lance (Песочное копье), которая приняла судно за японское. И на этом боевая эпопея ледокола резко прерывалась. Дальше авторы обобщающих исследований по истории «Красина» говорили уже о послевоенном периоде. Такая недосказанность была связана с тем, что учёными использовались лишь воспоминания участников событий: старшего помощника капитана Николая Александровича Мерта «“Красин” в боевом походе», а также глава из книги Г. А. Руднева «Огненные рейсы», являю

Долгое время о судьбе ледокола «Красин» на заключительном этапе войны ничего не было известно, и период 1944-1945 годов в истории ледокола был совершенно не изучен. До недавнего времени все работы по истории ледокола, описывая период войны, завершались на том, что в марте 1944 года «Красин» был отправлен на помощь пароходу «Белоруссия», чтоб взять его под проводку через пролив Лаперуза. Однако встреча судов так и не состоялась. Как выяснилось позднее, пароход подвергся торпедной атаке торпедой американской подводной лодкой SS-381 Sand Lance (Песочное копье), которая приняла судно за японское.

И на этом боевая эпопея ледокола резко прерывалась. Дальше авторы обобщающих исследований по истории «Красина» говорили уже о послевоенном периоде. Такая недосказанность была связана с тем, что учёными использовались лишь воспоминания участников событий: старшего помощника капитана Николая Александровича Мерта «“Красин” в боевом походе», а также глава из книги Г. А. Руднева «Огненные рейсы», являющаяся по сути пересказом воспоминаний 2-го помощника капитана Николая Фёдоровича Инюшкина. Интересно, что рассказ о работе «Красина» в 1945 году присутствовал в первоначальном варианте книги Н. А. Мерта. Как нам рассказал его сын Владимир Николаевич, изначально книга была вдвое больше выпущенного в 1976 году издания, но по каким-то соображениям при издании воспоминаний последние главы книги оказались пропущены.

Автобиография Н. Ф. Инюшкина. 22 января 1970 г.
Документ из фондов музея «Ледокол «Красин»
Автобиография Н. Ф. Инюшкина. 22 января 1970 г. Документ из фондов музея «Ледокол «Красин»

Портрет Н. Ф. Инюшкина. 3 июня 1941 г.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Портрет Н. Ф. Инюшкина. 3 июня 1941 г. Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»

Реконструировать путь ледокола в период осени 1944-1945 годов удалось лишь в последние 5 лет. Как выяснилось, «Красин» в конце войны совершил второе плавание в США для ремонта. Интересно, что обсуждение возможности о втором плавании ледокола в Америку во Владивостокском морском арктическом пароходстве начались с августа 1942 года, то есть вскоре после прибытия в СССР, снова стали говорить, что проведенный ремонт недостаточен и ледокол нужно опять отправить в США. На совещании, организованном начальником пароходства 8 августа, был разработан план работы ледоколов на 1943 год, по которому «Красину» было составлено следующее расписание (бюджет времени):

1 января-15 марта – эксплуатация,

15 марта-15 мая – ремонт,

15 мая-1 июня – отстой,

1 июня-15 октября – арктическое плавание,

1 ноября-31 декабря – заграничный капитальный ремонт.

Однако в 1943 году заграничный ремонт так и не состоялся, и плавание в США для проведения ремонта было перенесено на конец 1944 года.

Летнюю навигацию 1944 года «Красин» завершил 14 октября, прибыв в порт Провидения на Чукотке. В разработанном во Владивостокском пароходстве плане арктической навигации 1945 года предполагалось, что ремонт завершится 17 июня 1945 года, и дальше расписывалось, что ледокол должен будет вернуться в порт Провидения. С открытием летней навигации «Красин» возьмет под проводку 10 июля пароходы «Александр Невский» и «Декабрист», доведёт их до трассы Северного морского пути, а потом с ледоколами «Анастас Микоян» и «Адмирал Макаров» будет обеспечивать проводку судов по трассе СМП.

Для плавания в США нужно было срочно найти опытных штурманов, имевших разрешение на плавания за рубеж и ранее ходивших в США. Одним из них был молодой штурман Иван Максимович Скорбич. О его удивительной судьбе рассказал большой друг музея, председатель Комитета защиты ледокола «Красин» Анатолий Владимирович Букшев.

Капитан И. В. Скорбич (в центре) и главный инженер «Красина» А. В. Букшев (слева) на борту ледокола. 31 марта 2005 г.
Фотография из личного архива А. В. Букшева
Капитан И. В. Скорбич (в центре) и главный инженер «Красина» А. В. Букшев (слева) на борту ледокола. 31 марта 2005 г. Фотография из личного архива А. В. Букшева

И. М. Скорбич родился 17 сентября 1916 года в семье сербских переселенцев в селе Васильевка Приморской области. С марта 1941 года он работал вольнонаёмным на новейшем легком крейсере «Максим Горький» в составе Краснознаменного Балтийского флота, где служил до 1 февраля 1944 года. В том же году он был командирован на «Красин».

8 декабря из порта Провидения начали путь для ремонта в США ледокол «Красин» (капитан М. Г. Марков), СКР-18 (мобилизованный ледорез «Ф. Литке», командир А. И. Ветров) и буксир «Якутия» (капитан Я. П. Легздин). И СКР-18, и «Якутия» постоянно застревали в тяжелых льдах, поэтому «Красин» все время возвращался для их откалывания, кроме того, буксир начинал сильно обмерзать, если температура опускалась ниже 20 градусов. В итоге ледорезу пришлось вернуться в порт Провидения, а «Красин» и «Якутия» 25 декабря смогли достичь Порт-Анджелеса (штат Вашингтон), откуда «Красин» продолжил путь в Сиэтл, а «Якутия» – в Портленд. До прибытия в США ледокола «Красин» переговоры о его ремонте вёл представитель ГУСМП в США А. С. Колесниченко, которому так и не удалось согласовать смету расходов на предполагавшийся капитальный ремонт с американской стороной.

Плавания ледокола «Красин» в 1944-1945 гг.
Создатель карты А. О. Андреев
Плавания ледокола «Красин» в 1944-1945 гг. Создатель карты А. О. Андреев

В Сиэтле ледокол был поставлен в док, осмотрен американскими специалистами, которые выявили серьезный износ котлов, машины, палубы, наружной части корпуса, определили, что судно нуждается в замене 30 тыс. заклепок. А. С. Колесниченко и капитану М. Г. Маркову, встретившим отказ со стороны США на проведение капитального ремонта, пришлось сократить объём работ до самых основных и урезать расходы по бюджетной ведомости с 5 до 1,5 млн долларов.

Ремонтные работы начались 5 февраля 1945 г. (палуба, машина, котлы, наружная часть корпуса).

Сертификат на уплату пошлины ледоколом «Красин» (Сиэтл). 27 декабря 1944 г.
Документ из фондов музея «Ледокол «Красин»
Сертификат на уплату пошлины ледоколом «Красин» (Сиэтл). 27 декабря 1944 г. Документ из фондов музея «Ледокол «Красин»

Спустя неделю произошла смена капитана. М. Г. Марков был вынужден покинуть «Красин», которым он руководил с самого начала Великой Отечественной войны. По программе ленд-лиза Советскому Союзу передавался новейший дизель-электрический ледокол «Северный полюс», построенный в сентябре 1944 г. в Сан-Педро (штат Калифорния) для Береговой охраны США. М. Г. Маркову предстояло переправить судно на Дальний Восток. Вместе с капитаном на «Северный полюс» перешла часть команды советского ледокола.

Новым капитаном ледокола «Красин» стал Александр Иванович Ветров, ранее уже бывший капитаном этого судна в 1940-1941 гг. Именно под его руководством находился «Красин» в ходе второго ремонта в Сиэтле. В 22 ч 8 мая 1945 года радист ледокола Илларион Неофидович Мяндин принял радиограмму из Вашингтона о завершении войны и «прекращении огня на европейском континенте».

Фотопортрет старшего лейтенанта А. И. Ветрова. 1943–1945 гг.
Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»
Фотопортрет старшего лейтенанта А. И. Ветрова. 1943–1945 гг. Фотография из фондов музея «Ледокол «Красин»

Трубка курительная со съемной чашей капитана ледокола «Красин» А. И. Ветрова. 1940–1960-е гг. Предмет из фондов музея «Ледокол «Красин».
Трубка курительная со съемной чашей капитана ледокола «Красин» А. И. Ветрова. 1940–1960-е гг. Предмет из фондов музея «Ледокол «Красин».

План ремонта был нарушен всего на 2 дня (завершились работы 19 июня), но из-за этого «Красин» вышел в плавание только 21 июня и не успел к открытию летней навигации, прибыв в порт Провидения 4 июля. В итоге ледокол исключили из участия в навигации и передали в ведение штаба Тихоокеанского флота. Ледоколу необходимо было перейти в посёлок Советская Гавань для обслуживания работ боевых кораблей Тихоокеанского флота.

С началом Советско-японской войны 9 августа 1945 г. «Красин» снова был мобилизован и вошёл в состав Тихоокеанского флота, но непосредственного участия в боях против Японии ледокол не принимал, обеспечивая доставки полезных грузов. Помимо «Красина» на время войны в отряд ледоколов Тихоокеанского флота перешли новейшие дизель-электрические ледоколы «Адмирал Макаров» и «Северный Полюс», линейные ледоколы «Л. Каганович» и «А. Микоян», портовые ледоколы «Давыдов», «Добрыня Никитич», «Казак Хабаров», ледокольный пароход «Монткальм», ледорез «Ф. Литке» и пароход «Анадырь».

3 сентября после подписания Акта о капитуляции Японии все ледоколы были демобилизованы. В сентябре во Владивостоке с ледокола «Красин» было демонтировано все вооружение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1945 г. о награждении работников ГУСМП «за успешное выполнение заданий правительства и самоотверженную работу по освоению Северного морского пути в дни Отечественной войны» были награждены члены команды ледокола «Красин».

Орден Красного Знамени

А.И. Ветров, капитан

Орден Отечественной войны II ст.

П.Н. Ткаченко, помполит

Орден Красной Звезды

  • Ф.Ф. Ляшко, штурман
  • П.П. Чукур, старший механик
  • Ф.Ф. Иванюк, старший машинист
  • А.К. Медов, старший машинист
  • С.С. Дыров, кочегар 1-го класса
  • И.Е. Чураков, кочегар 2-го класса
  • В.П. Непомнящий, кочегар 1-го класса

Орден «Знак Почёта»

  • В.А. Попинако, ст. помощник
  • А.С. Леонов, сперрист
  • А.Г. Хворостин, 4-й механик
  • Р.К. Карклин, ст. кочегар
  • Э.А. Кирс, ст. кочегар
  • И.П. Регент, машинист 1-го класса

Медаль Нахимова

  • К.П. Кардай, заврадио
  • И.Р. Сажинов, электрик
  • И.Т. Геец, кочегар 1-го класса
  • И.Н. Шулаков, кочегар 2-го класса
  • А.А. Харченков, кочегар
  • Л.М. Игнатьев, комендор
  • К.П. Байдаков, краснофлотец

Медаль «За трудовую доблесть»

  • Г.Е. Щетинин, радист
  • С.У. Губенко, матрос 1-го класса
  • Е.П. Никифоров, машинист 1-го класса
  • В.В. Песочин, ст. машинист
  • С.И. Буцей, ст. машинист

Что касается Ивана Максимовича Скорбича, то он покинул «Красин» раньше, но 10 августа 1945 года будучи 4-м помощником капитана парохода Указом Президиума Верховного Совета СССР «за успешное выполнение заданий правительства по доставке и обработке импортных грузов для нужд фронта и народного хозяйства» был удостоен медали «За боевые заслуги». Позднее он также награждался орденом Отечественной войны II ст. (6 апреля 1985 года) и юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2004 год).

В послевоенный период Иван Максимович стал капитаном дальнего плавания, работал на Дальнем Востоке. Одним из судов, на котором непродолжительное время он был капитаном, был прославленный «Витязь». Как вспоминает А. В. Букшев: «Скорбич заменил штатного капитана “Витязя” в одном непростом рейсе на Дальнем Востоке. А рейс был какой-то очень важный и секретный, а штатный капитан почему-то не мог в нем участвовать».

НИС «Витязь» (Флагман советского экспедиционного флота 1950–1960 гг.). 1985 г.
НИС «Витязь» (Флагман советского экспедиционного флота 1950–1960 гг.). 1985 г.

Модель из фондов музея-заповедника «Музей Мирового океана»

В последние годы существования СССР И. М. Скорбич жил в Латвии и работал капитаном-наставником Латвийского морского пароходства.

В 1994 году в самом начале пути ледокола «Красин» по музеефикации, спустя ровно полвека после своего первого прибытия на борт легендарного судна Иван Максимович вновь вернулся на ледокол уже в качестве капитана! Время 1994-1995 ода. в преддверии 50-летия Великой Победы было особым в истории «Красина», все руководство – и капитан ледокола, и директор музея были фронтовиками, участниками Второй мировой войны. Директор музея того времени Лев Юльевич Бурак прошёл Великую Отечественную войну с июня 1941 до 1945 годов от рядового до лейтенанта 63-го отдельного пулемётного артиллерийского батальона.

Капитан И. М. Скорбич на борту ледокола «Красин» в праздник 31 марта 2005 г.
Капитан И. М. Скорбич на борту ледокола «Красин» в праздник 31 марта 2005 г.

Фотография из личного архива А. В. Букшева

К сожалению, проработал И. М. Скорбич капитаном очень недолго – уже в 1995 году он покинул ледокол и ушёл на пенсию, но получил звание Почётного капитана «Красина». В последующие годы он очень часто приходил в музей на собрания Клуба друзей ледокола «Красин», объединявшего известных красинцев и их потомков. Умер капитан 1 апреля 2009 года.

PS Если вы знаете какие-то дополнительные подробности о жизни Ивана Максимовича Скорбича или знакомы с его потомками — сообщите, пожалуйста, в комментариях или в сообщениях группы.

Список источников и литературы:

Бронников В. Л. Ледокол «Красин» в годы Великой Отечественной войны. — СПб: Гангут, 2020. — 262 с.

Восточная Арктика. 1945. 6 ноября.

Капитан «Красина» в 1994–1995 гг. Иван Максимович СКОРБИЧ. URL: https://vk.com/topic-128513815_34345943?offset=40

Мамаев Л. Б. Легендарный ледокол «Красин» и не только. — СПб.: СУПЕР Издательство, 2024. — 148 с.

Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе. — Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1976. — 176 с.

Указ Президиума ВС СССР «За успешное выполнение заданий правительства по доставке и обработке импортных грузов для нужд фронта и народного хозяйства» от 10.08.1945 // ГАРФ. Ф. Р7523. Оп. 4. Д. 394.

Ледоколы
7779 интересуются