Долгое время о судьбе ледокола «Красин» на заключительном этапе войны ничего не было известно, и период 1944-1945 годов в истории ледокола был совершенно не изучен. До недавнего времени все работы по истории ледокола, описывая период войны, завершались на том, что в марте 1944 года «Красин» был отправлен на помощь пароходу «Белоруссия», чтоб взять его под проводку через пролив Лаперуза. Однако встреча судов так и не состоялась. Как выяснилось позднее, пароход подвергся торпедной атаке торпедой американской подводной лодкой SS-381 Sand Lance (Песочное копье), которая приняла судно за японское.
И на этом боевая эпопея ледокола резко прерывалась. Дальше авторы обобщающих исследований по истории «Красина» говорили уже о послевоенном периоде. Такая недосказанность была связана с тем, что учёными использовались лишь воспоминания участников событий: старшего помощника капитана Николая Александровича Мерта «“Красин” в боевом походе», а также глава из книги Г. А. Руднева «Огненные рейсы», являющаяся по сути пересказом воспоминаний 2-го помощника капитана Николая Фёдоровича Инюшкина. Интересно, что рассказ о работе «Красина» в 1945 году присутствовал в первоначальном варианте книги Н. А. Мерта. Как нам рассказал его сын Владимир Николаевич, изначально книга была вдвое больше выпущенного в 1976 году издания, но по каким-то соображениям при издании воспоминаний последние главы книги оказались пропущены.
Реконструировать путь ледокола в период осени 1944-1945 годов удалось лишь в последние 5 лет. Как выяснилось, «Красин» в конце войны совершил второе плавание в США для ремонта. Интересно, что обсуждение возможности о втором плавании ледокола в Америку во Владивостокском морском арктическом пароходстве начались с августа 1942 года, то есть вскоре после прибытия в СССР, снова стали говорить, что проведенный ремонт недостаточен и ледокол нужно опять отправить в США. На совещании, организованном начальником пароходства 8 августа, был разработан план работы ледоколов на 1943 год, по которому «Красину» было составлено следующее расписание (бюджет времени):
1 января-15 марта – эксплуатация,
15 марта-15 мая – ремонт,
15 мая-1 июня – отстой,
1 июня-15 октября – арктическое плавание,
1 ноября-31 декабря – заграничный капитальный ремонт.
Однако в 1943 году заграничный ремонт так и не состоялся, и плавание в США для проведения ремонта было перенесено на конец 1944 года.
Летнюю навигацию 1944 года «Красин» завершил 14 октября, прибыв в порт Провидения на Чукотке. В разработанном во Владивостокском пароходстве плане арктической навигации 1945 года предполагалось, что ремонт завершится 17 июня 1945 года, и дальше расписывалось, что ледокол должен будет вернуться в порт Провидения. С открытием летней навигации «Красин» возьмет под проводку 10 июля пароходы «Александр Невский» и «Декабрист», доведёт их до трассы Северного морского пути, а потом с ледоколами «Анастас Микоян» и «Адмирал Макаров» будет обеспечивать проводку судов по трассе СМП.
Для плавания в США нужно было срочно найти опытных штурманов, имевших разрешение на плавания за рубеж и ранее ходивших в США. Одним из них был молодой штурман Иван Максимович Скорбич. О его удивительной судьбе рассказал большой друг музея, председатель Комитета защиты ледокола «Красин» Анатолий Владимирович Букшев.
И. М. Скорбич родился 17 сентября 1916 года в семье сербских переселенцев в селе Васильевка Приморской области. С марта 1941 года он работал вольнонаёмным на новейшем легком крейсере «Максим Горький» в составе Краснознаменного Балтийского флота, где служил до 1 февраля 1944 года. В том же году он был командирован на «Красин».
8 декабря из порта Провидения начали путь для ремонта в США ледокол «Красин» (капитан М. Г. Марков), СКР-18 (мобилизованный ледорез «Ф. Литке», командир А. И. Ветров) и буксир «Якутия» (капитан Я. П. Легздин). И СКР-18, и «Якутия» постоянно застревали в тяжелых льдах, поэтому «Красин» все время возвращался для их откалывания, кроме того, буксир начинал сильно обмерзать, если температура опускалась ниже 20 градусов. В итоге ледорезу пришлось вернуться в порт Провидения, а «Красин» и «Якутия» 25 декабря смогли достичь Порт-Анджелеса (штат Вашингтон), откуда «Красин» продолжил путь в Сиэтл, а «Якутия» – в Портленд. До прибытия в США ледокола «Красин» переговоры о его ремонте вёл представитель ГУСМП в США А. С. Колесниченко, которому так и не удалось согласовать смету расходов на предполагавшийся капитальный ремонт с американской стороной.
В Сиэтле ледокол был поставлен в док, осмотрен американскими специалистами, которые выявили серьезный износ котлов, машины, палубы, наружной части корпуса, определили, что судно нуждается в замене 30 тыс. заклепок. А. С. Колесниченко и капитану М. Г. Маркову, встретившим отказ со стороны США на проведение капитального ремонта, пришлось сократить объём работ до самых основных и урезать расходы по бюджетной ведомости с 5 до 1,5 млн долларов.
Ремонтные работы начались 5 февраля 1945 г. (палуба, машина, котлы, наружная часть корпуса).
Спустя неделю произошла смена капитана. М. Г. Марков был вынужден покинуть «Красин», которым он руководил с самого начала Великой Отечественной войны. По программе ленд-лиза Советскому Союзу передавался новейший дизель-электрический ледокол «Северный полюс», построенный в сентябре 1944 г. в Сан-Педро (штат Калифорния) для Береговой охраны США. М. Г. Маркову предстояло переправить судно на Дальний Восток. Вместе с капитаном на «Северный полюс» перешла часть команды советского ледокола.
Новым капитаном ледокола «Красин» стал Александр Иванович Ветров, ранее уже бывший капитаном этого судна в 1940-1941 гг. Именно под его руководством находился «Красин» в ходе второго ремонта в Сиэтле. В 22 ч 8 мая 1945 года радист ледокола Илларион Неофидович Мяндин принял радиограмму из Вашингтона о завершении войны и «прекращении огня на европейском континенте».
План ремонта был нарушен всего на 2 дня (завершились работы 19 июня), но из-за этого «Красин» вышел в плавание только 21 июня и не успел к открытию летней навигации, прибыв в порт Провидения 4 июля. В итоге ледокол исключили из участия в навигации и передали в ведение штаба Тихоокеанского флота. Ледоколу необходимо было перейти в посёлок Советская Гавань для обслуживания работ боевых кораблей Тихоокеанского флота.
С началом Советско-японской войны 9 августа 1945 г. «Красин» снова был мобилизован и вошёл в состав Тихоокеанского флота, но непосредственного участия в боях против Японии ледокол не принимал, обеспечивая доставки полезных грузов. Помимо «Красина» на время войны в отряд ледоколов Тихоокеанского флота перешли новейшие дизель-электрические ледоколы «Адмирал Макаров» и «Северный Полюс», линейные ледоколы «Л. Каганович» и «А. Микоян», портовые ледоколы «Давыдов», «Добрыня Никитич», «Казак Хабаров», ледокольный пароход «Монткальм», ледорез «Ф. Литке» и пароход «Анадырь».
3 сентября после подписания Акта о капитуляции Японии все ледоколы были демобилизованы. В сентябре во Владивостоке с ледокола «Красин» было демонтировано все вооружение.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1945 г. о награждении работников ГУСМП «за успешное выполнение заданий правительства и самоотверженную работу по освоению Северного морского пути в дни Отечественной войны» были награждены члены команды ледокола «Красин».
Орден Красного Знамени
А.И. Ветров, капитан
Орден Отечественной войны II ст.
П.Н. Ткаченко, помполит
Орден Красной Звезды
- Ф.Ф. Ляшко, штурман
- П.П. Чукур, старший механик
- Ф.Ф. Иванюк, старший машинист
- А.К. Медов, старший машинист
- С.С. Дыров, кочегар 1-го класса
- И.Е. Чураков, кочегар 2-го класса
- В.П. Непомнящий, кочегар 1-го класса
Орден «Знак Почёта»
- В.А. Попинако, ст. помощник
- А.С. Леонов, сперрист
- А.Г. Хворостин, 4-й механик
- Р.К. Карклин, ст. кочегар
- Э.А. Кирс, ст. кочегар
- И.П. Регент, машинист 1-го класса
Медаль Нахимова
- К.П. Кардай, заврадио
- И.Р. Сажинов, электрик
- И.Т. Геец, кочегар 1-го класса
- И.Н. Шулаков, кочегар 2-го класса
- А.А. Харченков, кочегар
- Л.М. Игнатьев, комендор
- К.П. Байдаков, краснофлотец
Медаль «За трудовую доблесть»
- Г.Е. Щетинин, радист
- С.У. Губенко, матрос 1-го класса
- Е.П. Никифоров, машинист 1-го класса
- В.В. Песочин, ст. машинист
- С.И. Буцей, ст. машинист
Что касается Ивана Максимовича Скорбича, то он покинул «Красин» раньше, но 10 августа 1945 года будучи 4-м помощником капитана парохода Указом Президиума Верховного Совета СССР «за успешное выполнение заданий правительства по доставке и обработке импортных грузов для нужд фронта и народного хозяйства» был удостоен медали «За боевые заслуги». Позднее он также награждался орденом Отечественной войны II ст. (6 апреля 1985 года) и юбилейной медалью «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2004 год).
В послевоенный период Иван Максимович стал капитаном дальнего плавания, работал на Дальнем Востоке. Одним из судов, на котором непродолжительное время он был капитаном, был прославленный «Витязь». Как вспоминает А. В. Букшев: «Скорбич заменил штатного капитана “Витязя” в одном непростом рейсе на Дальнем Востоке. А рейс был какой-то очень важный и секретный, а штатный капитан почему-то не мог в нем участвовать».
Модель из фондов музея-заповедника «Музей Мирового океана»
В последние годы существования СССР И. М. Скорбич жил в Латвии и работал капитаном-наставником Латвийского морского пароходства.
В 1994 году в самом начале пути ледокола «Красин» по музеефикации, спустя ровно полвека после своего первого прибытия на борт легендарного судна Иван Максимович вновь вернулся на ледокол уже в качестве капитана! Время 1994-1995 ода. в преддверии 50-летия Великой Победы было особым в истории «Красина», все руководство – и капитан ледокола, и директор музея были фронтовиками, участниками Второй мировой войны. Директор музея того времени Лев Юльевич Бурак прошёл Великую Отечественную войну с июня 1941 до 1945 годов от рядового до лейтенанта 63-го отдельного пулемётного артиллерийского батальона.
Фотография из личного архива А. В. Букшева
К сожалению, проработал И. М. Скорбич капитаном очень недолго – уже в 1995 году он покинул ледокол и ушёл на пенсию, но получил звание Почётного капитана «Красина». В последующие годы он очень часто приходил в музей на собрания Клуба друзей ледокола «Красин», объединявшего известных красинцев и их потомков. Умер капитан 1 апреля 2009 года.
PS Если вы знаете какие-то дополнительные подробности о жизни Ивана Максимовича Скорбича или знакомы с его потомками — сообщите, пожалуйста, в комментариях или в сообщениях группы.
Список источников и литературы:
Бронников В. Л. Ледокол «Красин» в годы Великой Отечественной войны. — СПб: Гангут, 2020. — 262 с.
Восточная Арктика. 1945. 6 ноября.
Капитан «Красина» в 1994–1995 гг. Иван Максимович СКОРБИЧ. URL: https://vk.com/topic-128513815_34345943?offset=40
Мамаев Л. Б. Легендарный ледокол «Красин» и не только. — СПб.: СУПЕР Издательство, 2024. — 148 с.
Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе. — Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1976. — 176 с.
Указ Президиума ВС СССР «За успешное выполнение заданий правительства по доставке и обработке импортных грузов для нужд фронта и народного хозяйства» от 10.08.1945 // ГАРФ. Ф. Р7523. Оп. 4. Д. 394.