Где: Российский национальный музей музыки
Адрес: Москва, ул. Фадеева, 4
До: 15 октября 2025
Российский национальный музей музыки представляет выставку «Этот день мы приближали…» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
«За прошедшие 80 лет было много написано и сказано о Великой Отечественной войне, создано большое количество музыкальных произведений, но, наряду с общеизвестными фактами, есть и такие, о которых необходимо вспомнить и рассказать», — поделился, в преддверии открытия выставочного проекта генеральный директор Музея музыки, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Общественной палаты РФ, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.
Один из первых экспонатов выставки - авторская рукопись песни Александра Александрова «Священная война», песни, ставшей знаменем борьбы с фашистскими захватчиками.
Уже в ночь с 22 на 23 июня Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война». 24 июня стихи были продекламированы по радио знаменитым в ту пору актером Малого театра Александром Остужевым. В этот же день их опубликовали в «Известиях» и «Красной звезде», а уже 26 июня песня была исполнена на Белорусском вокзале. Репродукторы вынесли песню на вокзальную площадь, на улицу Горького, Ленинградское шоссе. По воспоминаниям очевидцев, «Священную войну» в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии на здании вокзала была установлена мемориальная доска.
«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… „Священная война“ вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму…»
Александр Александров
Комок подступает к горлу, когда видишь эту уникальную балалайку. Это авторская копия инструмента, который был сделан в 1941 году в концлагере “Витцендорф” военнопленным № 25168 Виктором Борисовичем Волковым. В первые дни войны молодой артист, недавно окончивший цирковой техникум, ушел на фронт. Он попал в плен, оказался в концлагере. Волков вспоминал, что балалайка “была сделана по требованию собственной души в тяжелейших условиях лагерной жизни, где, кроме смерти, нечего было ждать… Мне, артисту эстрады, играющему на разных музыкальных инструментах, уж очень захотелось перед смертью поиграть хоть на одной струне, услышать родную мелодию…” Корпусом балалайки послужила консервная банка, из полена был выструган гриф, из найденного телефонного кабеля сделаны струны. Балалайку узники ласково называли “баночкой”. Виктор Борисович не расставался с самодельным инструментом в течение всего пребывания в плену. Ходил по баракам, потом организовал небольшой самодеятельный коллектив, который выступал перед военнопленными. 1 мая 1942 года они попросили у коменданта разрешения устроить концерт для французских военнопленных. Праздник совпал с Пасхой, поэтому немцы согласились. В концерте Волков на “баночке” исполнил “Пиццикато” Делиба, затем запели “Катюшу”. В 1959 году на экраны вышел фильм Сергея Бондарчука “Судьба человека”, где Волков сыграл эпизод из своей собственной жизни – небольшую роль узника концлагеря, играющего на самодельной балалайке.
В Музее музыки хранится авторская партитура Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. 22 июня 1941 года композитор принимал экзамен в консерватории. Кто-то положил ему на стол записку, где было написано одно слово: «война». Шостакович сразу решил отправиться в армию, и в тот же день подал заявление на фронт, но ему отказали. Тогда Дмитрий Дмитриевич вступил в народное ополчение — строил оборонительные укрепления и противотанковые рвы, дежурил на крыше консерватории, тушил зажигательные бомбы. В августе 1941 года Шостаковичу предложили эвакуироваться, но он отказался: «Я полезнее здесь».
В сентябре 1941-го, выйдя в радиоэфир, композитор рассказал: «Я говорю с вами из Ленинграда в то время, когда у самых ворот его идут жестокие бои с врагом. Я говорю с фронта. Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового большого симфонического сочинения. … Для чего я вам это сообщаю? Для того, чтобы все знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем боевую вахту. И работники культуры так же честно, самоотверженно выполняют свой долг, как и все граждане нашей необъятной Родины. И чем лучше, чем прекраснее будет наше искусство, тем больше возрастет уверенность, что его никто никогда не разрушит.».
Налёты на Ленинград учащались, и в октябре 1941 года семью Шостаковича по специальному распоряжению правительства перевезли на самолёте в Москву, а затем в Куйбышев. Именно там была закончена Симфония №7. Работа над финальной частью шла медленно — композитор тревожился за сестру, мать, друзей, которые остались в осаждённом городе. Наконец, 27 декабря 1941 года симфония была закончена, а 5 марта 1942 года состоялась её премьера. Исполнил произведение симфонический оркестр Большого театра, эвакуированный из Москвы в Куйбышев.
На первой странице композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Благодаря этому посвящению, а также с лёгкой руки Анны Ахматовой симфонию стали называть «Ленинградской».
Ленинградские музыканты решили, что Симфонию нужно исполнить в осажденном городе. К тому времени первая страшная блокадная зима уже перечеркнула всю музыку: последний концерт оркестра Радиокомитета прозвучал 27 декабря 1941 года. Единственный оставшийся в Ленинграде дирижер Карл Элиасберг был настолько слаб от голода, что не мог передвигаться, на детских санках его привезли в стационар, чтобы он смог прийти в себя.
Дальше нужно было восстановить оркестр. К первой репетиции удалось разыскать лишь 15 человек. Те, кто выжил, оголодали настолько, что с трудом могли сидеть, не то что музицировать. Им старались найти дополнительные пайки. Первая репетиция длилась не более 15 минут, но вскоре музыканты играли уже пять-шесть часов.
Посетители выставки смогут увидеть, что такое норма хлеба в блокадном Ленинграде, а потом попробуют поднять музыкальный инструмент в чехле, что довольно тяжело для сытого и здорового человека, сложно себе представить, как голодные люди могли донести инструмент до репетиции, а потом еще несколько часов играть.
Седьмая симфония прозвучала в Ленинграде 9 августа 1942 года. Концерт транслировали по радио, по громкоговорителям городской сети. Музыканты играли так, что потрясли не только советских слушателей, но и фашистов.
Флейтистка оркестра Галина Лелюхина вспоминала: «Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
Ю. Воронов
Есть музыка, которую никто никогда не слышал. Эту музыку написали молодые ребята, студенты Московской консерватории, но не успели ее исполнить. Они ушли на фронт и погибли, а их произведения остались в архивах консерватории. Один из разделов экспозиции посвящен памяти погибших музыкантов.
А еще недалеко от музея есть аллея, где каждый год в начале мая сотрудники высаживают деревья в память о тех молодых музыкантах.
На выставке можно узнать о возвращении архива композитора С.В. Рахманинова в СССР, о деятельности Музея музыки в те страшные годы, когда сотрудники музея занимались эвакуацией экспонатов и организацией выставок.
За годы Великой Отечественной войны в фонды Музея музыки принято около 23 тысяч предметов! Особая гордость - в фондах музея хранится свыше 700 рукописей песен того времени и посвященных Великой Отечественной войне.
В ознаменование Победы в Берлине звучала музыка. Герой Советского Союза, полковник Фёдор Зинченко, так описал это событие: “5 мая… приехали артисты. Это была фронтовая бригада Большого театра. Из одеял, плащ-палаток соорудили импровизированные кулисы, занавес. Затаив дыхание, бойцы ловили каждый звук, следили за каждым движением и словом. Любой артист, выступавший на фронте, подтвердит, что нет зрителей более благодарных, чем воины, только вышедшие из трудного боя “
Скрипач Юлий Маркович Реентович был участником того концерта. Сохранилась фотография, на которой он играет на скрипке у стен Рейхстага. На обороте надпись “Берлин, 5 мая 1945 года.”
На выставке вы сможете не только послушать мелодии, которые вдохновляли бойцов, но и спеть сами! Становитесь к микрофону, выбирайте любимую песню военных лет и пойте, ведь сегодня Праздник!
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Музей_музыки #этот_день_мы_приближали #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #куда_пойти_в_праздники