Найти в Дзене

Микас-7: раз, два... шесть!

Блоки управления семейства Микас-7 вот уже четверть века как не оставляют автолюбителей равнодушными: одним они ошибочно кажутся чрезвычайно простыми, другим (не менее ошибочно) - таинственными и загадочными. С одной стороны современному человеку свойственно всё упрощать в своей картине мира, с другой мы, увы, имеем почти полное отсутствие объективной информации со стороны производителей относительно совместимости и\или взаимозаменяемости как самих блоков, так и ПО к ним. Мне часто звонят и спрашивают «шестьдесят третий» блок (241.3763 000 — 63). В восьми случаях из десяти в ходе последующего общения с потенциальным покупателем выясняется что он понятия не имеет не только ЧТО именно ему нужно, но и для чего. Но обо всём по-порядку: для того чтобы узнать, что за зверь такой этот Микас 7.1 с маркировкой «-63», нужно сделать чрезвычайно сложное (как показывает практика) действие, а именно ввести в поисковую строку браузера сочетание слов «спецификации контроллеров Микас 7». Любой из акту

Блоки управления семейства Микас-7 вот уже четверть века как не оставляют автолюбителей равнодушными: одним они ошибочно кажутся чрезвычайно простыми, другим (не менее ошибочно) - таинственными и загадочными. С одной стороны современному человеку свойственно всё упрощать в своей картине мира, с другой мы, увы, имеем почти полное отсутствие объективной информации со стороны производителей относительно совместимости и\или взаимозаменяемости как самих блоков, так и ПО к ним.

Мне часто звонят и спрашивают «шестьдесят третий» блок (241.3763 000 — 63). В восьми случаях из десяти в ходе последующего общения с потенциальным покупателем выясняется что он понятия не имеет не только ЧТО именно ему нужно, но и для чего. Но обо всём по-порядку: для того чтобы узнать, что за зверь такой этот Микас 7.1 с маркировкой «-63», нужно сделать чрезвычайно сложное (как показывает практика) действие, а именно ввести в поисковую строку браузера сочетание слов «спецификации контроллеров Микас 7». Любой из актуальных поисковиков предложит нам одноимённую страницу на сайте chiptuner.ru, из которой становится понятно что 241.3763000-63 — это блок управления Микас 7.1 автомобиля ГАЗ-3221 и его модификаций, с двигателем ЗМЗ-40522, с плёночным ДМРВ, с управлением реле электровентилятора (электромуфты) и с датчиком скорости (в данном случае имеется ввиду не его наличие как само собой разумеющееся, а то что сигнал с этого датчика задействован блоком управления и, соответственно, должен быть к нему подведён).

Поскольку век классических ЗМЗ (406 и 405) подходит к концу, часто «63» блок приобретается для управления «четыреста девятым» мотором (просто потому что некий мастер сказал «искать именно такой блок»).

-2

Реже этот же блок спрашивают желающие переоборудовать карбюраторный 4063 в инжектор (по той же причине). И не спрашивайте МЕНЯ, почему бы просто не купить НУЖНЫЙ блок (сам всегда задаюсь подобного рода вопросом) — ну не ищет русский человек лёгких путей! Так или иначе, именно тут начинается всё самое интересное: в состоянии как есть («из коробки») ЭБУ для ЗМЗ-405 демонстрирует ощутимую погрешность в углах опережения зажигания и качестве приготавливаемой топливо-воздушной смеси даже если в системе установлены именно те датчики, которые в ней должны быть (что нередко бывает УЖЕ не так). Ещё печальнее становится когда чип-тюнеры с квалификацией ниже среднего начинают этот блок «шить»...

МИФ 1: «Любой Микас-7 — это всего лишь Микас-7» в том смысле что в любой из блоков можно записать любую прошивку, и ЭТО будет работать. [BUSTED]

Блоки Микас-7 бывают аппаратно разные: блоки различных серий имеют разницу как в разводке системной платы, так и в наборе (в конфигурации) компонентов на плате. И дело не только в «лежащих на поверхности» контроллере нити накала или канале детонации.

Блоки сотой серии (241.3763 301-01a, ПЗУ Е00001ХХ) программно совместимы с блоками трёхсотой серии (241.3763 301-01b, ПЗУ Е00003ХХ), но не совместимы с блоками пятисотой (241.3763 301-01c\241.3763 301-01d, ПЗУ Е00005ХХ) и\или шестисотой (241.3763 301-01e\241.3763 301-01f, ПЗУ Е00006ХХ) серии!

Это значит что из старенького блока с ПЗУ Е0000138 можно выпаять всё «лишнее», записать в него ПЗУ Е0000335 с соответствующим EEPROM и переделать тем самым блок в «плёночный», но ни одна прошивка для ЗМЗ-405 в таком блоке корректно работать не будет, поскольку «четыреста пятые» прошивки — это пятисотая и шестисотая серии!

Аналогичным образом НЕЛЬЗЯ переделать 40522 блок в «четыреста шестой», записав в него ПЗУ Е0000335. Мотор запустится, но работать будет неустойчиво и ездить на машине будет совсем невозможно!

Так же весьма распространённой ошибкой среди начинающих чип-тюнеров является перезапись только FLASH. При первом же включении зажигания блок выдаст ошибку «неисправность чтения энергонезависимой памяти», никакие адаптации (по детонации, по датчику концентрации кислорода и\или по РХХ), использующие эту самую память работать не будут, кроме того двигатель не будет "крутиться" свыше 3900 об\мин.

Таким образом перезаписывать FLASH в блоках Микас 7.1\7.2 можно только в пределах ОДНОЙ серии (исключение — сотая и трёхсотая серии): так в 405ый блок с ПЗУ Е0000538 можно «прошить», к примеру Е0000590 от ЗМЗ-4062 и наоборот, но нельзя писать в такой блок Е0000600. При этом к каждой отличной по версии прошивке должен записываться свой (соответствующий) дамп EEPROM.

Отдельно стоит учитывать что в трёхсотой серии отсутствуют серийные прошивки для ЗМЗ-405, а в шестисотой — для ЗМЗ-406:

-3

Всё то же самое применимо к карбюраторным блокам (прошивки для ЗМЗ-4063 представлены во всех сериях ПО)

Миф 2: Микас 7.2 — это то же самое что и Микас 7.1 [PLAUSIBLE]

Аппаратно блоки в большинстве случаев действительно идентичны, однако прошивки блоков Микас 7.2 работают с ДМРВ четырёх (!) типов, а блоков Микас 7.1 только двух. Таким образом, запись ПЗУ Е0000545 взамен Е0000538 при переделке 40522 в 4091 не приведёт к желаемому результату, поскольку Е0000545 требует ДМРВ BOSCH, а исходная E0000538 работает с ДМРВ SIEMENS.

Почти одно и то же :)
Почти одно и то же :)

Миф 3: Микас 7.1 делятся на «01», «31» и «63» [BUSTED]

На уровне обывателя принято считать что блоки с маркировкой «01» в конце — это «нитяные», блоки «-31» - «четыреста шестые», а «-63» - четыреста пятые. Блоки «-01» действительно работают с нитяным ДМРВ, но блок Е000541 аппаратно отличается от своих предшественников (хотя и имеет ту же маркировку).

Что касаемо «тридцать первых» блоков, если в прошивке активировать ДК, он станет «тридцать ВТОРЫМ»; если активировать управление электромуфтой — то «тридцать ТРЕТЬИМ», а если активировать одновременно и ДК и электровентилятор, то такой блок уже стоит маркировать как «-34» в соответствии со спецификацией. Да, наибольшее распространение получили именно «тридцать первые» блоки, но это не означает что других для ЗМЗ-4062 не существует.

Блок для ЗМЗ-405 без ДК и без датчика скорости = «-61»,
Блок с датчиком концентрации кислорода (Евро-2) = «-
62»,
Блок (Евро-0) для ЗМЗ-405 с датчиком скорости = «-
63»,
Блок с датчиком кислорода и с датчиком скорости одновременно = «-
64»

Обратите внимание: серийных прошивок для блоков Микас 7.1\7.2 под ДАД не существует, равно как и прошивок для ZMZ Pro!

Микас 7.6 принципиально отличается от Микас 7.1\7.2, поскольку аппаратно идентичен блокам 261.3763 000-01 (Январь 5.1), работает с шаговым регулятором добавочного воздуха (РХХ), имеет иное назначение выводов и НЕ имеет на борту силовых транзисторов управления катушками зажигания. По выше названным причинам блок Микас 7.6 несовместим, не взаимозаменяем с блоками Микас 7.1 и Микас 7.2 и не может быть установлен вместо них.