Решил сделать АИ для ЯАЗа, в реале несмотря на планы по его реконструкции ее так и не провели и в плоть до 50ых годов в СССР не было нормальных тяжелых грузовиков.
Обзор серийных тяжелых грузовиков 1931 г.
Для начала я расскажу о грузовиках которые я предлагаю для ЯАЗа и сравню их с аналогами. Линейка «Супер хеви-дюти тракс» представлена в виде грузовиков T-85 и T-95 или по другому Т-110 и Т-130, создавались изначально для армии, но также активно применялись на гражданке. Представлены на коммерческом рынке с 1931 года. В качестве конкурентов для Т-85 и Т-95 будут выступать DB N-56/L-8500 и ЯГ-10.
Характеристики Т-85/Т-110 в переводе на метрическую систему
- Полный вес грузовика — 17,2 тонны;
- Максимальная грузоподъёмность — 10,9 тонн ∼ 10,1 тонн с учетом веса грузовой платформы;
- Снаряженный вес грузовика — 6,3 тонн без грузовой платформы ∼ 7,1 тонн с ней;
- Двигатель — Рядный 6ц., GMC 616 Timken «Super Duty» объемом 10,1 литр мощностью 150 л.с. удельная мощность при максимальной загрузке 8,7 л.с./тонну, кр. момент 610нм;
- КПП — 12 ступенчатая (4 скоростная механическая с 3 ступенчатым демультипликатором);
Характеристики Т-95/Т-130 в переводе на метрическую систему
- Полный вес грузовика — 22,6 тонны;
- Максимальная грузоподъёмность — 13,6 тонн ∼ 12,8 тонн с учетом веса грузовой платформы;
- Снаряженный вес грузовика — 9 тонн без грузовой платформы ∼ 9,8 тонн с ней;
- Двигатель — Рядный 6ц., GMC 616 Timken «Super Duty» объемом 10,1 литр мощностью 150 л.с. удельная мощность при максимальной загрузке 6,6 л.с./тонну, кр. момент 610нм;
- КПП — 12 ступенчатая (4 скоростная механическая с 3 ступенчатым демультипликатором);
Характеристики Daimler Benz L-8500
- Полный вес грузовика — 16 тонны;
- Максимальная грузоподъёмность — 8,5 тонн;
- Снаряженный вес грузовика — 7,5 тонн;
- Двигатель — Рядный 6ц., M-36 объемом 7,8 литров мощностью 110 л.с. удельная мощность при максимальной загрузке 6,9 л.с./тонну;
Характеристики ЯГ-10
- Полный вес грузовика — 14,8 тонны;
- Максимальная грузоподъёмность — 8 тонн;
- Снаряженный вес грузовика — 6,8 тонн;
- Двигатель — Рядный 6ц., Hercules-YXC объемом 7 литров мощностью 93 л.с. удельная мощность при максимальной загрузке 6,3 л.с./тонну;
Сравнение
ЯГ-10DB L-8500Т-85Т-95Снаряженный вес6,87,57,19,8Грузоподъёмность88,510,112,8Мощность на тонну6,36,98,76,6
Как видно грузовики GMC обладают самыми мощными двигателями и самой высокой грузоподъёмностью в сравнении с аналогами и близкие к послевоенным ЯАЗ-210.
Альтернативное развитие ЯАЗа
Допустим у нас есть «попаданец» в кого ни будь высокостоящего скажем Сталина обр. 1928 года. Дабы реализовать наши «хотелки» нам нужно изменить вектор экономической политики, во первых временно отказываемся от технического переоснащения РККА(и ВВС), откладываем модернизацию ХПЗ, и завода №174, во вторых увеличиваем экспорт зерна в 1928-29 году(после начала великой депрессии цены на зерно упадут) также нужно изменить вектор коллективизации (тут стоит взять пример с ГДР где коллективизация СХ проходила поэтапно и без перекосов, но при этом хорошими темпами). В остальном +- РеИ.
***
По итогам рассмотрения множества зарубежных моделей тяжелых грузовиков были выбраны модели GMC T-85 и T-95 как самые перспективные. В начале 1931 года в самый разгар великой депрессии заключается контракт с компанией General Motors, по нему начинается масштабная реконструкция Ярославского Автомобильного завода под руководством специалистов GMC, а также разворачивается отверточная сборка грузовиков Т-85 и Т-95. По требованию Амторга была проведена модернизация грузовиков, в частности Т-85 получил стандартную грузовую платформу, лишился демультипликатора, и был несколько облегчен, его грузоподъёмность уменьшили до 8 тонн, Т-95 получил упрощенный 2 ступенчатый демультипликатор и стандартную грузовую платформу, а его грузоподъёмность уменьшили до 12 тонн.
В 1932 году был создан «Наркомат Автомобильной Промышленности» курирующий вопросы развития автопрома, а на ЯАЗе были собраны первые партии Т-85 и Т-95 из импортных комплектующих.
В 1933 году началось производство первых отечественных ЯАЗ-85 и ЯАЗ-95 а к октябрю 1934 года была закончена реконструкция завода и был начать массовый выпуск тяжелых грузовиков.
На базе ЯАЗ-85/95 было создано множество версий автобусов самосвалов, бензовозов/топливозаправщиков, седельных тягачей, авто кранов и т.д. Моторы ЯАЗ-85 активно использовались на гусеничных тягачах, танках, САУ и бронетранспортерах.
Грузовики применялись как в РККА так и на гражданке, в основном в строительстве горнодобывающей промышленности и в качестве базы для автобусов.
В частности на базе ЯАЗ-95 был создан средний артиллерийский тягач(АТС-34) для корпусной(Аналог Д-1) и дивизионной артиллерии(Аналог Д-44/Ф-25).
В 1938-39 году была проведена модернизация грузовиков, главным образом увеличение мощности двигателя с 150 до 175 л.с. за счет оптимизации конструкции, алюминиевых поршней и повышения степени сжатия(по аналогии с ЗИС-16). Грузовики и машины на их базе получили приставку М.
ТТХ грузовиков
ЯАЗ-85/М
- Полный вес грузовика — 14,8 тонны;
- Грузоподъёмность — 8 тон;
- Снаряженный вес грузовика — 6,8 тонн;
- Двигатель — Рядный 6ц., ЯАЗ-85/М объемом 10,1 литр мощностью 150/175 л.с. крутящий момент 610/650 нм.
- Удельная мощность при максимальной загрузке — 10,1/11,8 л.с. на тонну;
- КПП — 4 скоростная механическая;
- Скорость — 55 км/ч;
ЯАЗ-95/М
- Полный вес грузовика — 21,7 тонны;
- Грузоподъёмность — 12 тонн;
- Снаряженный вес грузовика — 9,7 тонн;
- Двигатель — Рядный 6ц., ЯАЗ-85/М объемом 10,1 литр мощностью 150/175 л.с. крутящий момент 610/650 нм.
- Удельная мощность при максимальной загрузке — 6,9/8,1 л.с. на тонну;
- КПП — 4 скоростная механическая с демультипликатором;
- Скорость — 45 км/ч;
АТС-35/М
АТС-35/М
- Полный вес тягача — 10 тонн;
- Грузоподъёмность — 1,5 тонн;
- Снаряженный вес тягача — 8,5 тонн;
- Двигатель — Рядный 6ц., ЯАЗ-85/М объемом 10,1 литр мощностью 150/175 л.с. крутящий момент 610/650 нм.
- Удельная мощность при максимальной загрузке — 15/17,5 л.с. на тонну;
- КПП — 4 скоростная механическая с демультипликатором;
- Скорость — 45 км/ч;
***
Итоги
График общего производства Грузовиков, Автобусов, Танков и.т.д. с Агрегатной базой ЯАЗ.
Несмотря на меньшие по сравнению с АМО-ЗИСом номинальное производство, в пересчете на тонны грузоподъёмности выпуск различных машин на ЯАЗе был +- аналогичен ЗИСу. Основную долю выпуска составили ЯАЗ-85(и его варинты) как более простые и универсальные.
Благодаря ЯАЗу СССР вышел на передовые позиции в области автомобильной промышленности, получил отличную платформу для различной строительной и прочей техники, а также мощный мотор для легкой бронетехники. Увеличение общего тоннажа автопарка в 1,5 раз позволило полностью обеспечить мех соединения РККА мотопехотой и грузовиками без мобилизации грузовиков из народного хозяйства.
***
P.S. Пост именно про ЯАЗ и тяжелые грузовики, я старался не затрагивать остальные темы.
P.P.S. мне кажется что с грузовиками АМО-2 существует какая то путаница, всегда указывают что это аутокар Dispatch SA собранный в СССР, вот только проблема в том что Dispatch SA это грузовик грузоподъёмность 1,5 тонн при собственном весе 2 тонны что никак не стыкуется с АМО-2. Мне кажется что АМО-2 это аутокар серии рейнджер. Кто знает в чем тут дело?
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/bolshe-luchshe-alternativnye-tyazhelye-gruzoviki-dlya-dovoennogo-yaaz/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉