ГАЗ М20 «Победа» - одно из самых легендарных детищ нашего автопрома. Чудо советской техники, что на равных могло конкурировать с лучшими иностранными машинами своего класса той поры.
- До сих пор никто точно не может сказать почему же автомобиль получил индекс М20. Официальная версия: «Молотовец», двадцатая модель (ГАЗ тогда носил имя Вячеслава Молотова). Хотя поговаривали, что буква М на шильдике своими очертаниями символизировала башни московского Кремля.
Обычно считается: идея создания «Победы» возникла только в 1945-м. Мол, символ нашего триумфа над фашистами и начала новой мирной спокойной жизни. Однако вовсе нет, скажу я вам: разрабатывать ГАЗ М20 начали еще в военном 1943-м, в самый разгар Великой Отечественной. Сразу после Сталинграда.
- Советские инженеры вдохновлялись попавшим к нам уже в 1941-м трофейным немецким Opel Kapitan 1939-го года выпуска. Например, позаимствовали у него переднюю подвеску, по его же образцу повесили задние двери на задние стойки, сделали кузов обтекаемой формы. Но точно нельзя «Победу» полной копией Opel Kapitan назвать - каждое заимствование творчески перерабатывалось и изменялось.
Создавать автомобиль приходилось в крайне тяжелых условиях: немцы постоянно пытались бомбить завод ГАЗ, считая, что там у нас военная техника производится. Страдали от вражеских бомб конвейеры, корпуса предприятия, гибли рабочие. Однако работа над новым авто не прекращалась ни на минуту.
- Первый образец «Победы» сошел с конвейера 6 ноября 1944-го. Сталину же автомобиль показали 19-го июня 1945 года - за 5 дней до парада на Красной площади.
«Победа» сменила ту самую зловещую ГАЗ М1 - Эмку, она же черная Маруся. Черный Воронок, что немало наших сограждан навсегда увез в ночь в непростом 1937-м.
Существует предание, что поначалу автомобиль хотели «Родиной» назвать. В ответ на что, Сталин строго заметил:
- Ну и почем вы Родину продавать хотите?
После чего машину спешно переименовали в «Победу». Впрочем, есть версия, что название «Родина» просто предлагалось зарезервировать для следующей модели ГАЗ М-21, однако преемника потом предпочли назвать «Волгой».
Так это или нет, но вот Сталин точно принимал активное участие в разработке «Победы». Сам контролировал многие этапы производства. Сам садился в салон, оценивая комфортность автомобиля. Лично одобрил 4-цилиндровый двигатель вместо 6-цилиндрового:
- Государственные служащие ездить будут. Пускай потише ездят, с народом общаются, дефицитное топливо экономят. Верно ведь, товарищи?
Такое Соломоново сталинское решение вылилось в определенную медлительность «Победы»: до 100 км/ч автомобиль разгонялся аж только за 46 секунд. И более 105 км/ч просто не мог сделать. Правда, имелась особая модификация для нужд КГБ: с 6-цилиндровым движком от Автомобиля ГАЗ 12 ЗиМ, способным разогнать «Победу» свыше130 км.ч. Попробуй-ка с таким монстром в догонялки поиграть, товарищ иностранный шпион!
Зато в ГАЗ М20 «Победа» вдоволь позаботились о комфорте пассажиров. Прямо на заводе автомобили оснащались часами на приборной панели, радиоприемниками и обогревателями салона: небывалая роскошь для автомобиля конца 1940-х. Имелись также потолочные плафоны освещения, пепельницы, прикуриватели, электрические указатели поворота - впервые на советской машине. И даже противосолнечный козырек для переднего пассажира - таковым и в Америке той поры далеко еще не каждый автомобиль похвастать мог.
Не забыли в «Победе» и о электрических стеклоочистителях и даже о подсветке салона. Сам салон отделан был под дерево, что придавало ему фешенебельный вид. И делало Победу одним из самых шикарных серийных автомобилей своего времени.
- Автомобиль «Победа» не имел выступающих элементов: крыльев, фар, подножек. Такая обтекаемая форма была настоящим прорывом для своего времени.
При этом «Победа» действительно оказалось массовой. За время выпуска с 1946-го по 1958 гг с конвейера сошло почти 242 тысячи этих автомобилей. Цена автомобиля составляла 16 тысяч рублей старыми дореформенными деньгами. Много это или мало? Сами посчитайте. Для сравнения: средняя ЗП трудового человека в СССР конца 1950-х составляла от 700 до 1500 рублей.
- В 1945-1953 гг около 14 тысяч «Побед» выпущено было в версии кабриолет - ради экономии железа. Автомобиль без железной крыши стоял в среднем на 500 рублей дешевле.
Как и положено любому автомобилю приличному, «Победа» снималась в кино. Дебютировала на экране в культовой ленте «Весна» с несравненной Любовью Орловой в главной роли. Причем снялся в кино еще ранний образец М-20 «Победа» принадлежавший Наркому автопрома СССР Степану Акопову.
Слава о нашей «Победе» разнеслась так далеко, что автомобиль первым из советских машин начали продавать за рубеж. В середине 1950-х около 800 Побед закупили шведы - для такси у себя в Стокгольме.
Поставляли «Победы» в страны соцблока: Румынию, Болгарию, ГДР. В капстраны: Финляндию, Бельгию, Данию, Францию. Несколько партий ушло даже нашим противникам по холодной войне: в США и Англию. Причем даже американские издания отметили невероятное качество сборки советского автомобиля.
- В 1951-м году поляки начали выпускать у себя нашу «Победу» под маркой Warszawa: всю техническую документацию по доброте душевной польским коллегам бесплатно передал завод ГАЗ.
В 1956-м году «Победе» провели, выражаясь современным языком, рейстайлинг. Увеличили ради лучшей обзорности заднее стекло, разделили на двоих прежде монолитное переднее сидение.
- В 1960-1961 гг около ста «Побед» переделали в аэросани «Север» - для нужд удаленных полярных районов нашей великой страны. Мчал по тундре такой агрегат на скорости до 60 км/ч.
Официально снята с конвейера «Победа» была 31 мая 1958-го года. Ее сменил не менее культовый ГАЗ-21 «Волга». Однако еще как минимум следующие полвека на дорогах страны Советов еще можно было увидеть крепкие надежные ГАЗ-М-20 на полном ходу.