Предательский режущий сон посреди ночной тьмы тихий скрип тормозов на улице... Словно темные всадники апокалипсиса въезжали советские чекисты во советские дворы конца 1930-х годов... Тут же гас любой свет в окнах, наглухо задвигались любые шторы.... Люди просто ждали и задавали себе один-единственный мучительный вопрос: ЗА КЕМ?
- Да, нам в 2025-м году такая история кажется непонятной. Но вот в 1937-м году при виде сего автомобиля советские люди испытывали настоящий леденящий ужас. Ибо появление ночью во дворе «черного воронка» могло означать лишь одно - темный жнец судеб человеческих прибыл за очередной чем-то провинившийся душой. Впереди еще одна жертва, что скорее всего уедет в дальний путь на дальние года. А может быть надолго, а может навсегда...
Но что же это за черный воронок такой? Что за машина выясняем - запасаемся сухарями кофе да чаем, читаем подробно!
- Итак, пред нам ГАЗ М-1. Она же «Эмка», Эмочка» или просто «Маруся» (по первой букве индекса, вообще значившей на самом деле Молотовец, от названия завода имени Молотова).
Новейший по тому времени автомобиль, впервые сошедший с конвейера Горьковского автозавода 16 марта 1936-го года. Тут же поставленный на службу в бдительные органы НКВД. И очень быстро прозванный «черный воронок».
Основой для нашего автомобиля послужил заокеанский Ford-Model-A. От американского братца сестрица Эмочка отличалась визуально разве что другой решеткой радиатора и иными крыльями. А вот по начинке разнилась уже куда больше советские инженеры не просто скопипастили зарубежный автомобиль, но и приспособили под советские дорожные реалии. Например, сделали его куда мягче: за счет новых собственных подвески, трансмиссии и колес, «плавающего» движка на резиновых подушках.
- В любом случае, ГАЗ М-1 - первый самостоятельный шаг нашего автопрома в плане легковых машин. И первый настоящий серийный советский легковой автомобиль в принципе. Прежде у нас лишь американский Ford-A по лицензии выпускали - под маркой ГАЗ-А.
Чекисты не случайно выбрали себе «Эмочку» в качестве главного служебного транспорта. Автомобиль славился предельной надежностью и мощным движком в 95 лошадок. Способен был с комфортом легко и быстро домчать в любую точку города. На своей скорости в 100 км/ч обгонял любую другую советскую автомашину той поры. Так что пытаться удрать от «Эмки» на колесах было бессмысленно...
Интересно, что «Маруся» не имела какого-либо спецоборудования или особых средств защиты от побегов арестантов. Бежать из ласковых объятий ее мягких сидней охотников все равно не находилось.
Кстати, если что «воронками», ныне подзабытое слово, так еще в Российской империи прозвали любой, даже конный, транспорт для перевозки заключенных. Так что в переводе на современный русский «черный воронок» = «черный автозак». Впрочем, иногда автомобиль звали и «черной Марусей»: по тоже самой букве M.
Черный цвет автомобиля не случаен - именно так красили большинство служебных автомобилей НКВД той поры. Хотя, впрочем, иногда встречались и бежевые «воронки». А также серые.
Интересно, что на «эмках» гоняли в ту пору отнюдь не только чекисты. Но и вполне себе мирные московские таксисты - в конце 1930-х годов на честной службе в столичном таксопарке состояло примерно 3 тысяч «Марусь».
Вообще, существовало аж 17 различных модификаций ГАЗ М-1. Включая, созданный на шасси «Эмочки» бронеавтомобиль Ба-20. Как тебе такое, Илон Маск, а?
В розничную продажу легковые автомобили в СССР конца 1930-х годов почти не поступали. А потому личной «Эмкой» власти награждали лишь особо отличившихся граждан. Например, передовиков-стахановцев. Включая, самого основателя движения ударников шахтера Алексея Стаханова.
В 1940-м вышла конкретно приспособленная для нужд НКВД спецсерия Эмок с мощным восьмицилиндровым движком V8. Однако пик репрессий на ту пору был уже, по счастью, пройден. И ГАЗ-М1 V8 уже особой ролью в истории не отметился... А в начале войны движки V8 вовсе на танки Т-60 переставили с «Эмок»
Легковой автомобильный транспорт в СССР той поры распространен был мало. На каждые тысячу граждан приходился всего один автомобиль. А потому для немало числа арестованных в ночной тиши поездка на «эмке» стала первый и последней в жизни поездкой на легковушке.
Всего было выпушено примерно 63 тысяч таких автомобилей. Серийный выпуск «Эмок» из-за дефицита ресурсов прекратился в самый разгар Великой Отечественной - в 1942-м году. А после войны устаревшую «Марусю» заменили уже на новенькую ГАЗ-М-20 «Победу».
- В Великую Отечественную милашка «Эмка» за свою мрачную работу конца 1930-х отчасти оправдалась. В полноприводной модификации верой да правдой служила на фронтах главным штабным автомобилем победоносной Советской армии. А то и артиллерийским тягачом для противотанковых орудий.
Ныне это безвинно виноватые мрачные автомобили увидеть можно лишь в музеях или частных коллекциях. Как пугающий символ кровавых сталинских репрессий конца 1930-х. Честно скажу: когда к такому автомобилю прикасаешься, даже на выставке - мурашки по коже гарантированы. Это тоже, увы, часть нашей огромной истории русской...