Музей в современной культуре представляет собой сложное семиотическое пространство, где пересекаются историческая память, эстетическое переживание и коллективные страхи. В кинематографе, особенно в жанрах хоррора и мистического триллера, музей давно перестал быть нейтральным фоном, превратившись в самостоятельного «персонажа» с собственной мифологией. Это эссе исследует, как музейное пространство трансформируется в кинематографическую локацию страха, какие культурные коды активирует и почему именно музеи стали такой притягательной площадкой для режиссёров, работающих с темой сверхъестественного. Глава 1. Музей как граница между мирами Традиционное понимание музея как хранилища артефактов прошлого в кино получает зловещее переосмысление. В «Секретных материалах» (эпизод «Техо-дос-Бихос») и «Реликте» (1997) музей становится местом, где нарушается священная граница между живыми и мёртвыми. Перемещение артефактов из мест их происхождения в музейные залы метафорически отражает колониальную