На стыке эпох в истории России, когда одни строили бизнес-империи, а другие выживали в условиях экономического хаоса, трое братьев из Карачаево-Черкесии решились на смелый шаг - создание автомобильного производства с нуля.
Амбициозная цель Станислава, Вячеслава и Хаджи-Мурата Деревых была не просто наладить выпуск машин, но и сконструировать первый национальный черкесский автомобиль.
Основатели и предпосылки
Братья Деревы к началу 2000-х уже владели мощной бизнес-структурой "Меркурий", специализировавшейся на производстве алкоголя и минеральной воды. Но аппетиты предпринимателей росли, и они обратили взор на автопром. Рискованный, капиталоемкий, технологически сложный - качества, способные отпугнуть многих, но только не Деревых.
Расчет был на то, что в регионе формировался сельский средний класс, который нуждался в недорогом, но современном внедорожнике. Чем-то средним между спартанским УАЗом и престижной иномаркой. И этим "чем-то" должен был стать первенец нового предприятия "Дервейс" - внедорожник Derways Cowboy.
Особенности конструкции и комплектации
При скромном даже по меркам начала 2000-х бюджете в $5 млн на разработку и запуск Derways Cowboy инженерам и дизайнерам пришлось проявить недюжинную изобретательность.
Техническую основу составляли импортированные шасси румынского производителя ARO, на которые инженеры устанавливали уникальный кузов собственной разработки с использованием прогрессивной каркасно-панельной технологии.
В качестве силовых агрегатов клиентам предлагался выбор между российским бензиновым двигателем ЗМЗ-409 и французским дизелем Peugeot DW-10TD
Ходовая отражала классические внедорожные каноны: рамная конструкция, неразрезной задний мост на рессорах, жестко подключаемый полный привод. Особого внимания заслуживала независимая передняя подвеска, а также блокировка заднего дифференциала. Последние новшества на "УАЗах" появятся лишь спустя более 10 лет!
Дизайн экстерьера Cowboy намеренно отсылал к культовому Mercedes G-Class - источнику вдохновения и объекту вожделения жителей Кавказа. Стремительный профиль, характерный капот, круглые фары - всё говорило о породе и стати.
И кто бы мог подумать, что под брутальной внешностью скрывался результат ударной работы в цифровых редакторах вместо традиционных глиняных макетов.
Начальная цена в $14 000 делала Derways Cowboy самым доступным рамным внедорожником иностранной разработки на российском рынке. Богатая базовая комплектация с гидроусилителем, электростеклоподъемниками, люком в крыше и противотуманками лишний раз подчеркивала выгодное положение модели.
Рестайлинг и планы на будущее
Жизнь Cowboy только начиналась, но амбиции создателей уже требовали большего. В 2005 г, едва отметив год выпуска, модель подверглась рестайлингу силами московского ателье Cardi.
Внешность освежили новым капотом из пластика, 7-дюймовыми круглыми фарами и расширителями колесных арок. Агрессия вместо добродушия - рестайлинг добавил машине характера.
Была и техническая "вишенка" - 160-сильная версия с бензиновым V6 от Nissan. Опытный образец с таким мотором выжимал 170 км/ч, сулил новый виток интереса к модели. Увы, этим планам, как и амбициям по выпуску 5000 "Ковбоев" в год, не суждено было сбыться.
Неожиданный финал
История Derways Cowboy оборвалась в 2006 году, когда поставщик шасси - румынская ARO - обанкротился. Новые владельцы активов свернули сотрудничество.
А попытки срочно адаптировать кузов "Ковбоя" к другим агрегатам не увенчались успехом. Последним ударом стала безвременная смерть Станислава Дерева - идейного вдохновителя проекта. В итоге за два года было выпущено лишь около 400 внедорожников вместо планировавшихся десятков тысяч.
Неудача Cowboy не сломила Деревых, и завод "Дервейс" переключился на более прибыльную контрактную сборку китайских моделей. А сам "Ковбой" десятилетие спустя неожиданно обрел вторую жизнь - уже в Пакистане.
Местная фирма выкупила права на конструкцию кузова, чтобы использовать её для собственного внедорожника. Но это уже совсем другая история.
Итоги и уроки
Путь Derways Cowboy - это история амбиций, смелости и трагического невезения. История попытки с минимальными ресурсами создать достойный автомобиль в сегменте, где безраздельно властвовали иномарки. Попытка, которая опередила свое время, но в силу роковых обстоятельств так и осталась незавершенной.