- Три года назад обозреватель «Литературной газеты» Олег Пухнавцев сочинил в запрещённый ныне соцсети провокационный вброс (вспомнил в связи с недавним высказыванием Михалкова о работах коллеги: «Я не могу назвать кинематограф Рязанова кино. Для меня это не кино»):
- ИЗ КОММЕНТОВ:
- ОТ СЕБЯ ПАРУ АБЗАЦЕВ ДОБАВЛЮ:
Три года назад обозреватель «Литературной газеты» Олег Пухнавцев сочинил в запрещённый ныне соцсети провокационный вброс (вспомнил в связи с недавним высказыванием Михалкова о работах коллеги: «Я не могу назвать кинематограф Рязанова кино. Для меня это не кино»):
«В связи со смертью Андрея Мягкова в теле и радиосюжетах прозвучало, как он ненавидел своего Лукашина из «Иронии судьбы». Мелькнул и фрагмент интервью, где актёр говорил в своей интеллигентно-вкрадчивой манере, что устал от внимания, что с ним из-за Лукашина заговаривают по-свойски, пытаются даже прикоснуться. Мягков очень умело показал, как к нему прикасаются, и как ему неприятны прикосновения...
Вообще, можно понять человека. Особенно социофобы поймут, среди которых и я. Правда, если ты социофоб, зачем идти в артисты, обрекая себя на публичную жизнь?... Ну, да ладно... Действительно, публика может быть навязчивой, неделикатной...
Интересно другое. «Иронию судьбы»ненавидит, например, и Ахеджакова. Ну, во всяком случае, недолюбливает. Как и недолюбливал Эльдар Рязанов.
В начале 90-х я уговаривал его дать интервью, хотел сделать материал о феномене народной любви к этому фильму, но Рязанов отказал.
Не слишком деликатно, но без хамства.
Ахеджакова отказала истерично.
Подтекст нежелания говорить об «Иронии судьбы» - чего о ней говорить, об этом простеньком, проходном кино, об этой развлекаловке для массового зрителя.
Серьёзно, они все (как и Мягков) испытывали чувство неловкости, что имеют отношение к самому популярному новогоднему фильму.
Это феномен!
Вицин, Никулин и Моргунов ненавидели своих Труса, Балбеса и Бывалого! Ну, а как же! Крупные актёры, а к ним прилипли эта репутация, не соответствующая масштабу дарования.
А как страдал Александр Демьяненко из-за своего Шурика! Это ведь были просто экзистенциальные муки, Гайдай жизнь ему испортил!
Муравьёва стеснялась своей роли в «Москве слезам не верит».
Слушайте, даже Тихонов с некоторой брезгливой отстранённостью отзывался о Штирлице.
Удивительное отношение к собственным работам, которые стали народным достоянием.
Народ не тот? Или просто неприязнь к какому-либо лёгкому жанру?
Всё-таки советские кинематографисты были серьёзно травмированы этим культом "сложного кино"...».
ИЗ КОММЕНТОВ:
Чем значимее артист, тем он больше понимает - если народная любовь зашкаливает, значит, артист из него не получился - просто шут.
*****
А ведь это всё, практически, объясняет! И провал великих режиссёров после отмены цензуры - прежде всего. Какие они на самом деле великие показали их опусы после распада СССР, которые зритель даже не помнит. Кто вспомнит первый фильм Михалкова, ну, товарищи, проверим себя на политическую грамотность - "Свой среди чужих, чужой среди своих" - божественный Богатырёв, настоящая симфония человеческих чувств, потрясающшая музыка Артемьева и смыслы, смыслы, смыслы!! А теперь вспомним последние фильмы Никиты Сергеича, ну хотя бы один. Правильно, товарищи, "Бесогон", а прочие фильмы Никиты Сергеича МЫ СТАРАЕМСЯ ЗАБЫТЬ. Память буквально отказывается вмещать в себя этот шлак и помои. И "Сибирский цирюльник", безусловно. И это что касается Михалкова. Что же касается мелочи пузатой вроде Рязанова, Гайдая и, прости Господи, Говорухина, например - то данные граждане отчего-то ломанулись из искусства в политику и документалистику, как будто в искусстве им делать было больше нечего. И тут выясняется, что СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА НАСИЛОВАЛА ИХ ТАЛАНТ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО!!! Вот ведь большевики до чего дошли - из шпаны подзаборной гениев делали, изверги! В СССР ИХ ЗАСТАВЛЯЛИ ТВОРИТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ! И зритель до сих пор забыть не может совершенства этих творений. Поразительно, поразительно - вспоминается Мольер. Да кто же создавал все эти гениальные фильмы, если их официальные создатели и ненавидят их, и повторить не могут?! Кто же снимал все эти шедевры на самом деле? Выражаясь совпременным языком - кто их продюсер? Я думаю, коллективное творчество цензоров. Да, многое стало понятно после этой статьи, спасибо тебе, дорогой.
*****
Полагаю, надо разделять искусство талантливых художников и тот бред, которым некоторые их них забили свои головы - про политику, например.
*****
Ну, положим, Ахеджакова, много чего сыграла, в том числе и у Рязанова - Небеса обетованные, например. Она мастита актриса, но именно потому что актриса, она и истерила по поводу Иронии судьбы...потому что на эмоциях, потому что творческий человек, е мае)))им это прощается).
*****
Странные люди - актёры. Когда безвестны - плохо, когда слава народная - ещё хуже! Прям, депресняк накатывает. Покопайтесь в себе, может ещё какие таланты найдёте. А то, чего ж так мучаться?
*****
Вот не перестаю удивляться всей этой компании, особенно Рязанову, ведь никто не запрещал ему снимать то, что хочет, а ведь Ирония.. сначала была показана во второствторостепенных кинотеатрах, сама смотрела в каком-то ДК. Получается, деньги не пахнут?
*****
Ой да просто цену себе набивают плюс старческий маразм вот и все...у Ахеджаковой так вообще прогрессирующий..хотя артисты конечно же все гениальные и штучные!
*****
Не вижу ничего странного в такой реакции артистов. Настоящий художник не живёт старыми работами. Если его о них не спрашивать, он о них и не вспомнит. А если "доставать", то может и разозлиться - в меру темперамента и образования.
*****
Характерный для творческой богемы снобизм. Престижным считалось только авторское (артхаусное, элитарное, фестивальное) кино не для всех, а всё прочее на потребу презренной толпы. Обидно им было, что не у Феллини-Антониони-Пазолини или Тарковского снимаются, те их почему-то не приглашали.
*****
Все ж мечтают сыграть 358 вариант Гамлета который увидят только на закрытом показе у Гордона узколобые спецы киноведы и будут спорить о том какой угол у взгляда киногероя должен был сыграть актер....ну правда смешно.. забытые всеми и не принятые - трагедия для актера / режиссера. Супер популярность - трагедия для актера / режиссера .. это большое счастье и большой гений я считаю сыграть так и снять так что можно смотреть бесчисленное количество раз. И не из за узости мировоззрения зрителя а потому что каждый раз открываешь в гениальном фильме и гениальной игре что то новое, ранее не замеченное.
*****
Хочу дать некоторую аналогию. Грубо, не точно, но первое, что пришло в голову. Девушки, женщины должны понять. Представьте себе, что однажды вы были настолько великолепны, что покорили всех вокруг. Ваш макияж, причёска, платье, всё, весь образ были божественны. Мужчины теряли дар речи, и даже у соперниц не хватило сил на зависть. Фурор. Но вот беда, вам теперь ничего не изменить. Ни переодеться, ни смыть тени/губы/ресницы... Вообще ничего. А это прекрасное платье мешает под душем. Вы навсегда богиня. Навсегда одна и та же богиня. Нет, вас любят, но даже спать приходится в туфлях на шпильках, грубо говоря. Я не оправдываю ДДТ, вообще никого, я предлагаю вам поразмыслить над этим. Не рубите с плеча.
*****
Действительно , а о чем думали те рефлексирующие джентльмены ( я не говорю о мадмуазелях ) , когда они шли в актёры? Ну пришла слава , популярность , а ты чего хотел ? Странно , очень странно . А искусство для масс - как же иначе ? Нравится народу , значит все нормально и создателям , творцам можно быть довольными . Какие то они ( творцы ) неврастеники и не совсем адекватны . А мы из них делаем кумиров . Вот когда узнаешь о них правду , тогда и происходит развенчание . Что поделаешь : слаб человек . Не по Сеньке шапка . Лицедеи , лицемеры , третья древнейшая профессия . Мало среди них достойных людей . Да и ;;; с ними .....
*****
На мой взгляд "Ирония судьбы..." давно не воспринимается как новогодняя комедия. Да, и какая это комедия со стихами Кочеткова? Это прекрасная новогодняя мелодрама, прекрасный фильм о случайной любви. А Мягков это и "Дни Турбиных", и "Гонки по вертикали", и инфернальный "Контракт со смертью"... Лукашин - лишь одна из ипостасей, и, отнюдь не проходная.
*****
Обрушившаяся на актеров всенародная любовь, застревание в определённом амплуа, должно быть, непростое испытание. Так, действительно, можно возненавидеть своего персонажа. Кем бы были Роговцева и Кикабидзе без советских ролей? Местечковыми знаменитостями в лучшем случае. Союз дал им возможность выйти на большой экран и заслужить любовь зрителей. Вопрос, как теперь зрители относятся к фильмам с их участием. Мне, например, как-то не совсем приятно смотреть в "В бой идут одни старики" Талашко и Матешко, зная, кем они стали.
*****
"Но когда окончательное вымрет советское поколение, и всенародный фильм станет другой." Да, это так. Но почему люблю этот фильм я. Объясню, не как критик или кто еще, а как зритель, который смотрит этот фильм уже 40 лет. Для меня этот фильм это фильм о моей прошедшей юности, молодости, когда была жива мама, когда все были живы родственники, сам ходил в школу и таскал портфель своей одноклассницы. В те, уже далекие времена, в зимние каникулы был именно такой Новый Год, с суетой, с ожиданием подарка, с гуляниями на улице и криками ура, с такими же прохожими, знакомыми и не знакомыми. В те времена была именно такая, тихая снежная зима, с запахом немного недозревших мандаринов... Катались с горок, кормили с руки белок... И вот. От всего этого, что было в жизни дорого, остался лишь любимый фильм матери, и теперь мой. Фильм о той жизни, о тех людях.... И о нас!
ОТ СЕБЯ ПАРУ АБЗАЦЕВ ДОБАВЛЮ:
«Удивительно неприятные, скользкие и двуличные типы в исполнении Андрея Мягкова («Ирония судьбы», «Служебный роман») превратились в народных новогодних героев. У Рязанова/Брагинского гоголевский маленький человек стал наглым, вероломным, претендующим на большие чувства. В эпоху позднего советского человека такого героя приняли как своего. И видимо это и стало отражением последовавших в 90-е проблем страны. Страны, отданной в управление малодушным романтикам из съезда народных депутатов ВС СССР. При этом вряд ли авторский замысел был таким. Неслучайно это комедии, портреты Иванушек-дурачков, словивших удачу вопреки своим талантам».
Конец цитаты. Прочитал как-то ТК «Образ будущего».
Очень интересное наблюдение.
Мне, кстати, никогда не нравились ни типажи Мягкова, ни сам актёр, но я понимаю, что оценивать его профессиональные качества Андрея Васильевича – вне моей компетенции.
Иногда его фамилия всплывает во время моих интервью с легендами нашего кино. И всегда его поминают с респектом + теплом.
Процитирую Немоляеву:
«Всё пробовали, чтобы что-то сделать, чтобы подошло ему. Ничего не получилось. Я была беспомощна очень. Я давно не снималась. И безумно хотела попасть на эту роль. А когда ты очень хочешь, это плохо сказывается. Ты сам от себя зависишь. А Андрей Мягков, он меня и погубил, я считаю. Он был просто слишком безукоризненным, был импровизатор фантастический. В него Рязанов был влюблён, как в актёра. И Андрюша делал всё, что хочешь. Он просто был, прямо вот, на площадке Бог. Все восемь проб он со мной провёл. И со всеми остальными актрисами. Он был абсолютно в этом смысле не капризный. И он так импровизировал, он так всё делал, так всех смешил, был такой обаятельный, очаровательный, непредсказуемый, что, когда появлялась я, какая-то забитая, и боялась его, не знала, встану ли я в кадр, на то место, которое мне определил оператор, куда я должна встать, чтобы попасть в свет, у меня была масса проблем. Я только думала о том, скорей бы мне выйти отсюда».